Экологический аудит

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 01:52, реферат

Описание работы

Интересы защиты окружающей среды и обеспечение экологической безопасности человека требуют разработки и внедрения системы экологического аудита (ЭА).
В промышленно развитых странах, по свидетельству результатов природоохранной деятельности конца xx-века, ЭА является одним из наиболее эффективных инструментов управления воздействия на окружающую среду хозяйствующих субъектов. В настоящее время действующие производственные объекты подвергаются плановому экологическому контролю со стороны специально уполномоченных государственных органов.

Содержание

Введение 3
Возникновение и развитие экологического аудита 4
Место экологического аудита в системе управления природопользованием и охраны окружающей среды 6
Характеристика экологического аудита 8
Организация и проведение экологического аудита 13
Регулирование деятельности в области экологического аудита 19
Заключение 21
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

экологич.аудит.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

     План: 

Введение            3

Возникновение и развитие экологического аудита     4

Место экологического аудита в системе управления природопользованием и охраны окружающей среды         6

Характеристика экологического аудита       8

Организация и  проведение экологического аудита            13

Регулирование деятельности в области экологического аудита          19

Заключение                  21

Список литературы                 22

 

      Введение 

     Интересы  защиты окружающей среды и обеспечение  экологической безопасности человека требуют разработки и внедрения системы экологического аудита (ЭА).

     В промышленно развитых странах, по свидетельству  результатов природоохранной деятельности конца xx-века, ЭА является одним из наиболее эффективных инструментов управления воздействия на окружающую среду хозяйствующих субъектов. В настоящее время действующие производственные объекты подвергаются плановому экологическому контролю со стороны специально уполномоченных государственных органов.

     ЭА  как составляющий инструмент в системе управления предприятием имеет смысл и позволяет реально повысить эффективность природоохранной деятельности предприятия в том случае, когда субъект хозяйствования в этом заинтересован. ЭА рассматривается в качестве нового подхода к организации природоохранной работы на уровне субъектов хозяйствования, подхода, который предполагает повышение их ответственности за экологические последствия своей деятельности. 

 

      Возникновение и развитие экологического аудита 

     Оценка  субъектами хозяйствования экологических  аспектов, связанных со своей деятельностью, стало активно использоваться в странах Европы и США в начале 70-х гг.

     В США, в связи с высокими показателями экологических аварий и катастроф  и после принятия федерального закона США “О Национальной политике в  области окружающей среды”, процесс активизирования и предприятия стали привлекаться к юридической ответственности за нанесённый ущерб окружающей среде. Процедуры проведения данных оценок по внешним признакам и форме проведения напоминали финансовый аудит и поэтому получили название экологического аудита.

     В 80-х гг. ЭА получил широкое распространение  и вошёл в практики в промышленно развитых странах (Великобритания, Нидерланды, Швеция и др.). В середине 80-х гг. Международная торговая палата начала использовать ЭА в качестве метода внутреннего административного управления для усиления контроля за производственной деятельностью компаний и оценкой её нормам экологического законодательства. В этот период область применения ЭА расширяется, и выделяются специализированные виды ЭА:

     -- по минимизации отходов;

     -- по оценке риска, связанное  с производственной деятельностью;

     -- по совершенствованию контроля  источников загрязнения;

     --по  приобретению или передаче собственности…

     Нарастание  общественного сознания в этих странах привело к специальному постановлению ЕС - “Постановление об Экоаудите” (1993). Этот документ имеет силу закона для производственных предприятий, расположенных на территории государств ЕС.

     Например, в рамках ЕС действует ряд экономических  нормативов, невыполнение которых может явиться причиной значительных финансовых и других потерь для кредитных и страховых организаций.

     К началу 90-х гг. ЭА стал активно использовать коммерческие банки в целях минимизации  рисков неплатежей по ссудам заёмщиков  и в процедурах выработки решений по финансированию компаний и фирм, проектов, которые могли оказывать значительное воздействие на окружающую среду.

     В настоящее время крупные компании и банки при осуществлении  масштабных и долгосрочных инвестиций, предоставлении кредита и других рисковых операций, связанных с расширением, модернизацией, приватизацией и другой реорганизации предприятий, проводят сами или требуют от своих партнёров по бизнесу проведения ЭА.

     В Беларуси ЭА пока не получил широкого применения, правовая и нормативные базы только начинают формироваться. В законе РБ “Об охране окружающей среды”, принятом в 1992г., и других нормативно-правовых документах, вплоть до 2000г. упоминание об ЭА отсутствовало. Развитие ЭА в Беларуси в настоящее время связано с созданием в рамках Национальной системы сертификации. Подсистемы экологической сертификации. В 2000г. введён в действие РД РБ № 03810 от 05.08.2000г. “Национальная система сертификации РБ. Подсистема экологической сертификации. Требования к аудиторам в области экологии”. Так как этот документ регламентирует требования к аудиторам-экологам, действующим в рамках подсистемы экологической сертификации, то область их деятельности ограничивается созданием и сертификацией СУОС - систем управления окружающей среды.

     С введением экологического страхования, совершенствованием экологического механизма природопользования, лицензированием и т. п. сфера применения ЭА в РБ будет расширяться. Этому будет способствовать создание нормативной, правовой и методической баз проведения ЭА в РБ.

     В новой редакции Закона РБ ”Об охране окружающей среды” от 2002г. содержится статья 97 ”Экологический аудит”, в которой определены цели ЭА, нашли отражение общие вопросы, касающиеся его проведения. В нём указано, что ЭА сможет проводиться при приватизации предприятий, а также при банкротстве или ликвидации юридического лица, банкротстве или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду. 

     Место экологического аудита в системе управления

     природопользованием и охраны окружающей среды 

     ЭА  представляет собой инструмент управления, охватывающий систематическую, документированную, периодическую и объективную  оценку того, насколько соответствует организационная система, управление окружающей среды и функционирования оборудования экологическим целям. Это предполагает усиление контроля за практической деятельностью в области охраны окружающей среды.

     В отличие от таких процедур, как оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза (ЭЭ), которые сориентированы на предотвращение негативных последствий хозяйственной деятельности на этапе её планирования, ЭА нацелен на выявление и оценку потенциального негативного воздействия на окружающую среду, здоровье населения и всех аспектов деятельности хозяйствующих субъектов и состояние природно-антропогенных объектов, совершаемого в момент проверки или в прошлом.

     Практика  проведения ЭА показывает, что процедура  и содержание экологического аудирования  имеют общие черты с ОВОС - в  этих процедурах присутствуют элементы исследования и прогнозирования потенциальных воздействий на окружающую среду. Сходство ЭА с ЭЭ имеет место в части проверки документации и соответствия деятельности организаций природоохранным нормам и правилам. Различие заключается в том, что ЭА по своим результатам не имеет юридической силы и не является обязательным для исполнения и или предоставление в государственные органы, как результаты ОВОС и ЭЭ.

     Если  рассмотреть использование ЭА применительно к циклу инвестиционного проектирования в РБ, то можно отметить, что на этапе разработки предпроектной и проектной документации на новое строительство, на расширение объекта без его технического перевооружения, расширение объекта с техническим перевооружением, реконструкцию, консервацию, ликвидацию объекта - ЭА может использоваться при оценке воздействия на окружающую среду и государственной ЭЭ для анализа состояния окружающей среды и природных ресурсов, оценки финансового риска, определения прошлого экономического ущерба.

     На  этапе строительства объекта ЭА целесообразно применять в качестве инструмента для оценки (анализа) соответствия проекту. ЭА применительно к хозяйствующему субъекту может использоваться в следующих случаях:

  • при проверке соблюдения природоохранного законодательства;
  • при оценке экологических и экономических последствий хозяйственной деятельности;
  • в целях снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды;
  • при оценке экологического ущерба и целях экологического страхования и в процессе смены собственника для определения ответственности за прошлый экологический ущерб;
  • при подтверждении данных, представленных в инициативной экологической отчетности организации;
  • при реализации процедуры объявления банкротства;
  • при проверке соблюдения лицензиатом установленных экологических требований, лицензионных соглашений;
  • при оценке финансовых рисков в условиях инвестирования проектов финансовыми структурами, акционирование, заключение договоров долгосрочной аренды и договоров страхования ответственности за причинение убытков, вызванных загрязнением окружающей среды в чрезвычайных ситуациях, а тех же рисков связанных с ответственностью за нарушение допустимого воздействия на окружающую среду;
  • при оценке воздействия на окружающую среду продукции производства на всех стадиях ее жизненного цикла;
  • при оценке эффективности функционирования систем управления окружающей средой.

     Материалы (результаты) ЭА могут также служить  основой для представления экологической отчетности в органы государственного контроля. Особое значение приобретает ЭА в связи с развитием предпринимательской деятельности и введения в хозяйственный оборот различных объектов недвижимости.  

     Характеристика  экологического аудита 

     Аудит (в части значимости его результатов) дает следующие преимущества по отношению к обычному контролю:

  • достоверность;
  • независимость;
  • объективность;
  • однозначность;
  • повторяемость;
  • понятность.

     В наиболее общем виде аудит - это процесс получения и оценки объективных данных в соответствующей профессиональной деятельности, устанавливающий уровень их соответствия определенным критериям, нормам и стандартам. Аудит в процессе своего развития превращается в большую взаимосвязанную систему контрольной деятельности.

     Он  разделяется на отрасли, подотрасли, направлениям в зависимости от полноты его деятельности. ЭА можно отнести к подотрасли аудита технологии и процесса производства.

     Первоначально аудит использовали в сфере финансовой деятельности субъектов хозяйствования. Аудит (от английского audit - проверка, ревизия) - проверка аудиторской службой бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов финансово - хозяйственной деятельности компаний предприятий, учреждений, чтобы подтвердить их точность. Аудит проводится специальными аудиторскими фирмами (организациями0 или аудиторами - предпринимателями. Основная задача аудита - защита интересов владельца, помощь субъектов хозяйствования в расчете налогов, повышения эффективности производственно - хозяйственной деятельности.

     Впоследствии процедуры аудита стали широко использоваться для совершенствования и повышения эффективности деятельности субъектов хозяйствования по другим направлениям - аудит качества, энергетический аудит, экологический аудит и др.

     По  ряду принципов процедуры ЭА и  финансового очень похожи (таб.1). 

     Таб.1. Сравнительная характеристика финансового и экологического аудита.

Финансовый  аудит Экологический аудит
1. Установленные  нормативно правовыми документами  требования. 1. Добровольная (инициативная деятельность организации)
2.Ежегодное  событие 2. Нет установленной периодичности (для добровольного аудита)
3.Подтверждение  в официальном бюллетене 3. Выводы и  рекомендации
4. В  рамках существующих стандартов, правил законов 4. Несколько  правил и стандартов, в том  числе международных, установленных  на данный момент
5.Установленный  законом минимальный объем работы, необходимый для предоставления  перед аттестацией. 5. Требование  к выполняемой работе оговариваются  индивидуально.

Информация о работе Экологический аудит