Стратегические приоритеты развития Казахстанско-Китайских отношений внешнеэкономического сотрудничества

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время важной задачей для исследования казахстанско-китайских отношений является выяснение проблем, стоящих на пути углубления сотрудничества, определение его перспектив. Это является основной целью данной курсовой работы.
Для достижения цели исследования предполагается решить следующие задачи:
1.Рассмотрение нынешнего состояния казахстанско-китайского сотрудничества.
2. Определение факторов, оказывающих на него позитивное и негативное влияние.
3. Выявление конкретных проблем сотрудничества.
4. Анализ форм, методов, направлений двусторонних экономических связей для выявления наиболее перспективных областей сотрудничества, оценка их потенциала.
5. Прогноз основных направлений дальнейшего развития сотрудничества Китая и Казахстана.

Содержание

Введение
1. Основы развития двухстороннего сотрудничества Казахстана и Китая
1.1. Предпосылки развития связей между Казахстаном и Китаем
2. Основные итоги, методы и направления торгово-экономического сотрудничества Китая и Казахстана
2.1. Экономическое сотрудничество и приграничная торговля
2.2. Энергетическое сотрудничество
2.3. Сотрудничество в области развития инфраструктуры
Заключение
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по УВДП.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. С. АМАНЖОЛОВА

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И  МАРКЕТИНГА 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

На  тему: Стратегические приоритеты развития Казахстанско-Китайских отношений внешнеэкономического сотрудничества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 2 курса

группы  Мн-08-Б

Лаврова Алина. 

Проверила: Жайлауова А.К. 
 
 
 
 
 
 
 

г. Усть-Каменогорск, 2009г.

Содержание: 

Введение 

1. Основы развития  двухстороннего сотрудничества Казахстана и Китая

1.1. Предпосылки  развития связей между Казахстаном  и Китаем 

2. Основные итоги,  методы и направления торгово-экономического  сотрудничества Китая и Казахстана

2.1. Экономическое  сотрудничество и приграничная  торговля 

2.2. Энергетическое  сотрудничество 

2.3. Сотрудничество  в области развития инфраструктуры 

Заключение 

Список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

 После распада  СССР перед вновь образованными  государствами встал вопрос о выборе стратегии дальнейшего развития, о выработке приоритетов во взаимоотношениях с другими государствами. По объективным причинам, например, географическая близость и др. Казахстан и Китай издавна осуществляют контакты, сначала на уровне племен и народностей, затем на уровне государств. После присоединения к России Казахстан и другие среднеазиатские государства были лишены самостоятельных контактов с южными соседями. Но после провозглашения независимости все барьеры между странами были сняты и отношения начали стремительно развиваться.

На сегодняшний  день отношения Республики Казахстан  с КНР по приоритетности уступают лишь ее отношениям с Россией и  другими странами СНГ. Предметом данного исследования являются предпосылки развития сотрудничества Китая и Казахстана, договорно-правовая база и механизмы его осуществления, а также основные направления, формы этого сотрудничества и первые шаги на пути к интеграции.

В настоящее  время важной задачей для исследования казахстанско-китайских отношений является выяснение проблем, стоящих на пути углубления сотрудничества, определение его перспектив. Это является основной целью данной курсовой работы.

 Для достижения цели исследования предполагается решить следующие задачи:

1.Рассмотрение  нынешнего состояния казахстанско-китайского сотрудничества.

2. Определение  факторов, оказывающих на него  позитивное и негативное влияние.

3. Выявление  конкретных проблем сотрудничества.

4. Анализ форм, методов, направлений двусторонних  экономических связей для выявления  наиболее перспективных областей сотрудничества, оценка их потенциала.

5. Прогноз основных  направлений дальнейшего развития  сотрудничества Китая и Казахстана. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основы  развития двухстороннего сотрудничества Казахстана и Китая

    1. Предпосылки развития связей между Казахстаном и Китаем
 

Необходимо отметить, что на современном этапе первые контакты между КНР и Казахстаном  начались еще до обретения РК независимости, так как уже в декабре 1991 года китайская правительственная делегация  прибыла в Казахстан. Затем контакты на уровне глав государств стали осуществляться регулярно. В течение первых нескольких лет отношения между странами развивались очень динамично. Были подписаны соглашения по развитию сотрудничества во всех областях экономики и политики.

В качестве объективных предпосылок развития связей между Казахстаном и Китаем обычно называют общность исторического развития, географическую близость и протяженную общую границу,  геополитический фактор, сходные задачи экономического развития. Однако анализ этих факторов показывает, что не всегда они играют однозначно положительную роль для развития двустороннего сотрудничества.

Общность  исторического развития

Центральная Азия традиционно являлась сферой геополитических  интересов Китая. В эпоху Хань, Китай осуществлял контакты с Западным миром посредством торгового пути, проходившего через ряд поселений Туркестана (на территории современного Казахстана). Через Шелковый путь в Европу поставлялись такие товары, как китайский шелк, фарфор, в обмен на металлические изделия, шерстяную одежду. Множество элементов западно-азиатской культуры было разнесено по всем странам, через которые проходил Шелковый путь. Сейчас идея транснационального пути реанимируется в более современном виде, представленном двумя проектами: ТРАСЕКА и идеей строительства Транс - Европейской и Азиатской телекоммуникационной магистрали. По многим оценкам эти проекты будут иметь не меньшее значение, чем Суэцкий и Панамский каналы, выводя республики, через которые проходит магистраль, на мировые рынки. Между странами существует историческая общность экономических связей, религиозных верований, Китаю и Казахстану легче понимать культуру и обычаи друг друга.

Рассмотрим следующий  фактор, который должен способствовать сотрудничеству - географическую близость и протяженную общую границу.

Как известно, граница  между Китаем и Казахстаном не была полностью определена в течение  двух с половиной веков. Специалисты  выделяют несколько этапов ее определения: с точки зрения международного права: преддоговорной (1755 - 1863) и договорной (1864 - 1999), в политическом аспекте: суверенный (1755 - 1822, 1991 - 1999), царский (1822 - 1916), советский (1917 - 1991). Решение вопроса определения границы долгое время являлось одной из проблем во взаимоотношениях между странами, но, несмотря на многочисленные попытки, ни в царское, ни в советское время проблема не была урегулирована. Граница была определена еще в эпоху Цин Пекинским дополнительным договором от 1860 г., Чугучакским протоколом от 1864 г. Однако в ходе дальнейшего исторического развития граница постоянно нарушалась, и стоял вопрос о ее пересмотре. В советское время СССР и КНР удобнее было оставлять вопрос открытым, используя его в качестве политического рычага внешней политики. СССР, по одной из версий, даже оказывал поддержку уйгурским восстаниям с целью осложнить ситуацию на границе.

В Казахстане в  период с 1917 – 1922 гг. государственная  граница почти не охранялась. В 1914 г. граница была смещена на 2 км в  сторону Китая и подобная ситуация продолжалась до 60-х гг., после чего переговоры были возобновлены, но согласия стороны не достигли.

После образования  независимого Казахстана, наступил новый  этап в урегулировании спора о  границе между государствами, и  оба стремились к этому. Для Казахстана необходимость развития внешнеэкономических связей, возникшие проблемы в обеспечении национальной безопасности способствовали изменению взаимоотношений с Китаем и стимулировали разрешение территориальных споров.

Руководство КНР, в свою очередь, также было заинтересовано в согласовании спорных участков границы в силу следующих обстоятельств:

- неравноправное  положение Казахстана (экономическая  зависимость, низкий жизненный  уровень, нехватка средств на развитие и т.п.) позволяло урегулировать вопрос с максимальной выгодой для Китая;

- сохранение нестабильной обстановки на границе (рост преступности, нелегальная миграция), препятствующие осуществлению стратегии освоения западных регионов Китая;

- мирное урегулирование  пограничной проблемы обеспечило  бы, по прогнозам китайской дипломатии, укрепление позиций КНР в мире и регионе;

- стабильная  граница - необходимое условие  начала процесса экономической  и политической интеграции региона;

- продолжающаяся  конфронтация лишила бы Китай  возможности оказывать влияние  на процессы, происходящие в регионе Центральной Азии, доступа к энергоносителям и перспективному рынку сбыта.

В сентябре 1992 года была создана делегация правительств Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана, которая занялась ведением переговоров  о границе. В 1994 – 1997 гг. проводилась  демаркация границы, документация которой окончательно будет завершена и представлена правительствам обеих стран в 2001 г. 26 апреля 1994 года было согласовано 90% протяженности границы, однако оставались спорные участки. В общей сложности Казахстан имеет границу с КНР около 1700 км, на сегодняшний день можно говорить о том, что вопрос о спорных территориях решен с подписанием 4 июля 1998 года дополнительного соглашения о казахстанско-китайской границе. Из общей площади несогласованных участков (около 944 кв. км) 56,9 % территории принадлежит Казахстану, 43,1 % территории - Китаю.

Исходя из процесса установления казахстанско-китайской  границы в исторической перспективе, нельзя утверждать, что Казахстан  потерял территории, когда-то ему  принадлежавшие, так как пограничные столбы не раз передвигались и не в пользу Китая. Так было, например, в 1798 году во время постройки Бухтарминского укрепления.

Необходимо также  учитывать, что, имея такого пограничного соседа, как Китай, государство неизбежно  сталкивается с проблемой незаконной миграции, контрабандным ввозом и вывозом товаров, высоким уровнем преступности и т.д.

Серьезную озабоченность  у Казахстана вызывает массовый нелегальный  въезд в страну китайцев, число  которых, по некоторым сведениям, составляет около полмиллиона человек. Процесс демографического насыщения территории Китая вызывает определенный страх у казахстанцев хотя бы даже потому, что население соседнего Китая увеличивается ежегодно на 16 млн. человек, то есть столько, сколько составляет все население Казахстана.

В исторической перспективе географическая близость Казахстана и Китая может сыграть  и положительную, и отрицательную  роль для Казахстана. Положительные  тенденции связаны с развитием  взаимовыгодного экономического сотрудничества с учетом взаимных интересов, а в перспективе – экономическая интеграция отдельных регионов. Негативные перспективы предстоят для экономики Казахстана в случае окончательного превращения его в сырьевую державу и продолжения бесконтрольного въезда на его территорию китайских эмигрантов.

Еще один фактор, который может помогать сотрудничеству - сходные задачи экономического развития.

Китайская экономика  создавалась в 50-е годы по образу и подобию советской, при значительной советской помощи, а казахстанская  экономика являлась частью советской. СССР в то время принимал участие в возведении в Китае более 250 промышленных объектов, которые составили основу китайской экономики, поставлял передовое по тем временам оборудование. Однако как использовать этот потенциал в современных условиях? Сами китайские руководители говорят о низком техническом уровне, отсталости старых государственных предприятий. При их реконструкции, как и при создании новых производств, Китай, как и Казахстан, обычно ориентируется на результаты международных тендеров.

Сходность решаемых при переходе к рынку задач  и проблем, конечно, способствует росту  взаимопонимания, делает полезным изучение опыта, однако мало сказывается на реальном сотрудничестве, наоборот, эти проблемы порождают соперничество между  странами за иностранные инвестиции, подталкивают Казахстан и Китай не навстречу друг другу, а в другую сторону - к странам с рыночной экономикой и сильными кредитными возможностями.

Среди положительных  моментов для Казахстана, стимулирующих  развитие торгово-экономических связей государств можно отметить следующие: позволит более эффективно развивать транспортные коммуникации в регионе, включиться в систему межрегиональных связей, способствует стабилизации экономики, устойчивому экономическому развитию, снижает возможность возникновения политических, военно-политических конфликтов в стране и в регионе в целом.

В Китае сложная  внутригосударственная обстановка также способствует сближению двух стран: решение демографической  проблемы путем переселения китайского населения в соседние государства и повышение таким образом жизненного уровня населения, Центральная Азия – прекрасный рынок для сбыта китайских товаров, потенциальный ключ к решению энергетической проблемы и т.п.

Информация о работе Стратегические приоритеты развития Казахстанско-Китайских отношений внешнеэкономического сотрудничества