Земельные ресурсы ТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 15:23, реферат

Описание работы

Тюменская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Уральского федерального округа.
Административный центр — г. Тюмень.
Граничит с Омской, Курганской, Свердловской, Томской областями, Ненецким автономным округом, Республикой Коми, Красноярским краем, а также с Северо-Казахстанской областью Казахстана; единственный регион России, простирающийся (вместе с автономными округами) от Северного Ледовитого океана на севере до государственной границы на юге.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

Тюменская государственная академия культуры ,искусств

и социальных технологий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

«Земельные  ресурсы ТО» 
 
 
 
 

Выполнила :Студентка 2 курса СКД,

Екатерина Евгеньевна

Проверил :Янин Алексей Николаевич 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011г.

Введение:

Тюменская область  — субъект Российской Федерации, входит в состав Уральского федерального округа.

Административный  центр — г. Тюмень.

Граничит с  Омской, Курганской, Свердловской, Томской  областями, Ненецким автономным округом, Республикой Коми, Красноярским краем, а также с Северо-Казахстанской областью Казахстана; единственный регион России, простирающийся (вместе с автономными округами) от Северного Ледовитого океана на севере до государственной границы на юге.

Образована 14 августа 1944 года[2]. Первым руководителем (председателем исполкома областного Совета депутатов трудящихся) был Кошелев Кузьма Фёдорович

Географические  характеристики

Тюменская область  по площади занимает 3 место по России[3], уступая лишь Якутии и Красноярскому  краю, и 1 место среди 4 регионов Уральского федерального округа.[3] Область занимает большую часть Западно-Сибирской равнины и фактически делит территорию России на две большие части: западнее — Урал и Европейская часть страны, восточнее — азиатская: Сибирь и Дальний Восток.

Тюменская область  протягивается на 2100 км с севера на юг и на 1400 км с запада на восток.

Самая северная точка Тюменской области располагается  на полуострове Ямал — мыс Скуратова 73°30' с. ш., самая западная — у истоков  реки Северная Сосьва, (58°50 в. д.), крайняя восточная — в Нижневартовском районе у истока реки Вах (86°00'), крайняя южная — в Сладковском районе, на границе с Казахстаном (55°10' с. ш.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Климат:

Область имеет  экстремальные природно-климатические  условия на большей части территории — 90% её отнесено к районам Крайнего Севера или приравнено к ним.

Средняя температура  января колеблется от -17°С в районе Тюмени до -27°С на севере. Продолжительность  морозного периода составляет от 130 в Тюмени до 210 и более в районе тундры.

Гидрология:

По территории области протекает более 70 тысяч  водотоков протяжённостью более 10 км, их суммарная длина составляет 584,4 тысяч км. Крупнейшие реки области  — Обь (185 км?/год) и Иртыш (36,5 км?/год) — имеют судоходное значение.

В области расположено  примерно 70 тысяч озёр. На севере и  в центральной части распространены термокарстовые и болотные озёра, на юге — бессточные солёные водоёмы  в понижениях рельефа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Природные ресурсы:

Природные ресурсы

В Тюменской области сосредоточена основная часть запасов нефти и газа страны. Общий объём поисково-разведочного бурения превысил 45 млн м. Добыча нефти сосредоточена в среднем Приобье. Газ добывается преимущественно в северных районах. Крупные месторождения нефти — Самотлорское, Холмогорское, Красноленинское, Фёдоровское, газа — Уренгойское, Медвежье, Ямбургское. Глубина залегания от 700 м до 4 км. Производится добыча торфа, сапропелей, кварцевых песков, известняков. Разведано около 400 месторождений сырья для производства строительных материалов.

Рудные полезные ископаемые и драгоценные камни  открыты на восточном склоне Приполярного и Полярного Урала (в частности, месторождения свинца, меди, хромитов). 

Область богата запасами пресной воды, которые представлены крупными реками — Обь, Иртыш, Тобол, озерами (650 тыс.) — Чёрное (224 км?), Большой Уват (179 км?) и др., подземными водами, в которых содержится более половины российских запасов йода (30 млг/л) и брома (40-50 млг/л). 

Большая часть  территории (43 млн га) покрыта лесами. По лесным ресурсам область занимает третье место в Российской Федерации после Красноярского края и Иркутской области. Общий запас древесины оценивается в 5,4 млрд м.

Тюменская область  располагает значительными и  разнообразными запасами полезных ископаемых.

Наиболее крупные  месторождения нефти сосредоточены  в Среднем Приобье — Самотлорское, Приобское, Приразломное.  

Далее к северу нефтяные залежи постепенно сменяются  газовыми, газоконденсатными и нефтегазовыми. По оценкам специалистов, на территории Тюменской области сосредоточено 65% российских запасов нефти и 92% — природного газа.  

Большая часть  территории региона (43 млн. га) покрыта  лесами. Область располагает значительными  земельными ресурсами: общая площадь  сельскохозяйственных угодий составляет свыше 4 млн. га, не считая обширных оленьих пастбищ (53 млн. га). По запасам древесины Тюменская область входит в пятёрку ведущих регионов страны.  

Для экономики  области лесопромышленный комплекс не менее важен, чем нефтегазовый. Общий запас древесины в Тюменской области составляет 4,9 млрд. м3. На долю наиболее ценных в качественном отношении хвойных пород приходится около 80% запаса древесины. Расчетная лесосека составляет 35 м3.  

Важное значение имеют рудные полезные ископаемые и  драгоценные камни, которые открыты на восточном склоне Приполярного и Полярного Урала, вмещающие широкую гамму редких, цветных металлов, хромитовых, железных и других руд. Общие ресурсы золота Приполярного и Полярного Урала оцениваются более, чем в 1000 тонн, фосфоритов — 424,8 млн. тонн, ресурсы марганца — 1100 млн. тонн.  

На территории области производится добыча торфа, сапропелей, кварцевых песков, кирпичных  и керамзитовых глин, известняков, строительного  камня. Выявлено и в разной степени  разведано около 400 месторождений сырья для производства строительных материалов. В Тюменской области разведано и оценено 48 песчано-гравийных месторождений с суммарными запасами 745 млн. м3. Наиболее крупные месторождения этого сырья: Катравожское (район г. Салехарда), Шеркалинское, Яганокуртское, Низямское, Назымское (Среднее Приобье). В южной зоне запасы песчано-гравийной смеси незначительны (Кулаковское и Старо-Маслянское месторождения).  

В Тюменской  области сосредоточены колоссальные запасы сапропеля и торфа. В южной  части области имеются пресные и соленые озера с грязями, обладающими бальнеологическими свойствами.  

Область богата запасами пресной воды. Имеются значительные ресурсы минеральных вод. В подземных  водах нижнего и верхнего мела присутствуют йод и бром, перспективная площадь развития которых составляет почти 2 млн. км2. Содержание йода достигает 30–35 млг/л, а брома — 40–50 млг/л.  

В реках и  озёрах Тюменской области обитают 48 видов рыб, из которых 30 являются объектами  рыболовства, что имеет важное значение для населения региона, особенно коренных народов Крайнего Севера. Среди них немало ценных видов — сибирский осётр, сибирская стерлядь, обыкновенный таймень, нельма, сибирская ряпушка, пыжьян, арктический омуль, тугун, пелядь, язь, чир, муксун, щука, карась и др. Ряд видов (пелядь, карп, толстолобик и др.) — объекты товарного рыбоводства. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пользование ресурсами:

В настоящее  время в стране активно обсуждаются  проблемы реформирования платежей, взимаемых  при пользовании природными ресурсами. Трудности реформирования системы налогообложения природопользования обусловлены прежде всего спецификой. Платежи за пользование природными ресурсами направлены на изъятие государством так называемой природной ренты, образующейся у хозяйствующих субъектов при осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с использованием природных ресурсов. Решение, которое примет законодатель в отношении системы платности природопользования, окажет влияние на формирование доходной части бюджетов России и территорий, а также деятельность хозяйствующих субъектов - налогоплательщиков. 

Платежи за природные  ресурсы входят в пятерку бюджетообразующих  налогов в целом по России. Что  касается территории Юга Тюменской  области, то здесь они имеют гораздо  более существенный вес. За 2003 год в бюджет Юга Тюменской области поступило 12,7 млрд рублей платежей за пользование природными ресурсами, что составляет более 50 процентов от общего объема налоговых поступлений территориального бюджета. В силу действующего законодательства установлена такая структура поступлений в бюджет Юга области, когда с частью НДПИ от автономных округов за пользование природными ресурсами не может сравниться ни один налог. Показатели уплаченных природопользователями непосредственно Юга Тюменской области платежей, администрируемых нашим управлением, куда более скромные - в общем объеме поступлений данные налоги занимают всего 6% и составляют 1,3 млрд руб. 

В общем виде структура платежей за пользование  природными ресурсами, сложившаяся  на 1.01.2003 года, выглядит так: налог на добычу полезных ископаемых составляет 48 процентов, земельный налог - 37 процентов, плата за пользование водными объектами - 4,0 процента, регулярные платежи за пользование недрами - 6,2 процента, плата за загрязнение окружающей природной среды - 3,1 процента, плата за пользование лесным фондом - 1,0 процент. 

Это обусловлено  тем, что для Юга Тюменской  области характерен сравнительно узкий  набор полезных ископаемых - в настоящее  время используются только пески, глины  и подземные воды. В перспективе может быть организована добыча йода и брома. На территории Юга области открыты Тобольское и Черкашинское месторождения йодо-бромных вод, имеющих промышленное значение, с общими запасами по всем категориям 130 тыс.м3/сут. 

Самым ценным минеральным  ресурсом является нефть, запасы которой сосредоточены в северной части Юга области, главным образом в Уватском районе. На конец 2003 года на территории Юга Тюменской области было открыто 12 месторождений нефти. В промышленной разработке находится только одно месторождение - Кальчинское, которое в настоящее время выведено на максимальный уровень добычи нефти, составляющий 900 тыс. тонн в год. 

Более 99 % поступлений  налога на добычу полезных ископаемых обеспечены результатом деятельности ОАО "Тюменьнефтегаз" по добыче углеводородного сырья. 

Для поддержания  достигнутого уровня добычи в целом  по региону и ее дальнейшего увеличения необходимо в 2004 - 2005 гг. вводить в  эксплуатацию новые месторождения, в первую очередь Северо-Демьянское. Определенные перспективы выявления запасов нефти имеются на территории Вагайского, Тобольского и других районов, но по общим геологическим закономерностям предполагается, что они будут размещаться в залежах небольшого размера и иметь пониженную продуктивность, что обусловит повышенные удельные затраты на разведку и добычу. Для подготовки запасов нефти к промышленному освоению в регионе за счет средств недропользователей, областного и федерального бюджетов реализуется программа геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы. 

Основными направлениями  бюджетно-налоговой политики в части  реформирования платежей за природные  ресурсы в последние годы стали  увеличение налоговой нагрузки на ресурсный  сектор экономики, изменение структуры  налоговой нагрузки платежей за природные ресурсы, а также рост объемов централизации в федеральном бюджете поступлений от использования природных ресурсов. Налог на добычу полезных ископаемых, введенный главой 26 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2002 года, заменил два основных платежа - за пользование недрами при добыче полезных ископаемых и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а в отношении нефти и газового конденсата - кроме того, акциз. 

Изменение порядка  налогообложения нефти и газового конденсата, связанное с применением специфических ставок налога, определяет размер налогового платежа независимо от трансфертных, внутрикорпоративных цен, составляющих гораздо меньшую величину по сравнению с реальной рыночной стоимостью добытых полезных ископаемых. Указанный фактор, а также высокий уровень цен на мировом рынке нефтяного сырья повлияли на увеличение более чем в 2 раза поступления налога на добычу полезных ископаемых в 2002 году в сравнении с платежами, взимаемыми в 2001 году. С введением налога на добычу полезных ископаемых удалось устранить и ряд других недостатков прежней системы платежей при пользовании недрами. Напомню: платежи за пользование недрами при добыче полезных ископаемых были введены в 1992 году не налоговым законом, а актом, регулирующим правовые вопросы недропользования, - законом Российской Федерации "О недрах". Это было обусловлено, во-первых, тем, что единая для всей Российской Федерации практика налогообложения при добыче полезных ископаемых отсутствовала. А во-вторых, особый статус всех ресурсных платежей (в качестве компенсационных платежей) предопределен их гражданско-правовым характером: условия пользования недрами закрепляются в лицензиях на право добычи полезных ископаемых, пользования водными объектами. Разрешительный характер имеют и платежи за пользование лесным фондом, и платежи за загрязнение окружающей природной среды. Размер платежей за пользование недрами определялся с учетом экономико-географических условий, размера участка, вида полезного ископаемого, его количества и качества, степени изученности территории, горнотехнических условий освоения и разработки месторождения, то есть в размере платежей за пользование недрами присутствовала рентная составляющая. Вместе с тем Закон Российской Федерации "О недрах" не содержал определения всех элементов налогообложения в том их значении, которое требует налоговое законодательство. 

Информация о работе Земельные ресурсы ТО