Шпаргалки по экологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:51, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит экзаменационные вопросы и ответы к ним по предмету "Экология"

Работа содержит 1 файл

Ответы по ОЭЭП.docx

— 93.91 Кб (Скачать)

Ответы  по ОЭЭП.                                                                                                                                                         

 1. Экология особей. Понятие о среде обитания.  Среда обитания – природные тела и явления, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношений. Экология – наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают. Задачи экологии: изучение механизмов, адаптации организмов к среде обитания; исследование регуляции, численности популяции; познание биологического разнообразия и механизмов его поддержания; исследование продукционных процессов; разработка общей теории устойчивости экосистем; моделирование состояния экосистем и глобальных биосферных процессов. Экология: общая, частная, прикладная.

2. Понятие "государственное  управление природопользованием". Основные составляющие  механизма  управления   –  методы, функции,  организационные  структуры  (органы  управления).         Государственное управление природопользованием – деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обеспечению соблюдения хозяйствующими субъектами требований в области охраны окружающей среды. Методы: административные ( обусловлены возможностью государственного принуждения), экономические ( создают непосредственную материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении необходимых экологических мероприятий), социально-психологические (воздействие на нарушителей, поощрение), информационные (доступ общества к информации экологического характера). Функции: нормотворчество и законодательная инициатива в области ООС и природопользования; учёт природных объектов и ведение природных кадастров, осуществление мониторинга ОС, экологический контроль, экспертиза и аудит, эколого-экономическое прогнозирование и планирование, экономическое стимулирование природоохранной деятельности, разрешение споров о праве пользованиями природными ресурсами. Органы управления: Министерство природных ресурсов и окружающей среды, Министерство здравоохранения РБ,  Государственный комитет по гидрометеорологии, Государственный комитет по земельным ресурсам, ГК по геодезии, ГК по картографии.

3. Понятие об экологическом  факторе. Классификация  экологических факторов. Абиотические факторы  среды. Биотические  факторы. Экологический фактор – элемент среды, оказывающий прямое или косвенное влияние на живые организмы и на которые они реагируют приспособительными реакциями. Экологические факторы:  абиотические и биотические. Абиотические:  не живая природа: климатические(свет, влага, температура), этафические(почва), орографические(рельеф), химические(кислотность), перагенные(огонь). Биотические:  факторы живой природы; фитогенные, зоогенные, микробогенные, антропогенные.

4. Административные, экономические,  социально-психологические,  информационные методы  управления природопользованием.  Административные методы – обеспечение возможности гос. принуждения, он предполагает формирование системы и осуществляется руководство по организации рационального природопользования. К нему отн.: эконом. маниторинг, эколог. экспертиза и аудит, междунар. эконом. сотрудничество. Основным инструментом административного метода являются: нормы, стандарты, лимиты и ситема надзора за деятельностью объектов хозяйствования. Центральное место в административном регулировании принадлежит экономическим нормативам и стандартам.  Экономический – создаёт непосредственный материал заинтересованности в рациональном использовании богатств природы. К нему отн.: система налогов, льгот, льгот на кредит. Социально-психологические – методы морального стимулирования, которые реализуют посредствам поощрения мер, к ним относятся: благадарность. Выговор, замечание, понижение должности. Информационный - мероприятия, направленные на получение, обработку, хранение, представление и дальнейшее использование информации о состоянии окружающей среды и динамики развития процессов в ней. К нему относятся: экологический мониторинг, методы картографирования и кадастров, геоинформационные системы, моделирование и прогнозирование антропогенных экологических процессов; экологическое образование, просвещение и воспитание, пропаганда и реклама.  

5. Антропогенные факторы.  Усиление значения  антропогенного фактора  в эволюции природы. Под антропогенным  воздействием на ОС принято понимать деятельность связанную с реализацией экономических, военных, рекреационных, культурных и других интересов человека, носящих физическое, химическое, биологическое и другие изменения в окружающей среде. Антропогенные факторы можно разделить на 3 группы: оказывающие прямое воздействие на окружающую среду в результате внезапно начинающейся, интенсивной и непродолжительной деятельности, напр. прокладка автомобильной или железной дороги через тайгу, сезонная промысловая охота в определённом районе и т. д.; косвенное воздействие – через хозяйственную деятельность долговременного характера и малой интенсивности, напр. загрязнение окружающей среды газообразными и жидкими выбросами завода, построенного у проложенной железной дороги без необходимых очистных сооружений, приводящее к постепенному усыханию деревьев и медленному отравлению тяжёлыми металлами животных, населяющих окрестную тайгу; комплексное воздействие вышеперечисленных факторов, приводящее к медленному, но существенному изменению окружающей среды (рост населения, увеличение численности домашних животных и животных, сопровождающих человеческие поселения – ворон, крыс, мышей и т. д., преобразование земельных угодий, появление примесей в воде и т. п.).

6. Возрастание роли  экономических методов на этапе перехода к рынку. Специфика рыночных методов управления природопользованием.  

7. Закономерность влияния  экологического фактора  на организм. Закон  толерантности Шелфорда. Воздействие экологических факторов на живой организм весьма многообразно. Одни факторы оказывают более сильное влияние, другие действуют слабее; одни влияют на все стороны жизни, другие — на определенный жизненный процесс. Экологические факторы воздействуют на живой организм совместно и одновременно. При этом действие одного фактора зависит от того, с какой силой и в каком сочетании действуют одновременно другие факторы. Эта закономерность получила название взаимодействие факторов. Например, жару или мороз легче переносить при сухом, а не при влажном воздухе. Скорость испарения воды листьями растений (транспирация) значительно выше, если температура воздуха высокая, а погода ветреная. В некоторых случаях недостаток одного фактора частично компенсируется усилением другого. Явление частичной взаимозаменяемости действия экологических факторов называется эффектом компенсации. Например, увядание растений можно приостановить как увеличением количества влаги в почве, так и снижением температуры воздуха, уменьшающего транспирацию; в пустынях недостаток осадков в определенной мере восполняется повышенной относительной влажностью воздуха в ночное время; в Арктике продолжительный световой день летом компенсирует недостаток тепла. Вместе с тем ни один из необходимых организму экологических факторов не может быть полностью заменен другим. Отсутствие света делает жизнь растений невозможной, несмотря на самые благоприятные сочетания других условий. Поэтому если значение хотя бы одного из жизненно необходимых экологических факторов приближается к критической величине или выходит за ее пределы (ниже минимума или выше максимума), то, несмотря на оптимальное сочетание остальных условий, особям грозит гибель. Такие факторы называются ограничивающими (лимитирующими).Закон толерантности Шелфорда. лимитирующим фактором процветания организма может быть как минимум, так и максимум экологического влияния диапазон между которыми определяется степень выносливости, толерантности организма к данному фактору. 

8. Территориальный  и отраслевой принципы  управления природопользованием.  Организационная  структура управления  природопользованием. Территориальный – реализуется президентом, парламентом, городскими и сельскими советами.  Отраслевой – осуществление гос. контроля со стороны министерства и ведомств. Организационная структура управления природопользованием: глава государства в соответствии с конституцией издаёт указы, декреты, которые касаются природопользования. Парламент является законодательным органом, которому принадлежат законодательные акты области природопользования, при необходимости парламент объявляет зоны бедствия. Основным государственным органом управления природопользованием является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. В состав Министерства природопользования входят: комитет и 123 районные инспекции.

9. Закон минимума  Либиха. Жизненные  формы. . Закон минимума Либиха: приближаясь к своему минимальному значения необходимому для поддержания жизнедеятельности организма, экологический фактор становится лимитирующим. Жизненная форма организма – морфологический тип приспособления животного или растения к основным экологическим факторам местообитания и к определённому образу жизни. Примеры: эпифиты (воздушные растения), фанерофиты(деревья), хамефиты( кустарники, полукустарники), гемикриптофиты(луговые растения), криптофиты ( клубни, корни), терофиты (не имеют распространения семенами). 

10. Экологическое и  природно-ресурсное  законодательство - основа государственного  регулирования экологической  сферы. Формирование  современной системы  правового регулирования  природопользования. Основой государственного регулирования природопользования является экологическое законодательство, обеспечивающее правовую защиту природной среды. Правовое регулирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов в осуществляется на базе совокупности нормативных правовых актов, к которым относятся законы, указы, декреты и директивы президента, постановления и распоряжения правительства, нормативные акты министерств и ведомств, а также международные правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения. Формирование современной системы правового регулирования природопользования связано с установлением советской власти, при которой основные виды природных ресурсов стали общенародной (государственной) собственностью. Было принято немало административных правовых актов, сыгравших впоследствии значительную роль в природоохранной деятельности, среди них — декреты о земле, о лесах, о недрах, о рыбных ресурсах, о заповедниках и др.

11. Понятие популяции,  основные характеристики  популяций. Популяция – совокупность особей 1-го вида, проживающих на 1-й территории, способны обмениваться генетической информацией и обладающие необходимыми условиями для поддержания своей численности. Признаки: Численность - общее количество особей на данной территории или в данном объеме. Плотность популяции - это число особей приходящиеся на единицу площади или объема жизненного пространства. Рождаемость - число новых особей, появившихся в популяции за единицу времени в результате размножения. Смертность - число особей, погибших в популяции за единицу времени. Миграции -- закономерные перемещения животных между существенно различными, пространственно разобщенными средами обитания. Рост популяции - это изменение численности или биомассы популяции во времени. 

12. Законодательство  Республики Беларусь  и другие нормативные  акты по вопросам  рационального использования  и охраны природных  богатств. Основу современного законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования составляют: Конституция (ст. 34, 46, 55) 1994 г. (с дополнениями и изменениями от 24.11.1996 г. и 17.10.2004 г.); кодексы: Кодекс о недрах (2008) Водный кодекс (1998 в редакции 2009 г.); Кодекс о земле (1999 в редакции [2008 г.); Лесной кодекс (2000 в редакции 2008 г.); Налоговый кодекс (2009); законы: «Об охране окружающей среды» (1992 в редакции 2009 г.); «О государственной экологической экспертизе» (2009); «Об обращении с отходами» (2007 в редакции 2008 г.); «Об особо охраняемых природных территориях» (2000 в редакции 2008 г.); «О животном мире» (2007 в редакции 2009 г.); «Об охране атмосферного воздуха» (1997 в редакции 2008 г.); «О радиационной безопасности населения» (1998 в редакции 2008 г.); «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1998 в редакции 2008 г.); «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС» (1991 в редакции 2008 г.); «О гидрометеорологической деятельности» (2006 в редакции 2008 г.); «О питьевом водоснабжении» (1999 в редакции 2008 г.); «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (2000 в редакции 2006. г.); «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» (2000 в редакции 2006 г.); «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» (2009); «Об охране озонового слоя» (2001 в редакции 2008 г.); «О растительном мире» (2003 в редакции 2009 г.); «О техническом нормировании и стандартизации» (2004 в редакции 2008 г.); «О защите прав потребителей» (2002 в редакции 2008 г.); «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» (2003 в редакции 2008 г.); «О защите растений» (2005 в редакции 2009 г.); «О безопасности генно-инженерной деятельности» (2006 в редакции 2009 г.); «О перевозке опасных грузов» (2001 в редакции 2007 г.); «Об энергосбережении» (1998 в редакции 2009 г.); «Об использовании атомной энергии» (2008).  Особое место среди правовых актов экологического законодательства занимает Закон «Об охране окружающей среды» в новой редакции, который охватывает весь комплекс правовых отношений, возникающих по поводу взаимодействия общества с окружающей средой, и механизмы реализации экологических мероприятий. Этот закон призван обеспечить правовые основы экологической безопасности, природоохранной деятельности, защиту прав человека на благоприятную для его жизни и здоровья среду обитания, определить экологические основы охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений. В законе определена роль высшего законодательного органа государства, Правительства и местных Советов в выработке и реализации экологической политики, изложены основные требования в области охраны окружающей среды, установлена юридическая основа для проведения экологической экспертизы планируемой хозяйственной и иной деятельности, экологического мониторинга, экологического аудита, экологической сертификации, выделения природных охраняемых территорий и экологически неблагополучных территорий, ведения государственного учета в области охраны окружающей среды, выдачи специальных разрешений (лицензий) на осуществление природопользования; предусмотрены создание фондов охраны природы для финансирования мероприятий по защите окружающей среды, установление платежей за природопользование, меры экономического стимулирования, возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде.

Информация о работе Шпаргалки по экологии