Территориальная организация и структура РФ

Автор: Сергей Матвеев, 23 Ноября 2010 в 09:40, доклад

Описание работы

Построение государства, его внутренняя территориальная и национальная организация складываются исторически под влиянием различных факторов, предопределяя в дальнейшем основные параметры жизнедеятельности государства и общества.
В составе Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ 1993 г, двадцать одна республика, шесть краев, сорок девять областей, два города федерального значения, одна автономная область, десять автономных округов.
“Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории”, — говорится в ст. 4 Конституции России.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 29.65 Кб (Скачать)

ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ  АВТОДОРОЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ

АМО  гр. 4152  

Студент: Матвеев А.С.

Преподаватель: Жидьяева И.П. 

Доклад

 на тему:

Территориальная организация и  территориальная  структура 

в Российской Федерации 

Построение государства, его внутренняя территориальная  и национальная организация складываются исторически под влиянием различных  факторов, предопределяя в дальнейшем основные параметры жизнедеятельности  государства и общества.

       В составе Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ 1993 г, двадцать одна республика, шесть краев, сорок девять областей, два города федерального значения, одна автономная область, десять автономных округов.

      “Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории”, — говорится в ст. 4 Конституции России.

     Административно-территориальное устройство не сводится к простому географическому делению территории. Оно необходимо для рациональной организации жизни людей, производства и управления. В его основу положено несколько принципов, наиболее универсальными среди которых являются экономический, национальный и политический.

      Экономический принцип предполагает учет естественно-географических и производственных особенностей страны, размеров ее территории, численности и плотности населения, его тяготение к определенным экономическим центрам, направление и характер путей сообщения, размещение производительных сил.

      Комплексное применение экономического, национального и политического принципов, с учетом сложившихся традиций и иных факторов позволяет осуществить рациональное выделение административно-территориальных единиц. Их характерными признаками являются: четко очерченные границы, компактность, непрерывность и экономическая целостность территории, право населения формировать органы государственной власти и местного самоуправления. Именно в силу этого права определенная территория обретает черты, присущие социально-политической организации и получает статус административно-территориальной единицы.

      Организация России с точки зрения ее внутреннего построения с учетом национальных и территориальных факторов представляется сложной и настолько важной, что от нее в значительной степени зависит настоящее и будущее нашей страны и ее государственности.

     В связи с этим учреждение федеральных округов, по справедливому мнению экономистов, следует расценивать как один из административных способов поиска форм и методов управления системой федеративных отношений, их реформирования России, укрепления федерального центра и вертикали власти. Образование федеральных округов представляется одной из важнейших мер совершенствования федеративных отношений в рамках действующей Конституции России.

       Смысл существования федеральных округов в необходимости территориального приближения федеральной власти к субъектам Федерации; осуществления взаимодействия центра с регионами, аккумуляции региональных проблем в целях совместного поиска решений и объединения ресурсов государства.

       Решение большинства конфликтов, многих проблем становления и развития федеративных отношений в России, выхода страны из затянувшегося кризиса лежит в экономической плоскости. Федеральные округа содействуют объединению федеральных и региональных ресурсов, направляемых на социально-экономическое развитие субъектов Федерации, совместному решению региональных экономических проблем в случае неспособности субъектов России разрешить их самостоятельно, а также развитию производственных сил на межрегиональном уровне. Разные по уровню экономического развития субъекты России могут координировать свои усилия, комплексно интегрироваться в границах федеральных округов. Результат - получение общего экономического эффекта для ряда субъектов Федерации.

      Некоторые вопросы социально-экономического развития территорий,  субъекты Российской Федерации могут решать самостоятельно, не привлекая существенные средства из федерального бюджета.

      Позволяя обеспечить организационные и экономические механизмы роста региональных экономик, федеральные округа способны выровнять наиболее опасную для существования федеративного государства асимметрию социально-экономического развития регионов, что предоставляет возможность оптимизировать экономические основы российского федерализма.

        Формальное объединение субъектов Федерации в федеральные округа и, как следствие, выявление общих для регионов вопросов создает условия их консолидации, выравнивания асимметрии социально-экономического развития, укрепления единства экономического и политического пространства, территориальной целостности государства.

      В настоящее время параметры социально-экономического развития страны устанавливаются применительно  к ее макрорегионам (зонам), внутри макрорегионов - по отдельным регионам (экономическим районам).

      Исходное  значение имеют изучение и планирование основных социально-экономических  показателей по макрорегионам страны.

      Макрорегионы — это крупные экономические зоны страны с характерными природными и экономическими условиями развития производительных сил, зависящими от сочетания и концентрации природных ресурсов, исторических факторов хозяйственного становления и регионального распределения населении.

      В настоящее время для макроэкономических исследований выделяются два макрорегиона - европейская и восточная зоны страны. Их демографические и природные ресурсы столь различны, что подходы к изучению этих зон принципиально не совпадают.

      На  территории европейской зоны страны сконцентрировано более 78% населения  России, здесь производится 73% товарной продукции промышленности, 76% продукции  сельского хозяйства. Вместе с тем  производственный комплекс зоны испытывает острый недостаток сырьевых ресурсов, в первую очередь - топливно-энергетических.

      В то же время основные природные ресурсы  сосредоточены в восточной зоне страны. Восток страны играет ведущую  роль в обеспечении страны сырьем, топливом и конструкционными материалами. Здесь добывается более 79% угля, 69% нефти  с газовым конденсатом, 92% газа, выпускается 62% продукции цветной металлургии  и т. д. Подавляющая часть сырьевых ресурсов потребляется в европейской  зоне страны и экспортируется.

        Экономический район является основным элементом территориальной структуры народнохозяйственного комплекса страны.

      Экономический район является основным элементом  территориальной структуры народнохозяйственного  комплекса страны. Он выделяется специализацией в территориальном разделении труда, присущей только ему структурой хозяйства, получившей развитие на основе специфического для данной территории сочетания  природных ресурсов и социально-экономических  предпосылок.

      Обязательный  признак экономического района —  относительно законченная система  воспроизводственного процесса.

           Региональная политика является составной частью общегосударственной политики в области экономического и социального развития страны. Можно считать, что региональная политика - это система государственных мер, определяющих взаимоотношения государства с регионами на различных этапах социально-политического развития.

      Особое  значение имела региональная политика в решении таких конкретных социальных проблем, как:

      - систематическое выравнивание уровня жизни населения по районам страны с учетом национальных особенностей населения;

      - создание плановой системы расселения по территории;

      - осуществление мероприятий в области природных ресурсов и окружающей среды.

            За несколько последних десятилетий региональная политика государства неоднократно корректировалась

      Таким образом, территориальные пропорции  отражают, с одной стороны, соотношение  между возможностями регионов и  достигнутым уровнем их развития, с другой — соотношение между  регионами в производстве и потреблении  всех видов продукции, в уровнях  социального развития.

      Природные ресурсы (земельные, водные, лесные, энергетические и минеральные), их региональное распределение, экономика добычи и использования  рассматриваются как базовый  элемент формирования территориальных  пропорций, основа их достаточной устойчивости во времени в силу длительности отработки  вовлеченных в эксплуатацию месторождений, высокой капитало и материалоемкости освоения новых. Для России принципиально важным является сдвиг основных ресурсных баз в слабоосвоенные районы востока, севера и северо-востока России.

      На  востоке страны сконцентрировано более 86% разведанных запасов топливных  ресурсов, 85% гидроэнергетического потенциала, большая часть лесных ресурсов страны, основные запасы руд цветных металлов, железных руд и сырья для химической промышленности. Слабая геологическая  изученность большей части районов  Восточной Сибири и Дальнего Востока  страны позволяет рассчитывать на выявление  новых месторождений различных  ископаемых и на усиление ресурсной  базы востока страны, как фактора  развития производительных сил.

      В то же время Поволжье и Урал, ранее  включавшиеся в состав восточной  зоны страны, в силу большей схожести по уровню развития и обеспеченности ресурсами переведены в состав европейской  зоны страны.

      Территориальные пропорции промышленности составляют основу экономического развития территории. Оценка эффективности территориальной организации промышленного потенциала осуществляется в несколько этапов, каждый из которых подчинен вполне конкретной в методическом отношении проблеме. На первом этапе оценивается эффективность межзонального размещения конкретного предприятия. На следующем этапе формируется вариант рациональной структуры промышленного потенциала региона с учетом региональных ограничений и предпосылок хозяйственного развития, и лишь затем оценивается общая эффективность вариантов формирования промышленного комплекса с учетом межотраслевых и межрайонных связей.

      Развитие  топливно-энергетического комплекса  России во все большей степени  определяется сложившимся несоответствием  между размещением крупнейших топливно-энергетических баз и основными центрами потребления  их продукции. Большая часть топливно-энергетических ресурсов сосредоточена в районах  восточнее Урала. Здесь сконцентрировано свыше 84% потенциальных ресурсов природного газа, свыше 75% нефти, 89% угля. В то же время европейская зона, где проживает  основная часть населения (78,4%) и производится более 73% валовой продукции промышленности, потребляется более 2/3 добываемых в стране энергоресурсов, располагает менее чем 10% потенциальных запасов топлива и 15% гидроэнергетических ресурсов. Это приводит к тому, что поток топлива из восточных районов на запад постоянно растет. Наряду с этим в европейских районах в вынужденном порядке развернута атомная программа, недостаточно подготовленная в плане экономичности и безопасности.

      Наиболее  характерными особенностями для  основной части территории европейской  зоны являются:

      - сосредоточение здесь более 78% населения России; наличие значительного комплекса природных ресурсов (минеральных, лесных, основной части фонда сельскохозяйственных угодий, водных ресурсов);

      - высокоразвитый производственный комплекс, производящий более 73% продукции промышленности (см. табл. 2.1);

      - развитая (применительно к условиям России) социальная инфраструктура;

      - развитая транспортная сеть, обеспечивающая межрайонные и межгосударственные связи России. 

      Территориальные пропорции развития отраслей промышленности и сельского хозяйства по валовой продукции

Отрасли промышленности Россия        В том числе 
   
       
Европейская зона Восточная зона
                                     
      промышленности в  целом       100       73,1       26,9
      машиностроения        100       90,0       10,0
      черной металлургии        100       85,2       14,8
      топливной промышленности       100       43,6       59,4
      цветной металлургии        100       37,9       62,1
      химической и нефтехимической                              
      промышленности       100       83,0       17,0
      лесной и деревообрабатывающей                              
      промышленности        100       70,1       29,9
      пищевой промышленности       100       78,5       21,5
      сельского хозяйства        100       76,3       23,7

Информация о работе Территориальная организация и структура РФ