Тенденции развития отраслевого рынка туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 22:59, реферат

Описание работы

Итак, для проведения анализа развития рынка туризма в России главным является постановка целей и задач.

Цели и задачи:
Характеристика отрасли (определить основные компании, их доли на рынке, динамику их изменения).
Правовое регулирование.
Конкуренция в отрасли (взаимодействие компаний).
Актуальные проблемы и перспективы отрасли.

Содержание

Введение. стр. 3
Характеристика отрасли (определить основные компании, их доли на рынке, динамику их изменения). стр. 4-10
Правовое регулирование. стр. 11-13
Конкуренция в отрасли (взаимодействие компаний). стр. 14
Актуальные проблемы и перспективы отрасли. стр. 15-17
Заключение. стр. 18
Список литературы. стр. 19

Работа содержит 1 файл

Тенденции развития отраслевого рынка туризма в России.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

Турпоток в Грецию за первые шесть месяцев текущего года вырос на 96% и составил почти 400 тысяч туристов. В результате направление поднялось на одну строчку в рейтинге в сравнение с первым полугодием прошлого года и заняло девятое место. Замыкает десятку ОАЭ: прирост составил 31%, что обеспечило направлению почти 347 тысяч российских туристов за первые шесть месяцев 2013 года.

Наибольшее снижение отмечается по Литве: минус 55% и всего 4,8 тысяч российских туристов. К слову, участники туррынка отмечают планомерное снижение интереса к этой стране на протяжении всего года. В туроператорских компаниях не называют точных причин такого снижения Литвы. Одно из предположений – туристы просто не знают, что там смотреть. Также стоит отметить снижение на 15% по Хорватии. В этом году страна ввела с Россией визовый режим, что «оттолкнуло» от направления часть туристического потока. При этом Хорватию не спас и демпинг, который сопровождал это направление практически весь сезон.

Таким образом, рекордную динамику прироста турпотока по итогам шести месяцев демонстрируют: Греция (96%), Италия (77%), Кипр (53%), Финляндия (114%), Швеция (51%), Япония (68%).

Въездной туризм

Въездной турпоток в Россию в период с января по июнь вырос на 6%. В абсолютном выражении, это 1,049 млн человек.

Наибольшее количество туристов за первые шесть месяцев текущего года в Россию приехало из Германии: 142,7 тысячи человек. Правда, турпоток из этой страны продолжает снижаться. В сравнении с периодом январь-июнь прошлого года, в этом году в России побывало на 1% меньше жителей Германии.

Китай, занимающий второе место, напротив, показал положительную динамику. Напомним, что по итогам прошлого года турпоток в Россию из этой страны вырос на 41%. Динамика первого полугодия текущего года более скромная – плюс 15%. К слову, на эту же цифру снизился российский турпоток в Китай. Российские туристические власти считают, что одним из важных факторов текущего роста является продвижение российского туристического потенциала в рамках перекрестного года туризма двух стран. Всего за первые шесть месяцев 2013 года Россию с туристическими целями посетили почти 130 тысяч китайцев.

Третью строчку рейтинга с большим отставанием занимает США. По итогам шести месяцев 67,7 тысяч граждан этой страны отправились в Россию с туристическими целями. Прирост в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил скромные 6%. А вот турпоток из Великобритании вырос на 20%, составив в количественном выражении почти 61 тыс. туристов.

Турпоток из Турции продолжает расти после взаимной отмены визового режима с Россией. С января по июнь текущего года нашу страну посетили почти 51,6 тысяч турецких туристов. Это на 11% больше, чем годом ранее.

Французы и итальянцы стали ездить в Россию реже на 7% и 4% соответственно. Обе страны не смогли перешагнуть рубеж в 50 тысяч: за полгода Россию посетило 48,2 тысячи французских путешественников и 45,7 тысяч туристов из Италии.

Количество туристов из Финляндии снизилось на 23%, составив почти 39,5 тысяч человек. Чуть менее – 35,6 тысяч человек, приехало из Израиля. Этот рынок показал прирост на уровне 5%.

Испания замыкает ТОП-10 рынков-доноров для российского туризма с показателем 24,7 тысяч туристов. Это на 7% больше, чем в первом полугодии 2012 года.

Наибольший прирост по итогам периода январь-июнь показала Куба – 113%. Правда, это всего 2,3 тыс. туристов. Турпоток из Египта вырос на 66%, составив также незначительные 2,6 тыс. человек. Турпоток из Японии вырос на 30% и составил почти 19,4 тыс. человек.

Наихудшую динамику продемонстрировала Норвегия: минус 29% и всего 6,7 тысяч туристов. Турпоток из Швеции снизился на 25% (7,9 тысяч туристов за полгода), из Финляндии – на 23%, а из Хорватии – на 14%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовое регулирование отрасли.3

  Основным законом, регулирующим права граждан в сфере туризма, в России является Федеральный закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации». Данный закон ориентирован в основном на взаимоотношения, возникающие в коммерческом туризме, и практически никак не касается спортивного, самостоятельного и экстремального туризма. Большинство проблем, возникающих у людей, путешествующих по России, возникает в областях, выходящих за рамки данного закона и подзаконных актов.

Прежде всего, следует указать на то, что декларируемое в Конституции РФ и во Всеобщей декларации прав человека право на свободное перемещение внутри страны, в России ограничено в некоторых военных городках, на территории закрытых городов, и во всей пограничной зоне. Последнее может довольно ощутимо сказаться при планировании маршрута по территории России, так как пограничная зона здесь установлена в границах административных районов, и проходит, в том числе и вдоль морского побережья страны, благодаря чему в неё попадают гигантские территории на Крайнем Севере. Способы получения пропусков в пограничную зону зачастую нетривиальные (так, правом въехать в Салехард граждан наделяет Управление ФСБ в Кургане). В регионах, где туристический бизнес имеет большое значение, режим пограничной зоны отменен особыми распоряжениями. Таковыми регионами являются, например, Соловецкие острова или город Печоры. Однако некоторые пограничные исторические города, небезинтересные для туристов (например, Мезень), по-прежнему закрыты для свободного посещения.

Туристы зачастую по незнанию, или специально вторгаются на территорию других охраняемых объектов в Российской Федерации. К подобным объектам можно отнести военные части, заповедники, заказники, территории, находящиеся в частной собственности. В этих случаях действует соответствующее законодательство. Как один из наиболее одиозных можно привести пример конфликтов между туристами, каждую весну сплавляющимися по реке Полометь, и военной частью, расположенной на берегах этой реки на самом технически сложном и интересном её участке.

Некоторые виды туризма подпадают под действие законов, регулирующих другие области человеческой деятельности. Кроме очевидных случаев (таких, как подпадание джиппинга под действие ПДД), есть и более спорные. Так, в водном туризме активно используются различные маломерные суда, контроль за которыми осуществляет ГИМС России. Необходимость регистрации туристических судов в органах ГИМС вызывала бурные дискуссии в среде туристов. Начиная с 25 мая 2012 года регистрация для большинства туристических судов не требуется.

26 февраля 1996 года была утверждена  Постановлением Правительства РФ N 177 Федеральная целевая программа  «Развитие туризма в Российской  Федерации». Данная программа является  некой базой фактического государственного регулирования туристической деятельности, она определила основные направления и пути развития туристической отрасли в стране.

24 ноября 1996 г. Президентом РФ был  подписан Федеральный закон «Об  основах туристской деятельности  в Российской Федерации», разработанный в рамках Федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации». Закон призван регулировать отношения между туристом и туристской организацией, определять права, обязанности и ответственность сторон. Принятие Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» было продиктовано бурным развитием массового туризма в России и, следовательно, возникновением необходимости государственного регулирования туристской отрасли, а также образованием различных туристских объединений, ассоциаций, специализированных туристских изданий как для профессионалов в сфере туризма, так и для туристов. С принятием этого Закона, а также Закона РФ «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г.), российский турист получил возможность требовать соблюдения своих прав как потребитель туристских услуг.

 

В настоящее время правовую основу туристской деятельности, защиты прав и интересов туристов составляют:

– Гражданский кодекс РФ.

– Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

– Закон РФ «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г.).

– Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».

– Закон РФ от 10 июня 1993 г. «О сертификации продукции и услуг» (в ред. Федерального закона от 27 декабря 1995 г.).

– Положение о лицензировании турагентской деятельности. Утверждено постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г.

– Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Утвержден постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г.

– Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации. Утверждены постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г.

– Правила оказания услуг общественного питания. Утверждены постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г.

– Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации. Утверждены постановлением Госстандарта России от 5 августа 1997 г.

– Государственные стандарты группы «Туристско-экскурсионное обслуживание».

 

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» указывает, что государственное регулирование туристской деятельности осуществляется в целях защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности. Закон определяет отношения между производителем и потребителем туристского продукта, перечисляет основные права и обязанности продавца и покупателя, предусмотренные договором. Закон регламентирует ответственность продавца за достоверность информации о турпродукте и качество входящих в него услуг. Таким образом, если раньше из Закона РФ «О защите прав потребителей» приходилось брать норму, касающуюся продажи товаров или оказания услуг, и адаптировать ее применительно к специфической отрасли туризма, то с принятием Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» большинство коллизионных моментов стало регулируемым.

Закон РФ «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г.) уже имеет определенный стаж в качестве нормативного документа, регулирующего отношения между туристом и турфирмой: накопилась большая судебная практика применения этого Закона, имеется специальное постановление Пленума Верховного суда РФ, регламентирующее применение Закона судами при рассмотрении конкретных дел с участием туристов.

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» регулировал отношения между органами исполнительной власти, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. Невыполнение турфирмой правил и условий, предусмотренных этим Законом, а также положениями о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности, рассматривался как нарушение и мог привести к ликвидации лицензии турфирмы.

Несмотря на то, что правовую защиту туристов в России обеспечивает достаточное количество законов и постановлений, многие из них несовершенны, порождают споры, разногласия и требуют дальнейшей доработки и согласования. Поэтому российское законодательство в области защиты прав и интересов туристов продолжает развиваться, в частности, путем детального урегулирования отношений между туристом, желающим совершить путешествие, и турфирмой, предоставляющей ему эту возможность.

 

 

 

Конкуренция в отрасли (взаимодействие компаний)

Конкуренция — один из главных факторов, оказывающих влияние на эффективность туристической отросли. От того, кто заслужит больше доверия потребителей, напрямую зависят доходы компаний. В настоящее время функционирует множество фирм, которые занимаются организацией как путешествий внутри страны, так и за рубеж. Он в связи с высокой  конкуренцией в этой сфере, некоторые фирмы, в погоне за клиентами, пытаются привлечь внимание всевозможными способами, в основном при помощи снижения цены или приукрашивания условия туристического путешествия.

Самыми сильными конкурентами в отрасли на российском рынке являются «Pegas Touristik», «Натали Турс» и «Tez Tour». Компании ежегодно чередуются в лидерстве по всевозможным показателям и направлениям. В основном фирмы преподносят себя либо с точки зрения наиболее выгодного предложения того или иного направления, либо предложения определённого виды туризма.

Так, турфирмы «Интурист», и «Pegas» акцентируют внимание туристов на активной деятельности в сфере экскурсионного отдыха, предлагая всевозможные варианты познавательного отдыха.

«Tez Tour», «Натали Турс» предлагают различные варианты обслуживания клиентов, в рекламе данных фирм основное внимание уделяется именно качеству и уровню клиентского обслуживания (от «эконом» до «премиум» класса). Помимо этого «Tez Tour» в своем распоряжении имеет собственные авиалинии, существуют хорошие связи с гостиницами, обеспечивая качественный отдых туристам.

«Анекс Tour» предлагает широкий спектр всевозможных направлений туристических поездок, начиная от традиционных и заканчивая экзотическими.  

«Библио Глобус» предлагает пляжный отдых, организацию круизов и комбинированных туров, и каждый желающий может оформить полный пакет туров, как с индивидуальными, так и с групповыми экскурсиями, шоп-турами, рыбалкой и массой дополнительных услуг.

«SUNMAR TOUR» главная специализация компании – экономичные варианты поездок типа «Last Minute».

Общее благосостояние жителей Российской Федерации растет. С каждым годом все большее количество людей отправляются в зарубежные поездки на курорты. Уровень туристического бизнеса растет, а цены становятся более доступными, поэтому каждый житель со среднестатистической зарплатой может позволить себе любую путевку.

 

 

 

 

Актуальные проблемы отрасли

Одной из проблем российского туризма является высокая стоимость отдыха в собственной стране. Это слишком высокие цены на проживание в гостиницах, домах отдыха и пансионатах, а так же высокие цены на транспортные перевозки.

Решить эту проблему можно путем снижения цен на перевозку пассажиров и создание туристических путевок на уровне зарубежных операторов, которые пользуясь этими проблемами выпускают на российский рынок огромное количество предложений недорого отдыха, где уровень сервиса как правило лучше, а цены ниже.

Информация о работе Тенденции развития отраслевого рынка туризма в России