Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:52, контрольная работа

Описание работы

Решение задач экологического образования дошкольников осуществляется при непосредственном и обязательном участии педагога. Именно он должен помочь воспитанникам сделать правильный выбор, обеспечить передачу ценностей экологической культуры. Именно педагог призван закладывать основы бережного отношения к природе в этом возрасте. Формирование такого отношения у дошкольников невозможно без соответствующей подготовки будущих специалистов системы дошкольного образования.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 41.36 Кб (Скачать)

Главный принцип жизни  человека в гармонии с природой: «Не навреди». Познавая, не разрушай. Не бери у природы больше, чем  тебе необходимо. Прежде, чем сделать, ответь себе на три вопроса:

Что ты хочешь сделать?

Зачем тебе это нужно?

Кто (что) при этом приобретёт, а кто (что) потеряет?

Подумай о последствиях!

ЧАСТЬ 2. «Живая природа»

Цель: формирование осознание ребёнком себя человеком, как части природного мира.

Задачи:

· Развивать интерес к  физической стороне бытия объектов живой природы, формировать у  детей представления о том, что  животные и растения живут не изолированно, а в сообществах (лес, луг, водоем и т.д.); представления о целостности  и уникальности каждого сообщества, о разнообразии животных и растений на Земле.

· Формировать представления  о сходстве и различии общевитальных (дыхание, движение, рост, питание, размножение) и анатомических (структурных) признаков, условий жизнедеятельности и развития объектов живой природы (людей, животных, растений). Учить находить общие закономерности построения и развития организмов.

· Формировать элементарные представления о строении и функциях органов и систем организма человека; формировать понимание зависимости  здоровья человека от состояния окружающей среды.

· Воспитывать стремление к здоровому образу жизни в  гармонии с природой.

Содержание  части

«Посмотрите, это Я»

Мир живой природы имеет  своё строение. Он состоит из двух основных частей: растительный и животный мир. К растительному миру относятся  деревья, кустарники, травы. К животному - люди, звери, рыбы, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые, членистоногие.

Представители каждого класса (растения, животные) схожи между  собой по внешнему виду, месту обитания, способам передвижения и т.д. В то же время все представители живой  природы имеют общие признаки: растут, размножаются, питаются, дышат, ощущают окружающий мир. У живых  существ очень сходное строение, но каждое из них (животное, растение, человек) неповторимо и уникально.

Человек, как представитель  животного мира, отличается от своих  «собратьев» разумом: он умеет изменять окружающую действительность, подчинять  её своим интересам и потребностям. Ты наделён способностью мыслить и принимать решения. Поэтому ты в ответе за свои поступки.

«Наши маленькие помощники».

У каждого из нас есть пять «маленьких помощников». Благодаря  им, мы воспринимаем, ощущаем и познаём  окружающий мир. Эти «помощники» (анализаторы) - глаза, нос, уши, язык и кожа. Каждый из них выполняет свою «работу». Получить полное представление помогают опыт и разум.

«Помощники» есть не только у людей. Животные и растения также  ощущают своё присутствие в мире. Только не умеют об этом рассказать. Они так же испытывают приятные воздействия  и боль, холод и тепло…

Все объекты живой природы  нуждаются в бережном обращении. Чтобы это понять, представь себя одним из них. Как бы ты хотел, чтобы  к тебе относились умные и сильные  люди?

«Из чего мы состоим».

Каждый представитель  животного и растительного мира имеет особенности внешнего и  внутреннего строения: у деревьев есть ствол, а у кустарников - нет; рыбы покрыты чешуёй, а большинство  зверей - шерстью и т.д.

От внутреннего строения зависит жизнь живых организмов. Каждый внутренний орган отвечает за выполнения какой-то важной функции: у  человека лёгкие обеспечивают дыхание, а растение «дышит» поверхностью листа и т.д.

Все системы живого организма  взаимосвязаны. Например, при заболеваниях дыхательных органов у человека нарушается работа сердца; если нарушается корневая система растения, то засыхают листья…

Нормальная работа всех внутренних и внешних систем зависит от общего состояния организма - здоровья.

В природе нет ничего лишнего. Как человеку нужны все части  тела, все внутренние органы и системы, так и растениям, и животным необходимо всё, что им дано природой от рождения. Вспомни об этом, прежде, чем сорвать листок с куста или словить бабочку.

«Я  расту».

Все живые организмы имеют  сходную линию жизни: рождаются, растут, взрослеют, стареют, умирают. Все  представители живой природы  изменяются во времени. По этим изменениям можно определить возраст. У человека со временем изменяется качество ума, увеличивается объём знаний. Но это  зависит не от возраста, а от обучения.

Природой определена продолжительность  жизни для представителей каждого  класса живых объектов. Люди для  защиты от посягательства на жизнь  придумали законы и наказания. Природные  объекты не всегда умеют постоять за себя. Но когда насилие над  природой проявляется особенно сильно, случаются экологические катастрофы. Знания, в том числе и о природе, нужны нам для того, чтобы не только ей не мешать, но и уметь оберегать  и поддерживать. Никто не имеет  права самовольно прерывать жизнь  другого.

«Если хочешь быть здоров».

Общее состояние живого организма  называется здоровьем. Здоровье бывает хорошим и плохим, крепким и  слабым. Болеют не только люди, но и  животные, и растения, только у них  свои особенные болезни. О состоянии  здоровья можно судить по внешнему виду.

Растения и животные умеют  лечиться сами. Звери лечатся травами. Деревья - смолой. Люди научились не только исцелять многие свои недуги, но и ухаживать за больными объектами  живой природы.

Есть предметы и явления, которые укрепляют здоровье: полноценное  питание, чистые вода и воздух, благоприятный  климат. Для человека к этим факторам можно отнести радость, любовь, физический труд, физкультуру и спорт.

Факторы, противоположные  по значению (плохая пища, загрязнённый воздух, некачественная вода, вредные  микробы, курение, алкоголь, наркотики  и пр.), здоровье подрывают.

Пища по происхождению  бывает растительной и животной. Её качество зависит от того, в каких  условиях она выросла: состав почвы, уровень химического и радиоактивного загрязнения окружающей среды.

Полноценное питание человека можно обеспечить, если употреблять  здоровую (полезную) пищу: каши, овощи, фрукты, орехи и т.д. Продукты синтетического (искусственного) происхождения, очень сладкая и жирная пища вредна для здоровья.

Загрязнённый воздух, табачный дым отрицательно действуют на органы дыхания. Курящие люди чаще болеют, особенно туберкулёзом. Животные и  растения тоже не выносят табачного  дыма.

Каждый человек должен знать правила здорового образа жизни и выполнять их. Важно  уметь распознавать вредные условия  окружающей среды и исправлять их.

Природа позаботилась о том, чтобы её обитатели имели всё, что им нужно для полноценной  жизни, умели заботиться о своём  здоровье. Легче с момента рождения охранять и укреплять здоровье, чем  после лечить заболевания. Чтобы  сохранить своё здоровье, надо беречь «здоровье» окружающей природы.

ЧАСТЬ 3. «Неживая природа».

Цель: систематизация и углубление представлений детей о явлениях и объектах неживой природы как факторах экологического благополучия.

Задачи:

· Учить детей ориентироваться  в мире физических явлений.

· Систематизировать знания детей о таких явлениях и объектах как свет, воздух, вода, почва, температура. Формировать основы понимания необходимости  бережного отношения к компонентам  неживой природы.

· Формировать представления  о взаимосвязях живой и неживой  природы, показать зависимость состояния  живых организмов в частности  и экологического благополучия на планете  в целом от наличия и качества этих явлений и объектов.

· Развивать способность  эстетической оценки окружающей природы.

Содержание  части

Все живые организмы существуют и развиваются только при наличии  соответствующих условий. Им нужна  вода, воздух, определённая температура, свет, плодородная почва.

Для растений все названные  факторы имеют значение в равной степени: почва и вода нужны как  источник жизни и питания, свет как  условия процессов обмена, температура  и воздух как условие жизни.

Представителям животного  воздух, вода, свет и определённая температура  обеспечивают функционирование организма  и комфортные условия существования. Почва является источником многих продуктов  питания.

Человек, благодаря своим  знаниям, опыту и разуму, научился выживанию при отсутствии некоторых  факторов: изобрёл электричество, обогревающие устройства и пр. Но обеспечивать полноценное  здоровье в искусственных условиях не умеет никто.

Помни:

В природе всё взаимосвязано. Если «теряет» неживая природа, то страдают растения, животные и люди. Навредить  легко, исправить трудно!

ЧАСТЬ 4. «Планета - наш дом. Мы - хозяева в нём»

Цель: обобщение знаний природоведческого и природоохранного характера, формирование основ планетарного экологического сознания.

Задачи:

· Обобщить и систематизировать  представления детей природоведческого  и природоохранного характера.

· УУпражнять в поиске и формулировке элементарных причинно - следственных связей между явлениями окружающей природы.

· Упражнять в прогнозировании  глобальных изменений в окружающем мире, учить искать наиболее рациональные способы решения экологических  проблем.

· Закреплять и обобщать правила экологически грамотного и  безопасного для здоровья человека поведения в природе и в  быту.

· Формировать понимание  ответственности человека за сохранение природы.

Содержание  части

Мы живём на планете  Земля. Наша планета одна из самых  прекрасных в космическом пространстве. Учёные пока не нашли ни одно другой планеты, на которой тоже были бы условия  для жизни людей.

На нашей планете есть водное пространство (океаны, моря, реки, озёра…) и суша (материки и острова). На Земле есть территории с различными климатическими условиями: жаркие и  холодный края, умеренный климат. В  Зависимости от климата на разных территориях проживают различные  животные, произрастают определённые растения.

На Земле живёт много  людей. Они все разные по национальности, цвету кожи, интересам и привычкам. Но у всех одна забота - сохранить  нашу планету для дальнейшей жизни.

держание


Информация о работе Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста