Административное правонарушение

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:23, реферат

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы. В борьбе с правонарушениями основные усилия ОВД направлены на профилактику этих проступков и на устранение причин, их порождающих. Однако это не исключает возможности использования правовых санкций в отношении лиц, виновных в совершении административных правонарушений. Именно посредством административных взысканий, наряду с другими мерами, обеспечивается превенция административных проступков.

Работа содержит 1 файл

право курсач.docx

— 49.41 Кб (Скачать)

    Административная  ответственность по коап (поводы к возбуждению административного дела, протокол об административном правонарушении, его содержание, порядок и условие составления и доказательное значение) 25 оглавл. Введен. Осн часть. Выводы, список литры 

     Актуальность  темы курсовой работы. В борьбе с  правонарушениями основные усилия ОВД  направлены на профилактику этих проступков и на устранение причин, их порождающих. Однако это не исключает возможности  использования правовых санкций  в отношении лиц, виновных в совершении административных правонарушений. Именно посредством административных взысканий, наряду с другими мерами, обеспечивается превенция административных проступков.

     Разумеется, эти санкции реализуются не сами по себе, а в процессе особого  рода правовой деятельности, получившей наименование административной юрисдикции. В процессе ее осуществления компетентные органы (в том числе органы внутренних дел) рассматривают дела об административных правонарушениях и принимают  решения. Основанием применения взыскания, возбуждения дела об административном правонарушении является наличие в содеянном административного проступка. Поэтому осуществление юрисдикции невозможно без глубокого знания понятия состава административного проступка, а также без глубокого знания понятия самого правонарушения. Необходимые знания помогут правильно квалифицировать административные проступки, принимать законные решения по делам, обеспечивать соблюдение законности, охрану прав и интересов граждан.

     Важной  группой правонарушений, особенно для  сотрудников органов внутренних дел, являются правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Выявлением, пресечением  и рассмотрением большинства  правонарушений данной категории занимаются различные подразделения органов внутренних дел подразделения службы охраны общественного порядка, служба участковых уполномоченных милиции и др. Поэтому в целях грамотного использования законодательства сотрудникам органов внутренних дел необходимы знания данной группы правонарушений. 

       Целью работы является описание  процедуры рассмотрения административного правонарушения в таких аспектах как:

  • Поводы к возбуждению административного дела.
  • Протокол об административном правонарушении.
  • Содержание протокола об административном правонарушении
  • Порядок и условия составления протокола об административном правонарушении
  • Доказательственное значение протокола об административном правонарушении.

    Глава 1  

      1.1. Понятие административного правонарушения 

     Как известно, деятельность человека состоит  из поступков. Поступок – главный  элемент человеческих взаимоотношений, в котором проявляются различные  качества личности, как хорошие, так  и дурные, отношение к проблемам  действительности, к окружающим людям. Всякий поступок влечет за собой неизбежные результаты: изменения в отношениях людей, в их сознании, он также влечет последствия и для самого действующего лица. Поступок всегда связан с определенной ответственностью человека за свои действия.

     В сфере правовых отношений поступок может иметь двойное значение. Основную часть актов поведения  личности составляют поступки правомерные  – то есть соответствующие нормам права, требованиям законов. Антиподом правомерного поведения является поведение неправомерное, то есть противоречащее нормам права. Неправомерное поведение выражается в правонарушениях, как это следует из самого термина, актах, нарушающих право, противных ему.

     Каждое  отдельное правонарушение, как явление  реальной действительности, конкретно: оно совершается конкретным лицом, в определенном месте. В определенное время, противоречит определенному  правовому предписанию, характеризуется  точно определенными признаками.

     Вместе  с тем, несмотря на различие отдельных  правонарушений и их видов, все правонарушения, как антисоциальные явления, имеют общие черты.

      Признаки  административного правонарушения, закрепленные в праве, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности правонарушителя. Вместе с тем совокупность признаков административного правонарушения и его юридический состав – явления не тождественные. Они решают разные задачи, у них различное назначение. С помощью признаков административного правонарушения мы получаем общую социально-психологическую и юридическую характеристику того или иного деяния. Юридический состав решает задачу, связанную с правовой квалификацией действия либо бездействия и привлечением нарушителя к ответственности. Под составом административного правонарушения следует понимать установленную правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние является административным правонарушением1.

      Установление  признаков административного правонарушения не ведет автоматически к наличию  юридического состава этого деяния. Например, противоправное посягательство, совершенное лицом, не достигшим 16-летнего возраста, может характеризоваться всеми признаками административного правонарушения. Однако оно не влечет административной ответственности, ибо в нем отсутствует юридический состав правонарушения, поскольку объектом административного проступка может быть только лицо, достигшее 16 лет.

      В теории административного права  под составом административного правонарушения понимается единство установленных КоАП РФ объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение (например, незаконное врачевание, занятие проституцией, самоуправство). К объективным элементам состава относятся: объект посягательства, т.е. регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная сторона административного проступка – внешние признаки, характеризующие противоправные действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановку, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушении.

      К субъективным элементам состава относятся признаки, характеризующие субъекта административного правонарушения (возраст, вменяемость, особенности административно-правового статуса – гражданин, должностное лицо, юридическое лицо), вина в форме умысла и неосторожности, мотив и цель административного правонарушения.

      Таким образом, состав административного правонарушения характеризуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. 

      1.2. Объект административного правонарушения 

      Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области исполнительно-распорядительной деятельности и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. В качестве родового объекта административного проступка выступают: личность, права и свободы граждан; общественная безопасность; собственность; государственный и общественный порядок; отношения в сфере экономики; установленный порядок управления.

      Каждый  конкретный проступок имеет видовой, т.е. непосредственный, объект посягательства (общественная нравственность, честь, достоинство граждан – при мелком хулиганстве). При этом в процессе правоприменения очень важно выявить конкретную норму права, запрет, законное требование, правило, стандарт, которые были нарушены и содержат описание непосредственного объекта посягательства.

      Если  конкретное противоправное деяние посягает на общественные отношения, не охраняемые нормами КоАП РФ и законов субъектов  РФ об административных правонарушениях, то здесь нет объекта административного  правонарушения, а следовательно, и нет всего состава административного правонарушения. 

      1.3. Объективная сторона административного правонарушения 

      Объективная сторона состава характеризует проступок как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя норм права, влекущий административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и наступившем результате.

      Анализируя  объективную сторону состава  административного правонарушения, правоприменителю необходимо учитывать значительное многообразие проявлений объективной стороны конкретных составов административных проступков. Так, мелкое хулиганство может выражаться: в оскорбительном приставании к гражданам; нецензурной брани, сопровождаемой скандалом и угрозой; оскорблении граждан словами и жестами; распевании непристойных песен; срывании информационных и рекламных плакатов, афиш, газет; беспричинном из хулиганских побуждений вызове скорой медицинской помощи, пожарной охраны, милиции, такси; вывешивании в общественных местах непристойных рисунков, текстов; написании нецензурных слов на заборах, стенах домов, в местах общественного пользования; беспричинном, умышленном создании паники в общественных местах; умышленной езде на транспорте по лужам вблизи тротуаров, переходов; поджигании бумаги на стадионах; поджигании корреспонденции в почтовых ящиках и т.д. и т.п.

      Нередки случаи, когда объективная сторона  конкретных составов административных правонарушений формулируется с помощью бланкетных диспозиций (норм). В частности, КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности, а сами правила при этом содержатся как в нормах законодательства, так и в подзаконных нормативных актах, например в строительных правилах, утверждаемых соответствующими органами исполнительной власти.

      Содержание  объективной стороны характеризуют  такие квалифицирующие признаки, как повторность, неоднократность, злостность, систематичность противоправного посягательства, длящееся правонарушение.

      Повторность означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному наказанию (т.е. в состоянии административной наказанности). Этот квалифицирующий признак служит обстоятельством, отягчающим ответственность, и влечет более строгое административное наказание.

      Неоднократностью  административного проступка признается совершение более двух однородных правонарушений, предусмотренных конкретной статьей КоАП РФ.

      Злостным, систематическим, продолжающимся административным правонарушением является совершение ряда возобновляемых во времени, тождественных действий или бездействия, составляющих в совокупности единое правонарушение. Каждый из названных признаков раскрывает специфические оттенки объективной стороны конкретного административного правонарушения и оказывает решающее влияние на квалификацию деяния и выбор правоприменителем вида и размера административного наказания, назначаемого правонарушителю.

      Признак злостности характеризует упорство, четко выраженное нежелание правонарушителя подчиниться неоднократно предъявляемым законным требованиям, предупреждениям полномочного должностного лица, представителя власти, другого компетентного лица. Это, например, неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной 
границы РФ. Данное обстоятельство в КоАП РФ отнесено к отягчающим административную ответственность.

      Систематическим признается правонарушение, совершаемое в течение года несколько раз (более трех нарушений), причем в какой-либо одной сфере, одними и теми же субъектами. В качестве примера можно назвать систематическое нарушение водителями Правил дорожного движения. Подобные правонарушения влекут максимальную санкцию в пределах, установленных конкретной статьей КоАП РФ.

      Под продолжаемым административным правонарушением понимается совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных (сходных) правонарушений, за каждое из которых нарушитель должен привлекаться к административной ответственности. Например, КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение порядка объявления выходных данных тех или иных изданий. Здесь имеется в виду выпуск (изготовление), а равно распространение продукции средств массовой информации без указания установленных выходных данных, с неполными или заведомо ложными выходными данными. Неоднократное совершение таких правонарушений и следует рассматривать как продолжаемое.

Информация о работе Административное правонарушение