История становления хозяйственных судов в Республике Беларусь с 1922 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе я хочу рассмотреть ряд вопросов, касающиеся общего положения о хозяйственных судах в Республике Беларусь, определить полномочия и состав хозяйственных судов областей. Также я обозначу значение, формирование и компетенцию Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и кратко затрону особенности структуры Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний правильно, объективно и всесторонне раскрыть тему курсовой работы.

Работа содержит 1 файл

курсовая - копия1.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

     Принципы организации и деятельности  хозяйственных судов:

- законность;

- независимость  судей при осуществлении правосудия;

- состязательность  и равенство сторон в процессе;

- открытость  и гласность судебного разбирательства;

- свободный  доступ к правосудию;

- обязательность  судебных актов для всех организаций  и граждан [11, c. 106].

     В основе построения и функционирования, хозяйственных судов лежат демократические начала, являющиеся конституционными основами организации и деятельности всей судебной системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОСТАВ  И ПОЛНОМОЧИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУДОВ  ОБЛАСТЕЙ И ГОРОДА МИНСКА 

     В каждой области Республики Беларусь действует хозяйственный суд соответствующей области, а в городе Минске – хозяйственный суд города Минска.

     Специализированные хозяйственные суды образуются Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь7.

     В состав хозяйственных судов  областей Республики Беларусь  входят:

- хозяйственный  суд Брестской области;

- хозяйственный  суд Витебской области;

- хозяйственный  суд Гомельской области;

- хозяйственный  суд Гродненской области;

- хозяйственный  суд Могилевской области;

- хозяйственный  суд Минской области;

- хозяйственный  суд города Минска;

а также  специализированные хозяйственные  суды (по банкротству, земельные, налоговые  и иные), образуемые при необходимости  Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

     Структура хозяйственного суда  области выглядит следующим образом:

- судьи,  в том числе председатель суда  и заместитель председателя суда;

- кассационная  инстанция;

- судебные  коллегии;

- судебные  составы;

- аппарат  суда, в том числе служба судебных  исполнителей.

     Все судьи хозяйственных судов,  являются носителями судебной  власти, обладают единым статусом  и различаются между собой  только объемом полномочий и  компетенцией. Судья рассматривает и разрешает споры, способствуя достижению мирового соглашения между спорящими сторонами, рассматривает кассационные и надзорные жалобы, изучает и обобщает судебную практику, выявляет правовые коллизии, нарушения законодательства и принимает меры к их устранению, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательными актами. При рассмотрении дел судья хозяйственного суда вправе требовать от государственных и иных органов, должностных лиц и граждан исполнения его законных распоряжений, требований, поручений8.

     Полномочия председателей хозяйственных  судов областей:

- организуют деятельность хозяйственных судов областей;

- формируют судебные коллегии и судебные составы;

- председательствуют в судебных заседаниях коллегий;

- рассматривают протесты на вступившие в законную силу и не обжалованные в кассационном порядке судебные акты этих судов;

- вносят представления в Президиум Высшего Хозяйственного Суда на постановления, вынесенные коллегией этого суда по проверке законности решений хозяйственных судов;

- распределяют обязанности между своими заместителями; осуществляют общее руководство аппаратами названных судов, назначают на должности и освобождают от должностей работников аппаратов, этих судов;

- организуют работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов судов;

- руководят работой по анализу и обобщению судебной практики и ведением судебной статистики;

- представляют хозяйственные суды в отношениях с государственными и иными органами; осуществляют другие функции организационного руководства соответствующими судами [11, c. 105].

     Хозяйственные суды областей были образованы 5 мая 1991 года после принятия Верховным Советом Белорусской ССР Закона «О хозяйственном суде в Республике Беларусь». Закон введен в действие с 1 июля 1991 года [12, c. 364]. Деятельность хозяйственного суда тесно связана с состоянием экономики области, именно посредством анализа работы хозяйственного суда видно, как складывается ситуация не только по отраслям экономики, но и по отдельным регионам. Экономическое правосудие в Брестской области содействует укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Отправление правосудия и исполнение судебных решений является приоритетным направлением в работе суда, так как именно эти вопросы служат критерием оценки выполнения основного предназначения суда, обеспечения судебной защиты гарантированных Конституцией прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, интересов государства и его органов.

     Хозяйственный суд Брестской  области является и судом апелляционной  инстанции. Апелляционная инстанция  на основании апелляционной жалобы (протеста) на судебное постановление  хозяйственного суда первой инстанции,  не вступившее в законную силу, повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам. Основные приоритеты суда – качество и оперативность отправления правосудия и исполнения, при высокой культуре судопроизводства. Хозяйственный суд в организационной структуре это не только судьи, это целый ряд взаимосвязанных структурных подразделений и вспомогательного персонала, без которых невозможно выполнение стоящих перед судом задач.

     Хозяйственный суд Гомельской  области осуществляет свою деятельность  в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О хозяйственных судах в РБ» и Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, Кодексом «О судоустройстве и статусе судей». Одной из основных задач, возложенных на хозяйственный суд, является задача содействия укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. В связи с этим, помимо своей основной функции по отправлению правосудия, судом проводится профилактическая работа, направленная на пропаганду хозяйственного законодательства и правовое просвещение граждан, субъектов хозяйствования. Это многочисленные лекции, семинары, публикации, выступления на радио и телевидении по наиболее актуальным правовым вопросам, прямые линии и приемы граждан.

     В хозяйственном суде Гомельской  области всего работает 62 человека, в том числе 13 судей и 1 стажер  судьи, 10 судебных исполнителей, 9 специалистов, 13 секретарей судебного заседания  — помощников судей, 7 работников  канцелярии, а также 9 человек обслуживающего персонала.

     В состав хозяйственного суда  Гродненской области входит 55 человек,  в том числе 12 судей, 8 судебных  исполнителей и 9 специалистов, а  также 26 технических работников.

     Правосудие в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности осуществляется хозяйственным судом Могилевской области  по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в хозяйственных судах Республики Беларусь. Судопроизводство  регулируется Конституцией Республики Беларусь, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях,  законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь.

     Хозяйственный суд Минской области  имеет следующую структуру:

- председатель;

- заместитель  председателя;

- 15 судей;

- управление  обеспечения работы хозяйственного  суда;

- отдел  судебной практики;

- отдел  организационно–кадровой работы  и хозяйственного обеспечения;

- отдел  исполнения постановлений.9

     Хозяйственный суд Минской области  рассматривает в пределах своей  компетенции дела в качестве  суда первой инстанции, в апелляционном  порядке и по вновь открывшимся  обстоятельствам, изучает и обобщает  судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику, готовит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

     Хозяйственный суд города Минска  основан в 1998 году путём выделения  его из состава хозяйственного  суда Минской области. 

    Создание городского суда в  системе хозяйственных судов  было призвано разрешить объективную  реальность того времени, поскольку в его деятельности остро нуждалась мощная индустрия города Минска, где сосредоточен крупный капитал, зарегистрированы и действуют свыше 60 % субъектов хозяйствования Беларуси.

     На первом этапе своего становления  суд действовал в составе судебной коллегии по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции и надзорной инстанции, функции которой осуществлял председатель суда.

     Председатели хозяйственных судов областей:

- организуют  деятельность хозяйственных судов  областей; формируют судебные коллегии и судебные составы;

- председательствуют  в судебных заседаниях коллегий;

- рассматривают  протесты на вступившие в законную  силу и не обжалованные в кассационном порядке судебные акты этих судов;

- вносят  представления в Президиум Высшего  Хозяйственного Суда на постановления,  вынесенные коллегией этого суда  по проверке законности решений  хозяйственных судов;

- распределяют  обязанности между своими заместителями; осуществляют общее руководство аппаратами названных судов, назначают на должности и освобождают от должностей работников аппаратов, этих судов;

- организуют  работу по повышению квалификации  судей и работников аппаратов  судов; руководят работой по анализу и обобщению судебной практики и ведением судебной статистики;

- представляют  хозяйственные суды в отношениях  с государственными и иными  органами; осуществляют другие функции  организационного руководства соответствующими  судами.

     С момента вступления в 1999 году  в силу Хозяйственного процессуального  кодекса Республики Беларусь, которым  был установлен пересмотр судебных  постановлений суда первой инстанции  в кассационном порядке непосредственно  в хозяйственных судах, в хозяйственном суде г. Минска приказом председателя была образована кассационная инстанция.

     Первоначально суд действовал в составе 17 судей. Сегодня в хозяйственном суде г. Минска работает 28 судей (в том числе председатель и 2 заместителя председателя), входящих в 5 судебных коллегий10. 

ЗНАЧЕНИЕ, КОМПЕТЕНЦИЯ И СТРУКТУРА ВЫСШЕГО  ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1. Значение  и компетенция Высшего Хозяйственного Суда

     Высший Хозяйственный Суд Республики  Беларусь возглавляет систему  хозяйственных судов. Он несет ответственность за выполнение задач, возложенных на хозяйственные суды, а также организацию, состояние и совершенствование их деятельности. Является высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (экономических) споров и иных дел, рассматриваемых хозяйственными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью. Высший Хозяйственный Суд осуществляет проверку деятельности хозяйственных судов областей и города Минска, заслушивает их отчеты, изучает, обобщает и распространяет положительный опыт работы [9, c. 82].

     Не реже одного раза в год  Высший Хозяйственный Суд информирует  о деятельности хозяйственных  судов государства Президента  Республики Беларусь, а также  Палату представителей и Совет  Республики Национального собрания  Республики Беларусь.

     Высший Хозяйственный Суд Республики  Беларусь рассматривает:

- дела  по первой инстанции, отнесенные к его подсудности Хозяйственным процессуальным кодексом:

- хозяйственные  (экономические) споры между Республикой  Беларусь и административно-территориальными единицами республики, между административно-территориальными единицами;

Информация о работе История становления хозяйственных судов в Республике Беларусь с 1922 г