Размещение и развитие железнодорожного транспорта Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 02:34, реферат

Описание работы

Целью данной работы является определение сущности размещения и развития железнодорожного транспорта Украины.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить значение и роль транспорта в воспроизводственном процессе и единой транспортной системе страны;
- рассмотреть классификацию транспортно-экономических связей и видов перевозок;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….……………..3
Научные основы развития и размещения железнодорожного транспорта ……….…………..…..4
Значение и роль транспорта в воспроизводственном процессе и единой транспортной системе страны…………………………………………………………………….……………….4
Классификация транспортно-экономических связей и виды перевозок…………….………...6
Развитие и размещение железнодорожного транспорта Украины………………………………....7
Истории возникновения и развития железных дорог Украины………………………………..7
Факторы, определяющие развитие и размещение железнодорожного транспорта…………...8
Современная схема железнодорожных связей ……………………………………………...10
Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта Украины………………….11
Заключение……………………………………………………………………………………………….15
Список использованной литературы……………………………………………………………………17

Работа содержит 1 файл

27яяяяя.docx

— 48.02 Кб (Скачать)

       Министерство  образования и науки Украины

       Севастопольский национальный технический университет

       Факультет Экономики и менеджмента

       Кафедра Экономики и маркетинга  
 
 
 
 
 
 

       РЕФЕРАТ

на тему: РАЗМЕЩЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА УКРАИНЫ

       по  дисциплине «Региональная экономика» 
 
 
 
 
 

                                                                                         Выполнила: студентка гр. ЭП-32д.

                                                                                         Кушнирук А.О                                    Проверила: асс.  Искра Е.В.                                        «___» ____________ 2011г. 
 
 
 
 
 
 

       Севастополь

       2011 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………………….……………..3

  1. Научные основы развития и размещения железнодорожного транспорта ……….…………..…..4
    1. Значение и роль транспорта в воспроизводственном процессе и единой транспортной системе страны…………………………………………………………………….……………….4
    2. Классификация транспортно-экономических связей и виды перевозок…………….………...6
  2. Развитие и размещение железнодорожного транспорта Украины………………………………....7
    1. Истории возникновения и развития  железных дорог Украины………………………………..7
    2. Факторы, определяющие развитие и размещение железнодорожного транспорта…………...8
    3. Современная схема железнодорожных связей     ……………………………………………...10
  3. Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта Украины………………….11

Заключение……………………………………………………………………………………………….15

Список  использованной литературы……………………………………………………………………17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

       Вслед за добывающей промышленностью, земледелием и обрабатывающей промышленностью транспорт является сферой материального производства. В отличие от других отраслей промышленности транспорт не производит новых продуктов. Продукцией транспорта является само перемещение, сама перевозка пассажиров и грузов.

       Актуальность данной темы состоит в том, что развитие железнодорожного транспорта напрямую связано с экономикой страны, так как он является основой транспортной системы Украины. Железнодорожный транспорт во взаимодействии с другими видами транспорта призван своевременно и первоклассно обеспечивать потребности в перевозках грузов, развитие рынка перевозок и связанных с ними услуг, эффективное усовершенствование предпринимательской деятельности. Только слаженность и взаимодействие всех видов транспорта позволяет говорить о единой транспортной системе Украины, которая выступает в качестве одной из базовых отраслей народного хозяйства, способствующей объединению всех экономических районов страны в единый хозяйственный комплекс и комплексному развитию каждого экономического района. От степени развития и эффективности работы транспорта зависит бесперебойность взаимодействия всех отраслей народного хозяйства и предприятий, своевременность межотраслевых и межрайонных поставок разнообразной продукции.

       В современных рыночных условиях к  транспортной системе Украины предъявляются  высокие требования в отношении  качества, регулярности и надежности транспортных связей, сохранности грузов и безопасности перевозки пассажиров, сроков и стоимости доставки. В  соответствии с этим состояние транспортной коммуникаций страны должно отвечать требованиям европейской интеграции.

       Целью данной работы является определение  сущности размещения и развития железнодорожного транспорта Украины.

       Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

    - определить значение и роль транспорта в воспроизводственном процессе и единой транспортной системе страны;

    -  рассмотреть классификацию транспортно-экономических связей и видов перевозок;

      - ознакомится с историей возникновения и развития,  железных дорог Украины и факторами, определяющих развитие и размещение железнодорожного транспорта;

           - рассмотреть  схему железнодорожных связей;

           -  изучить проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта Украины. 

  1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
    1. Значение и роль транспорта в воспроизводственном процессе и единой транспортной системе страны
 
 

       Общественное  производство всегда развивается в  конкретном географическом пространстве при определенном сочетании производственных сил. Подобно тому, как при размещении отдельного предприятия необходим  участок земли, на котором располагается, и взаимодействуют его подразделения, так и при размещении производства по стране требуется определенная территориальная  организация и взаимодействие выражается перемещением грузов и людей между  предприятиями и районами. Для  его осуществления функционирует  сложная межотраслевая транспортная система страны, подразделяемая на две подсистемы: транспорт общего и не общего пользования. Транспорт  общего пользования выполняет работу по перемещению продукции между  производителями и потребителями  в сфере обращения. В его состав входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, трубопроводный (нефтепродуктно-газопроводный) и воздушный виды транспорта. Транспорт  не общего пользования перемещает сырье, материалы и другие виды еще не поступившие в сферу обращения  продукции, а также производственный персонал внутри производственных предприятий  промышленности, сельского хозяйства, строительной индустрии, торгово-снабженческих  организаций.

       Транспорт воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства: продолжительность  производственного цикла, запасы сырья, топлива, вместимости складов, влияет на создание и развитие новых строительно-производственных комплексов и т.д. Транспорт является продолжением процесса воспроизводства  в сфере обращения. Сам он не создает  новых вещественных продуктов, а  только перемещает продукцию, созданную  другими отраслями народного  хозяйства. Но это перемещение продукции  с места производства в место  потребления–очень важная материальная перемена, увеличивающая его стоимость. Транспорт, перемещая продукцию, подготавливает ее к потреблению. Без этой подготовки нельзя считать производственный процесс  завершенным. Таким образом, во-первых, транспорт выступает тем важным элементом, без которого не может  осуществляться, в современных условиях, процесс производства. Во-вторых, продукция  транспорта не может накапливаться  «про запас». Она выражается самим  перемещением грузов и людей и  поэтому эффективность работы транспорта и развитие транспортной сети определяется тем, как размещено производство и потребление и как в связи  с этим формируются потоки грузов и пассажиров [1].

       Данные  особенности подчеркивают взаимодействие размещение производства и развития транспортной сети, которые следует  учитывать при планировании народного  хозяйства.

       Единая  транспортная система Украины включает в себя следующие виды транспорта: сухопутный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный), водный (морской, внутренний водный), воздушный. Все виды транспорта развиваются. Одни из них играют важную роль в международных экономических и пассажирских связях (морской, воздушный), другие обслуживают в основном внутренние связи.

       Наиболее  развитый в Украине железнодорожный  транспорт. Он играет решающую роль в  единой транспортной системе страны, значительно влияя на экономические  связи между производителями  и потребителями продукции, областями  и экономическими районами Украины, с зарубежными странами.

       Железнодорожный транспорт – вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям. Он в силу своей надежности, регулярности, возможности перевозки грузов и пассажиров независимо от времени года и погодных условий, малой степени воздействия на окружающую среду (по сравнению с другими видами транспорта), небольшой энергоемкости перевозочной работы (потребление энергии на железнодорожном транспорте в 6 раз меньше, чем в авиации, и в 3 раза меньше, чем на автотранспорте) широко используется как во внутренних, так и в международных связях [3].

       Железнодорожный транспорт Украины по общей длине путей (23тыс. км.) занимает четвертое место в мире (после США, России, Канады). По грузообороту он выполняет основные объемы перевозок – 40-50% , а по пассажирообороту является неоспоримым лидером - на него приходится 50-70% общего объема перевозок. Перевозочная работа, осуществляемая на железных дорогах Украины, почти равна объему, выполняемому железными дорогами стран ЕС вмести взятыми.

       С вхождением Украины в европейское  экономическое пространство и увеличением  в связи с этим объемов грузовых и пассажирских перевозок, значение железнодорожного транспорта возрастает.

       Железнодорожные пути сообщения вместе с другими  видами транспорта образуют территориальные  соединения путей, технических средств  и служб перевозок, включающие все  виды взаимодействующего транспорта. В транспортной системе Украины  железнодорожный транспорт тесно  взаимодействует с автомобильным  транспортом (с трассой Харьков-Ростов на Дону, шоссе Харьков-Севастополь и др.), речным, морским (в портах Одесса, Николаев, Херсон) и другими видами транспорта. Скоординированность действий всех видов транспорта обеспечивает эффективные блоковые, смешанные связи, в которых растет роль контейнерных перевозок как самого прогрессивного способа доставки продукции.

    1. Классификация транспортно-экономических связей и виды перевозок
 

       За  характером перевозок железнодорожный  транспорт делится на пассажирский и грузовой. Зависимо от роли выполняемой  работы различается железнодорожный  транспорт общего и ведомственного пользования.

       Железнодорожный транспорт общего пользования соединяет  отдельные регионы и страны мира, обеспечивает связи между производителями, потребителями и пассажирские перевозки. Железнодорожный ведомственный  транспорт (транспорт предприятий  и организаций) перевозит сырье, материалы и другие виды продукции  внутри предприятий промышленности, сельского хозяйства.

       За  видами связи и характером обслуживания различают международные и внутригосударственные  железнодорожные связи (для транспорта общего пользования).

       Украинский  железнодорожный транспорт общего пользования участвует в производственных процессах как составная сферы  товарообращения и является одной  из важнейших базовых отраслей народного  хозяйства, деятельность, которой имеет исключительно важную роль для государства и общества. Наряду с этим он занимает неоспоримое лидерство в перевозке пассажиров [2].

       В последние годы не железной дороге получила распространение классификация  отдельных ее направлений по нескольким показателям: по назначению, роли, интенсивности  движения и др.

       Дороги  первого класса – имеют государственное  значение; второго - местное значение. Дороги первого класса находятся  в приоритетном положении. Они наиболее полно снабжаются топливом, материалами, оборудованием, государственными инвестициями. Это позволяет обеспечить лучше условия перевозок в целом по сети, создать режим экономики, наиболее эффективно распоряжаться средствами.

       Для ряда регионов Украины железные дороги являются сегодня практически самыми надежными транспортными коммуникациями. Большая часть работы железнодорожного транспорта общего пользования приходится на грузовой железнодорожный транспорт. Вообще, грузовые перевозки многие годы занимали доминирующее положение  на железной дороге, являясь единственным источником прибыли, покрывающим при  этом затраты на убыточное пассажирское движение.

       Вторая  ветвь железнодорожного транспорта общего пользования – пассажирский транспорт. Долгие годы он был убыточным. Расходы на него неизменно покрывал грузовой транспорт. Сейчас пассажирские перевозки – единственный источник «живых» денег для отрасли. Пассажирская служба вышла в разряд приоритетной. Именно здесь Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины “Укрзалiзниця” видит больше возможности для повышения прибыли в условиях снижения объемов перевозок (предоставление дополнительные услуг пассажирам в виде внедрения скоростных магистралей, информационного и сервисного обслуживания и др.).

Информация о работе Размещение и развитие железнодорожного транспорта Украины