Экологический аудит

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение сущности понятия экологический аудит, законодательной базы и международного опыта.
Задачи работы заключаются в том, чтобы раскрыть понятие экологического аудита, рассмотреть законодательное и административное регулирование процедуры экологического аудита. Проанализировать существующие процедуры проведения экологического аудита и изучить особенности экологического аудита зарубежных стран.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА 6
1.1 Понятие и сущность экологического аудита 6
1.2 Задачи, цели и принципы экологического аудита 9
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА 12
2.1 Законодательное регулирование экологического аудита 12
2.2 Нормативное регулирование экологического аудита 16
2.3 Административное регулирование экологического аудита 19
3 АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОЦЕДУР И МЕТОДОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА 22
3.1 Процедуры проведения экологического аудита 22
3.2 Методы проведения экоаудиторских программ 28
4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОАУДИТА НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Источники загрязнения окружающей среды, распространение загрязняющих веществ и последствия их воздействия 41
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Этапы проведения экологического аудита 42
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Пример проведения экологического аудита Большого Ростова 43

Работа содержит 1 файл

кр экономика природопольз мои доработки12.doc

— 319.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              4

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА                6

1.1 Понятие и сущность экологического  аудита                                                 6

1.2 Задачи, цели и принципы экологического  аудита                                          9

2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА                                                                                                               12

2.1 Законодательное регулирование  экологического аудита                           12

2.2 Нормативное регулирование экологического  аудита                                 16

2.3 Административное регулирование  экологического аудита                      19

3 АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОЦЕДУР И МЕТОДОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА                                                                       22

3.1 Процедуры проведения экологического аудита                                         22

3.2 Методы проведения экоаудиторских программ                                          28

4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОАУДИТА НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА                                                                                                                 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                           39

ПРИЛОЖЕНИЕ А - Источники загрязнения окружающей среды, распространение загрязняющих веществ и последствия их воздействия       41

ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Этапы проведения экологического аудита                     42

ПРИЛОЖЕНИЕ В - Пример проведения экологического аудита Большого Ростова                                                                                                                    43

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Промышленное производство и предпринимательство в XXI веке должны внести решающий вклад в стабильное развитие как отдельных стран, так и всего мирового сообщества. Стабильное развитие предполагает возможности роста объектов промышленного производства, повышение жизненного уровня людей при одновременном сохранении и качественном улучшении среды обитания.

В условиях развития рыночных отношений в России все большую  остроту приобретают проблемы, связанные  с воздействием на окружающую среду. В частности, вопросы оценки наносимого ей ущерба и оценки риска от этого  ущерба встают как перед самими природопользователями, так и перед государственными институтами, проводящими контроль, частными и общественными организациями. Приход в Россию нового экономического порядка характеризуется необходимостью внедрения новых для нее эколого-экономических понятий, таких, как экологический аудит, а также пересмотр роли и значения старых экономических инструментов в государственной политике.

Экологическое аудирование  способно сыграть исключительную роль в разрешении экологических проблем, особенно в условиях выхода России из социально-экономического кризиса. Так, благодаря этому виду деятельности в относительно короткие сроки можно добиться следующих результатов:

  • повысить эффективность использования сырьевых и энергетических ресурсов, уменьшая тем самым отрицательное воздействие действующего производства на окружающую среду;
  • обосновать необходимость и возможность концентрации усилий и средств на наиболее приоритетных и результативных в настоящее время направлениях экологической деятельности;
  • уменьшить экономические риски и предотвратить развитие чрезвычайных ситуаций.

Целью работы является изучение сущности понятия экологический аудит, законодательной базы и международного опыта.

Задачи работы заключаются  в том, чтобы раскрыть понятие  экологического аудита, рассмотреть законодательное и административное регулирование процедуры экологического аудита. Проанализировать существующие процедуры проведения экологического аудита и изучить особенности экологического аудита зарубежных стран.

В то время как в  странах Запада уже существует теоретический и практический опыт его применения, Россия еще только начинает внедрять многие из них. В ходе этого процесса проявляются отсутствие нормативно-правовой базы, нехватка методик и отсутствие практики, острый дефицит информации, литературы и исследований по этим вопросам. В сложившейся ситуации работа посвященна выявлению возможностей использования сведений, полученных при экологическом аудите, для снижения экологического риска, при выборе природоохранных мероприятий, а также для повышения эффективности применения экономических инструментов в природоохранной политике, приобретает особую актуальность.

Экологическое аудирование  может оказать решающее влияние  на формирование и развитие рынка  разнообразных экологических услуг в Российской Федерации, включая услуги в области экологического менеджмента, экологической сертификации и страхования, финансово-экологического аудита, экологического консалтинга, образования и просвещения.

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА

 

1.1 Понятие и сущность  экологического аудита

 

Важным направлением реализации Государственной стратегии  устойчивого развития России, направленной на сбалансированное решение социально-экономических  задач на перспективу и сохранение благоприятного качества окружающей среды, является применение экологического аудита как инструмента обеспечения благоприятного экологического климата. Данное обстоятельство связано с необходимостью интеграции России в систему мировой экономики и международной экологической безопасности, а также с усилением требований законодательства в области охраны окружающей среды.

В настоящее время  в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. закреплено понятие экологического аудита. Под экологическим аудитом понимается независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций в области экологической деятельности [3].

В странах с высокоразвитой природоохранной деятельностью  экологический аудит существует в форме:

  1. элемента системы экологического менеджмента;
  2. оценки системы управления окружающей средой;
  3. исследования инвестиционных проектов и недвижимости;
  4. аудирования по вопросам здоровья, безопасности и окружающей среды;
  5. анализа экологической информации.

 

Такое многообразие форм приведено в систему и законодательно урегулировано.

Перспективы развития российского  рынка услуг по экологическому аудиту в немалой степени зависят от наличия разработанной нормативно-правовой базы, которая только начинает формироваться в России [10].

В Российской Федерации  предусматривается проведение обязательного  и добровольного экологического аудита.

В приказе Госкомэкологии России «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» от 30.03.98 № 181 было указано на то, что обязательный экологический аудит должен проводиться в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обязательный экологический  аудит организуется специально уполномоченными  государственными органами управления природопользованием и охраной  окружающей среды и по своему характеру является государственным [19].

Государственный экологический аудит проводится в обязательном порядке в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деятельности при:

  1. приватизации и банкротстве юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если их деятельность является экологически особо опасной;
  2. проведении экологического страхования в целях определения ставки или размера страховых платежей и (или) возмещений;
  3. кредитовании юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, государственными банками;
  4. оценке деятельности по ликвидации экологических последствий аварий и стихийных бедствий;
  5. принятии решений государственными органами о продлении действия лицензий, выданных юридическим лицам и гражданам-предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию экологически опасных объектов;
  6. выполнении международных обязательств Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды;
  7. в иных случаях, установленных Правительством РФ.

Государственный экологический  аудит является одной из функций государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Он может проводиться как подразделениями специально уполномоченного государственного органа в области экологического аудита, так и юридическими лицами или гражданами на основе лицензии, выданной специально уполномоченными на то государственными органами в установленном порядке. С учетом сложности работ право на проведение государственного аудита может быть предоставлено только аттестованным специалистам, имеющим опыт практической работы и высшее образование в области предмета аудита.

Целесообразность проведения добровольного экологического аудита диктуется интересами юридических лиц и граждан-предпринимателей в получении научно-обоснованных рекомендаций относительно оптимальной организации работ по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности на уровне, соответствующем требованиям законодательства РФ, и в иных целях [19].

Внешний аудит осуществляется сторонней аудиторской фирмой, а внутренний — работниками (штатными аудиторами) предприятия [14, c. 42].

Реальный экологический аудит призван дать оценку действительного состояния предприятия как природопользователя и как загрязнителя окружающей природной среды [14, c. 42].

Перспективный экологический аудит направлен на выработку и предоставление рекомендаций в сфере улучшения деятельности проверяемого предприятия в области природопользования и охраны окружающей природной среды.

Основные формы экологического аудита — информационный, предупредительный, карательный.

Информационный аудит направлен на сбор и обобщение экологической информации для передачи ее соответствующим заинтересованным пользователям (в государственные органы, гражданам, инвесторам, кредиторам) с целью принятия решений [14, c. 42].

Предупредительный аудит позволяет предотвратить наступление вредных последствий, которые могли бы возникнуть вследствие невыполнения необходимых мероприятий по охране природной среды, несоблюдения законодательных и нормативных актов, а также финансово-хозяйственных проектов, не прошедших технический экологический контроль.

Карательный аудит выражается в применении мер государственного принуждения к нарушителям, виновным в невыполнении обязательных мероприятий по охране окружающей природной среды и ее отдельных объектов. [14, c. 42].

Чтобы понять сущность экологического аудита необходимо знать задачи, цели и принципы экологического аудита, уметь определять ключевые элементы экоаудита.

 

 

1.2 Задачи, цели и принципы  экологического аудита 

 

К объектам экологического аудита относятся : имущество (земельные участки, здания , технологии), текущие операции предприятия, система управления предприятием, программы охраны окружающей среды.

 

К основным задачам в  области экологического аудита с  учетом международной практики можно отнести:

  1. снижение финансового риска субъектов хозяйственной деятельности;
  2. создание инструмента реализации основных направлений регулирования природопользования;
  3. интеграцию деятельности в области окружающей среды с другими сферами деятельности;
  4. учет и применение общепризнанных международных принципов, методов и процедур;
  5. подготовку и привлечение компетентных специалистов по экологическому бухгалтерскому учету и аудиту;
  6. содействие субъектам хозяйственной деятельности в самостоятельном регулировании своей экологической политики, формирование приоритетов по осуществлению предупредительных мер, направленных на выполнение экологических требований, норм и правил;
  7. получение достоверной информации о деятельности субъектов хозяйствования в области природопользования и охраны окружающей среды, повышение их конкурентоспособности на мировом рынке за счет внедрения экологически чистых технологий и экологической маркировки продукции [9].

Информация о работе Экологический аудит