Экологическое законодательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ инструментов экологической политики. Для этого были рассмотрены следующие вопросы: система экономических инструментов природопользования и охрана окружающей среды, система ресурсных и эмиссионных платежей, платежи за пользование природными ресурсами, платежи за загрязнение окружающей природной среды, экологические налоги, а так же экологическое законодательство стран ЕС и РФ.

Содержание

Введение……………………………….…………………………………………...….…. 3
Глава I. Система инструментов экологической политики…………...….…..…..... 4
1.1. Система экономических инструментов природопользования и охраны
окружающей среды и их сравнительный анализ с административно-
контрольными методами….………………....………………………….….……. 4
1.2. Система ресурсных и эмиссионных платежей……………………….........…… 8
1.2.1. Платежи за пользование природными ресурсами…….…………....….….. 8
1.2.2. Платежи за загрязнение окружающей природной среды….……....…....... 14
1.3. Финансирование природоохранных мероприятий. Экологические налоги….. 17
1.3.1. Финансирование природоохранных мероприятий……………………….. 17
1.3.2. Экологические налоги………………………………………...……….....… 20
Глава II. Экологическое законодательство................................................................. 26
2.1. Экологические программы ЕС………………………………………………...... 26
2.2. Экологическое законодательство стран ЕС и РФ……………………………… 29
Заключение...…………………………………………………………………………..... 35
Список литературы……………………………………………………………....…...... 37

Работа содержит 1 файл

Реферат Власюк.docx

— 64.32 Кб (Скачать)

Введение……………………………….…………………………………………...….….  3 

Глава I. Система инструментов экологической политики…………...….…..….....  4

      1.1. Система экономических инструментов  природопользования и охраны 

             окружающей среды и их сравнительный  анализ с административно-

             контрольными методами….………………....………………………….….…….  4

      1.2. Система ресурсных и эмиссионных  платежей……………………….........……  8

            1.2.1. Платежи за пользование природными  ресурсами…….…………....….…..  8

            1.2.2. Платежи за загрязнение окружающей  природной среды….……....….......  14

      1.3. Финансирование природоохранных  мероприятий. Экологические налоги…..  17

            1.3.1. Финансирование природоохранных  мероприятий………………………..  17

            1.3.2. Экологические налоги………………………………………...……….....…  20

Глава II. Экологическое законодательство.................................................................  26

      2.1. Экологические программы ЕС………………………………………………......  26

      2.2. Экологическое законодательство  стран ЕС и РФ………………………………  29

Заключение...………………………………………………………………………….....  35

Список литературы……………………………………………………………....…......  37  

Введение 

     Среди глобальных проблем современности одними из наиболее актуальных являются экологические проблемы, которые проникают в различные сферы общественной жизни и определяют во многом особенности устойчивого развития каждого государства. В последнее время в результате быстрого развития научно технического прогресса и интенсивного использования природных ресурсов возрастает степень их истощения и загрязнения окружающей среды. Но нельзя забывать, что самой первой необходимостью для человека должна быть среда, в которой он живет. В настоящее время человечество уже реально осознало необходимость бережного отношения к окружающей природной среде. Законы, по которым действует природа, были всегда, и лишь теперь люди практически осознали это, их противоречивую связь с основными направлениями социальной жизни, пытаясь что-то сделать, чтобы воскресить уже почти погибшее, исправить испорченное, не допустить и ограничить дальнейшее разрушение природы.

     Возникшая  проблема была бы быстро и  эффективно решена, как это неоднократно  случалось в истории науки,  если бы не одно важное обстоятельство. Дело в том, что сохранение  экологического равновесия требует  от общества больших усилий. Проявление  таких усилий должно начинаться  с качественно нового отношения  между природой и обществом,  веществом естественным и социальным. Такое экологическое воспитание  и образование - процесс длительный: необходимо изменить устойчивое "завоевательное" отношение к природе. Ведь все, что человек мог и может создать для себя и удовлетворения своих потребностей, он заимствует из природы. Поэтому, не потребляя в той или иной мере природного вещества, человек просто не сможет существовать как биологический вид. Следовательно, человек не может жить без окружающей природной среды, которая была изначально дана ему как естественная основа его бытия.

        Но в современном рыночном  мире бороться за окружающую  среду лучше всего экономическими методами, с помощью экономических рычагов.

        Экономическое развитие без учета  экологических законов чревато  катастрофическими последствиями. 

        Целью данной работы является  анализ инструментов экологической  политики. Для этого были рассмотрены  следующие вопросы: система экономических  инструментов природопользования  и охрана окружающей среды,  система ресурсных и эмиссионных  платежей, платежи за пользование  природными ресурсами, платежи  за загрязнение окружающей природной  среды, экологические налоги, а  так же экологическое законодательство  стран ЕС и РФ.  

 Глава I. Система  инструментов экологической политики 

        Предметом анализа в данной  главе являются основные инструменты  экологической политики, формирующие  внешнюю среду функционирования  предприятия. Эти инструменты  в существенной мере определяют  характер отношения предприятий  и организаций к охране окружающей  среды (ООС), ресурсосбережению и экологической безопасности процессов производства и потребления производимой ими продукции (оказываемых услуг). А следовательно, с учетом роли и места предприятий в современной экономике, ИЭП во многом детерминируют эффективность решения экологических проблем, минимизацию свойственных современному производству экологических рисков, качество окружающей природной среды (ОПС) для нынешних и будущих поколений людей.

1.1. Система экономических  инструментов природопользования  и 

 охраны окружающей  среды и их сравнительный анализ 

 с административно-контрольными  методами 

        Экономические инструменты охраны  окружающей среды и природопользования:

1.    Рыночно  ориентированные инструменты: 

 § природно-ресурсные  платежи и платежи за загрязнение  среды; 

 § рыночные  цены на природные ресурсы,  поступающие в экономический  оборот;

 § механизм  купли-продажи прав на загрязнение  природной среды; 

 § залоговая  система; 

 § интервенция  с целью коррекции рыночных  цен и поддержки производителей (в том числе на рынках рециклируемых отходов);

 § методы прямых  рыночных переговоров. 

2.    Финансово-кредитные  инструменты: 

 § формы и  инструменты финансирования природоохранных  мероприятий; 

 § кредитный  механизм ООС, займы, субсидии и т. п.;

 § режим ускоренной  амортизации природоохранного оборудования;

 § экологические  и ресурсные налоги;

 § система страхования  экологических рисков.  

        Административно-контрольные инструменты  экологического управления:

1.   Экологическое  и природно-ресурсное законодательств,  а также экологические требования  в общем (граж­данском, уголовном, административном) законодательстве.

2.   Экологический  мониторинг.

3.   Экологические  стандарты и нормативы: 

 §  нормативы  и лимиты на выброс (сброс) загрязняющих  веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения;

 §  нормативы  образования и размещения (токсичных)  отходов; 

 §  лимиты  водозабора и лесопользования; 

 §  квоты  на добычу биоресурсов; 

 §  нормативы  посещаемости особо охраняемых  природных территорий;

 §  нормы  отстрела промысловых животных, сбора дикорастущих растений  и т. п.;

 §  запреты  на размещение в конкретных  местах загрязняющих видов деятельности, на использование токсичных веществ  и тяжелых металлов.

4.    Лицензирование  хозяйственной деятельности:

 §  связанной с воздействием на окружающую природную среду и здоровье человека;

 §  обеспечивающей экологический мониторинг и контроль.

5.   Экологическая  сертификация (маркировка).

6.   ОВОС и экологическая экспертиза проектов.

7.   Экологические  и ресурсные целевые программы. 

8.   Экологический  аудит. 

        Совокупность экономических инструментов  природопользования и охраны  окружающей среды с учетом  опыта многих стран в качестве  наиболее активно применяемых  включает:

 §  платежи  за природопользование (ресурсные  платежи и платежи за загрязнение  среды);

 §  финансово-кредитные  инструменты (фонды охраны природы  и фонды воспроизводства природных  ресурсов, методы льготного кредитования  природоохранных мероприятий, займы,  субсидии, режим ускоренной амортизации  природоохранного оборудования, экологические  и ресурсные налоги, механизм  страхования экологических рисков);

 §  рыночные  инструменты (рыночные цены на  природные ресурсы; рыночная интервенция  органов власти для поддержки  «зеленых» секторов рынка; механизм  купли-продажи прав на загрязнение  природной среды; залоговая система;  прямые рыночные переговоры, добровольные  природоохранные соглашения).  

        Конкретный состав этих инструментов  имеет свои особенности в различных  странах и определяется ими  самостоятельно с учетом целевых  ориентиров общенациональной экологической  политики, методов управления, применяемых  в экономике в целом, текущих  и перспективных приоритетных  социально-экономических проблем  и т.д. Вместе с тем большинством  стран выдерживаются общие подходы,  выработанные и согласованные  на международных конференциях  по охране окружающей среды,  включая Конференцию в Рио (1992), в международных договорах, конвенциях, в ходе обобщения практического опыта решения глобальных экологических проблем. К числу общих черт относится применение экономических механизмов экологического регулирования во взаимосвязи с административно-контрольными. Вместе с тем вопрос о соотношении этих основных подходов и соответствующих инструментов является одним из центральных, от решения которого во многом зависят эффективность и результативность мер по реализации экологической политики и реальному улучшению экологической ситуации.

        Основные преимущества и вместе  с тем слабые моменты эмиссионных  платежей как ведущего элемента  экономического механизма охраны окружающей среды следующие:

        Преимущества:

 §  высокая  эффективность с точки зрения  экономии экологических затрат;

 §  способность вырабатывать устойчивые стимулы к сокращению загрязнения среды, а там самым и к научно-техническим инновациям;

 §  усиливают  гибкость механизма экологического  управления в целом, обеспечивают  условия для самостоятельного  определения предприятиями стратегии  природоохранной деятельности;

 §  способствуют  через механизм рыночного ценообразования  сохранению дефицитных экологических  ресурсов для будущих поколений; 

 §  обеспечивают  природоохранную деятельность необходимыми  источниками финансирования 

        Недостатки и слабости:

 §  сложность  точного задания начального уровня  эмиссионных платежей и обусловленная  этим неопределенность достижения  конечного природоохранного результата;

 §  высокая  чувствительность к инфляционным  процессам, требующая постоянной  корректировки уровня платежей;

 §  риск снижения  конкурентоспособности продукции,  в том числе на международных  рынках, вследствие относительно  высоких совокупных экологических  издержек.  

        В современный период «доводка»  инструментов экологического управления  осуществляется с учетом их  сильных и слабых сторон. Для  многих стран при этом характерны  следующие тенденции. 

        Переход от механического противопоставления  административно-контрольных и экономических  инструментов управления к их  совместному применению с учетом  того, что природа многих из  них двойственна (например, штрафных  санкций за сверхнормативное  загрязнение среды, являющихся по сути административными инструментами, но обосновываемых с эколого-экономичёских позиций, с учетом экономического ущерба, наносимого несанкционированной хозяйственной деятельностью окружающей среде). Далее, применение любых управленческих рычагов требует их «прописывания» в законе и контроля за соблюдением со стороны государства. Они предполагают существование властных структур (бюрократии) для введения их в действие и в то же время изменяют стимулы, проистекающие от иен и воздействующие на рыночное поведение хозяйствующих субъектов, хотя и различными способами. Иными словами, и административные и экономические инструменты не «запускаются» автоматически, требуя соответствующей институциональной, политической, культурно-образовательной и т.п. среды.  

Информация о работе Экологическое законодательство