Юридическая ответственность за экологические преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Средний возраст мужчин за последние годы составил всего 68 лет. Каждый десятый ребенок рождается умственно или физически неполноценным вследствие нарушений на генном уровне. По отдельным регионам этот показатель выше в 3-6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности.

Содержание

Введение
1. Понятие и особенности ответственности за экологические правонарушения.
2. Виды эколого-правовой ответственности.
3. Правовые формы возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями.
4. Механизм возмещения вреда природной среде.
5. Природоохранная деятельность органов Министерства Внутренних Дел Российской Федерации.
Заключительная часть

Работа содержит 1 файл

курсовая юлушева радмира.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

Серьезной экологической  проблемой в настоящее время  является защита окружающей природной  среды и населения от воздействия  диоксинов и диоксино - подобных токсикантов. Диоксины образуются в  технологических процессах химической, целлюлозно-бумажной, металлургической и других отраслей промышленности, а также при сжигании промышленных отходов, городского мусора, этилированного бензина, дизельного топлива и некоторых других органических веществ. Диоксины относятся к наиболее высокотоксичным веществам, оказывающим вредное воздействие на здоровье людей и экологические системы.

Недостатки организационной  и исполнительной деятельности органов  государственного и общественного  экологического контроля в известной  мере способствуют правонарушениям в области природоохраны.

Указанные недостатки выражаются в отсутствии должного реагирования на факты экологических правонарушений; непривлечении граждан, должностных  и юридических лиц к административной, уголовной и иной ответственности  за допущенные ими нарушения экологического законодательства и преступления. Редко используются судебно-исковые формы воздействия на правонарушителей; не привлекаются к ответственности должностные лица за сокрытие экологической информации, а по возбужденным уголовным и административным делам об экологических правонарушениях не принимается должных мер по полному возмещению причиненного природе вреда и др.

Наиболее распространенным недостатком в деятельности правоохранительных органов и органов государственного и общественного экологического контроля является то, что при рассмотрении дел об экологических правонарушениях эти органы не доводят до конца процесс полного, глубокого и объективного анализа всех обстоятельств экологического правонарушения, причин, его породивших, и мер, необходимых для устранения возможных новых правонарушений. Эти органы слабо используют предоставленное им законом право отстранять от должности лиц, виновных в экологических правонарушениях, вносить представления руководству вышестоящих организаций хозяйствующих субъектов, в строительные и проектные организации, ведомственные контролирующие органы и главам администраций об улучшении и усилении контроля за соблюдением природоохранного законодательства, устранении причин и условий, способствующих нарушениям Закона «Об охране окружающей среды», прекращении финансирования хозяйствующих субъектов, нарушающих экологическое законодательство и не выполняющих предписания органов экологического контроля и судебных решений.

Низкий уровень общей  экологической культуры граждан также является одним из главных обстоятельств, способствующих экологическим правонарушениям. На современном этапе развития общества важнейшая задача в области природоохраны состоит в том, чтобы посредством настойчивой, планомерной и системной профилактической воспитательной работы обеспечить поворот сознания граждан от потребительской психологии к разумному, бережному, научно обоснованному природопользованию, гармоничному сочетанию потребностей общества, человека и объективно (субъективно) подверженных сокращению природных ресурсов в процессе полезной народнохозяйственной деятельности.

Закон «Об охране окружающей среды» и ряд других нормативных  актов, регулирующих отношения природопользования, закрепили принципы непрерывности, всеобщности и комплексности экологического образования и воспитания граждан на всех уровнях. Последовательная воспитательная работа во всех сферах, особенно в учебных заведениях, на предприятиях и в организациях-загрязнителях природы, повышение общего экологического уровня образования специалистов и рядовых граждан позволят донести до их сознания непреложную истину: экологическая безопасность отдельного человека, чистота природной среды зависят от каждого члена общества, его бережного отношения к природе и соблюдения экологического законодательства. В повышении уровня экологического правосознания граждан важную роль играют, экологическая профессиональная подготовка граждан и специалистов в системе начального, среднего и высшего образования, выступления специалистов-экологов с лекциями и беседами по радио и телевидению, в печати, с разъяснениями и пропагандой экологического законодательства, его безусловное исполнение и соблюдение; распространение опыта по пресечению нарушений законодательства об охране окружающей природной среды, улучшению деятельности контролирующих природоохранных органов; показ конкретных достижений отдельных хозяйствующих субъектов в сокращении вредного воздействия на природную среду и т.д. Повышение общего уровня экологической культуры населения страны в определенной мере будет способствовать предупреждению экологических правонарушений. Положительное решение этой задачи, несомненно, будет способствовать совершенствованию деятельности названных и иных органов, что позитивно скажется на состоянии окружающей природной среды.

 
 

Вопрос 5. Природоохранная  деятельность органов Министерства внутренних дел Российской Федерации

Природоохранная деятельность органов милиции (ГОВД, РОВД, УВД  и других) является составной частью их многогранной правоохранительной деятельности. В экстренных случаях к выполнению природоохранных мероприятий могут привлекаться и подразделения внутренних войск МВД России.

В соответствии с Законом  РСФСР «О милиции» (с последующими изменениями и дополнениями) (17), Указом Президента РФ «О милиции общественной безопасности (местной милиций) в Российской Федерации» (84) и «Положением о Министерстве внутренних, дел Российской Федерации», утвержденным Указом Президента РФ (92), на органы милиции наряду с другими возложены обязанности по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности на территории России, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений, расследование уголовных дел, подследственных органам МВД, оказание помощи другим органам при выполнении ими возложенных на них служебных обязанностей, в частности, по наведению порядка и пресечению нарушений.

В связи с этим содержанием  природоохранной деятельности органов  милиции является: 

- предупреждение и пресечение  экологических правонарушений и  в особенности преступлений; 

- надзор за техническим состоянием  автотранспортных средств; участие  в надзоре за соблюдением санитарных  норм и правил; 

- борьба с браконьерством и  другими нарушениями правил охоты  и рыболовства; 

- расследование экологических  преступлений, отнесенных к компетенции  

- органов внутренних дел; охрана  объектов природы или природных  комплексов; 

- участие в ликвидации последствий  природных и техногенных аварий  и катастроф;  

- оказание помощи   природоохранным органам, органам санитарно эпидемиологического надзора и другим органам при исполнении ими возложенных на них обязанностей.

Природоохранной деятельностью  в той или иной мере занимаются многие структурные подразделения  ГОВД, РОВД, УВД, в том числе подразделения Государственной автомобильной инспекции (ГАИ), лицензионно-разрешительной службы, охранных служб, следственные и розыскные подразделения, специализированные подразделения экологической милиции (отделы, управления, службы) в тех регионах, где они образованы.

Для выполнения возложенных  на них задач органы милиции наделены соответствующими полномочиями. Следует  заметить, что, будучи специализированными  правоохранительными органами, функционально  осуществляющими охрану общественного порядка, органы милиции обладают более широкими авторитарными полномочиями, в особенности по применению мер административного принуждения, по сравнению с другими органами.

Особенность применения органами милиции способов административного  принуждения состоит в том, что они правомочны прибегать к таким мерам, которые не вправе применять другие государственные органы и тем более общественные организации. Работникам милиции предоставлено, в частности, право применять: административное задержание, официальное предостережение, гласный административный надзор, различные средства удерживания (задержанных лиц, транспортных средств, изъятых предметов и веществ, в том числе огнестрельного оружия, а в исключительных случаях, продиктованных особыми условиями, — и служебное оружие).

При наличии  законных оснований органы милиции  вправе:

1) посещать различные  органы (предприятия, учреждения, организации), а также природные объекты;

2) требовать от юридических  и физических лиц предоставления  соответствующих документов или их копий, письменной или устной информации, необходимой для выполнения контрольных функций;

3) производить разного  рода проверки соблюдения установленных  правил, осмотры, например, мест хранения  огнестрельного оружия и боевых  припасов;

4) проводить проверки документов, удостоверяющих личность (паспортов, удостоверений), водительских прав, путевых листов, охотничьих билетов, лицензий на природопользование и других;

5) производить досмотр  транспортных средств, грузов, ручной  клади, багажа;

6) при выявлении нарушений установленных правил вносить обязательные для исполнения гражданами и должностными лицами предписания об их устранении;

7) изымать и при  невозможности использования уничтожать  в установленном порядке запрещенные  к обороту или находящиеся у граждан без специального разрешения оружие, вещества и иные предметы, изымать предметы, являющиеся орудием совершения административных правонарушений и преступлений (например, браконьерства), а также незаконно добытые предметы (рыбу, пушнину, древесину и другие);

8) при наличии оснований  составлять протоколы об административных  правонарушениях, привлекать нарушителей  к административной ответственности  либо направлять протоколы в  органы, наделенные правом применения  административных санкций, в том  числе и за совершение экологических правонарушений;

9) при несоблюдении  установленных правил лишать  предоставленного гражданам специального  права (права управления транспортным  средством, владения огнестрельным  оружием);

10) приостанавливать работу  объектов разрешительной системы;

11) при наличии оснований  возбуждать уголовные дела;

12) производить дознание  и предварительное следствие  по уголовным делам.

Кроме того, органы милиции  привлекаются к участию в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии.

В соответствии со ст. 11-15 Закона «О милиции» органами милиции  при наличии законных оснований  могут применяться меры пресечения специального назначения, включающие применение оружия, приемов борьбы, специальных средств (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, водометы, бронемашины и другие).

Как видно, органы милиции  наделены достаточными правами, позволяющими им успешно осуществлять природоохранную  деятельность в части, их касающейся.

 

Остановимся на рассмотрении вышеперечисленных направлений  природоохранной деятельности органов  милиции

Предупреждение и пресечение экологических правонарушений и  в особенности преступлений. Это, собственно, основная задача природоохранной деятельности органов милиции. Практика свидетельствует, что активная работа этих органов по своевременному выявлению и устранению экологических правонарушений и привлечению к ответственности виновных лиц в наибольшей мере способствует предупреждению и пресечению названных правонарушений.

Еще больший эффект достигается  тогда, когда контрольно-надзорные  меры сочетаются с профилактическими. Речь идет о своевременном и объективном  информировании населения через  средства массовой информации (радио, телевидение, периодическую печать) о допускаемых в регионах нарушениях экологического законодательства и мерах, принятых органами милиции и другими органами по устранению этих нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц. Практикуется также проведение бесед, лекций с разъяснением требований экологического законодательства как для граждан, так и для должностных лиц.

Органы милиции стремятся  пресекать экологические правонарушения, пока они не получили распространения  в регионе, административные проступки  не переросли в преступления и не наступили вредные последствия для окружающей природной среды. Эту работу они ведут в контакте с органами представительной и исполнительной власти, правоохранительными и природоохранными органами, т.е. действуют согласованно с ними. Так, хорошие результаты в плане пресечения браконьерства дают патрулирование и рейды, совершаемые работниками милиции совместно с охотинспекторами, рыбинспекторами, работниками лесной охраны в местах охоты, рыбной ловли и в иных местах.

Надзор за техническим состоянием автотранспортных средств. Работа по надзору за техническим состоянием автотранспортных средств в соответствии с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 15.06.98 № 711 (95), возложена на указанные госинспекции. Хотя об этом и не говорится в Положении, госинспектора могут при наличии законных оснований проводить проверки соблюдения нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ автотранспортом, делая замеры токсичных выбросов.

Эти проверки чаще проводятся совместно с санитарными врачами  и работниками комитетов природных  ресурсов. Во всяком случае, госинспектора  по безопасности дорожного движения оказывают содействие санитарным врачам и работникам названных комитетов в проведении проверок соблюдения нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ автотранспортом.

В случаях выявления  превышений предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ принимаются меры к устранению нарушений. При этом могут быть сняты с эксплуатации неисправные автомобили до устранения нарушений, внесены предписания об устранении нарушенных нормативов и стандартов, а виновные лица привлечены к административной ответственности.

К сожалению, единой практики надзора (контроля) в этой сфере не сложилось. Решениями органов исполнительной власти, МВД и природоохранных  органов в некоторых регионах надзор за соблюдением нормативов предельно  допустимых выбросов загрязняющих веществ  автотранспортом возложен на органы Государственной автомобильной инспекции, на центры санитарно-эпидемиологического надзора и комитеты природных ресурсов. Этим могут заниматься подразделения экологической милиции там, где они действуют.

Информация о работе Юридическая ответственность за экологические преступления