Экологические сказки. Их назначение и роль в воспитании

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 20:22, реферат

Описание работы

Сегодня все чаще приходится слышать о неблагоприятной экологической обстановке, кризисе, катаклизмах. Что мы оставляем в наследство своим детям? Тенденция к потреблению все ближе подводит нас к разрушению того мира, в котором мы живем. С болью приходится видеть, как некоторые дети, подражая взрослым, БЕЗДУМНО рвут цветы и листья, оставляют после себя мусор на берегу озера, забывают тушить костер.

Работа содержит 1 файл

Экология.doc

— 75.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

«Экологические сказки. Их назначение и роль в воспитании»

 

      Сегодня все чаще приходится слышать о неблагоприятной экологической обстановке, кризисе, катаклизмах. Что мы оставляем в наследство своим детям? Тенденция к потреблению все ближе подводит нас к разрушению того мира, в котором мы живем. С болью приходится видеть, как некоторые дети, подражая взрослым, БЕЗДУМНО рвут цветы и листья, оставляют после себя мусор на берегу озера, забывают тушить костер. Сегодня особенно важно развивать более осмысленное отношение к окружающему миру, к Природе, к живому. Тем более, что именно мир природы, точнее мир природных стихий, является местом обитания множества чудесных волшебных созданий — природных духов: эльфов, фей, русалок, гномов, троллей, домовых, саламандр и т. д.

      Духи цветов, деревьев, камней — это не просто фантазии сказочника или мифологизмы. С деревьями и камнями связаны интереснейшие древние культуры. И сегодня целительные свойства камней используются в литотерапии, а способность растений и деревьев взаимодействовать с энергиями человека широко обсуждается и используется в лечебной практике.

       Так или иначе, но идея бережного отношения к природе в наши дни особенно актуальна. Экологические сказки помогут открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир, стремиться к добру и Красоте. В таком контексте можно строить обсуждение этих историй.

       Огромная роль в экологическом воспитании дошкольников и младших школьников отводиться экологическим сказкам, которые в детях воспитывают культуру поведения и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос, их призыв не вторгаться к ним со своим злом. Ведь и у них также есть мамы, папы и любимые дедушки, потеря которых также трагична для них. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения, воды одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни. Важно максимально приблизить сказки к тем местам, где проживают слушатели. Поэтому названия всех рек животных мы даем действительно существующих в нашем родном крае. Сказки можно воспроизводить как читая, так и разыгрывая небольшие спектакли - от кукольных до ролевых. Положительным эффект будет больше, если чтецами или актерами выступать будут старшие школьники при выступлении перед дошколятами и младшими классами школ. Ниже мы приводим пример двух таких сказок. Как увидит читатель, они легки в чтении, емки по содержанию, и достаточно просто пишутся, нужно лишь немного фантазии и любви к природе и знания биологии.

№ 1. По страницам Красной Книги.

В дремучем сказочном лесу заповедника в старом-престаром дупле лиственницы на берегу реки Ковыли в одно прекрасное утро в семье сов появился маленький совенок. Родители назвали его Ярославом в честь мудрого деда. И уже с первых минут жизни совенок проявил свою любознательность. Он хотел знать все. Его вопросы “Что? Где? Когда? Почему?” постоянно не давали покоя родителям. Он рос не по дням, а по часам под бережной заботой родителей. Но вот наступил день, когда совенок научился летать. И первым делом он решил навестить своего мудрого деда, который жил на опушке леса в дупле могучего кедра.

– Дедуля! Дедуля!

– Кто это беспокоит меня в такую рань? – раздался голос из глубины дупла. – Заходи – гостем будешь.

– Это я, дедуля – твой внук Совенок Ярослав. Дедушка, ты самый мудрый в нашем лесу и знаешь все про всех на свете. У меня так много вопросов, на которые я ищу ответы. Может ты мне поможешь?

Мудрый дед долго-долго беседовал со своим внуком. Он рассказал ему о том, что живут они все в заповеднике, где люди охраняют животных и растения. И им очень хорошо и безопасно здесь.

– Но есть места на Земле, где человек убивает животных, губит цветы, осушает озера, загрязняет реки и воздух. И растения и животные не могут жить там, и многие уже погибли, а некоторых осталось совсем мало. Я слышал, что у людей есть книга, которая называется Красной Книгой. В нее Человек записывает животных и растения, которых осталось очень мало на Земле. И наш вид Ястребинная сова тоже занесен в эту книжку.

– Почему же? На нас же никто не охотится!

– Потому, что мы живем в заповеднике, где люди нас оберегают, и всякая охота здесь запрещена!

– А кто еще занесен кроме нас из нашего леса в Красную книгу?

– Их уже очень много.

– Но я хочу о них все знать,- сказал совенок, - для того, чтобы помочь им выжить, и найти новых друзей.

Совенок Ярослав полетел на поиски животных и растений, занесенных в Красную книгу, чтобы рассказать о их проблемах людям.

Справка от Совенка Ярослава:

«Мы – Совы – незаслуженно гонимые птицы. Наш ночной образ жизни, нередко пугающий голос, необычная внешность – все это издавна создало нам репутацию вестников несчастья. “Из пустого дупла либо сыч, либо сова, либо сам сатана”, “Сова не принесет добра” и многие другие поговорки существуют о совах. Глаза у сов желтые, что придает им “злое выражение”. Днем нас встретишь редко. Сейчас нас повсеместно становится все меньше и меньше. И не потому, что стало хуже с кормами (а питаемся мы в основном грызунами, чем приносим неоценимую пользу Человеку). Мы часто попадаем под выстрел браконьера-охотника, и слишком много случаев разорения гнезд».

        № 2. По страницам Красной Книги.

На старой лиственнице, склонившей свои ветви над горной рекой Баргузин, сидел наш старый знакомый Совенок Ярослав, и зачем-то внимательно смотрел в реку.

“Бульк”

– Ты кто? – обратился молодой совенок к незнакомому существу. Ведь наш совенок хотел знать все и стать мудрым как его дедушка.

В ответ над рекой разнеслось только громкое “Бульк”. “Кто-же это?”. Еще раз задал себе вопрос совенок и тихо полетел разгадывать тайну.

Незнакомец был очень шустр в воде. Его гибкое тело имело короткие лапки с перепонками и хвост – длинный-длинный. Он очень быстро мелькал в воде в погоне за рыбой. Долго пришлось ждать совенку, пока незнакомец пообедает.

– Ну вот. Теперь можно и познакомиться. Я – Выдра.

– А я совенок Ярослав. Я ищу животных и растения, которые занесены в Красную Книгу, чтобы им помочь. Ты таких не встречала?

– Далеко лететь тебе не надо. Наш вид Речная выдра занесен в Красную Книгу. Но чем же ты можешь нам помочь, ведь ты такой маленький?

– Я расскажу о ваших проблемах людям. Расскажи мне о себе.

– Уже много лет я живу здесь в прекрасной реке Баргузин. Мои излюбленные места – там, где много рыбы. Как же я люблю лакомиться рыбкой. И детки мои не отказываются. Их у меня двое. Днем я отдыхаю с детками в норе на берегу. В мою норку можно попасть только под водой. В заповеднике нам очень хорошо. Здесь нас никто не обижают. Мои родственники счастливо живут и в других реках заповедника – Ковыли, Джирга. А вот мою тетушку с семьей люди уже выселили с речушки Хахархай.

– Просто выгнали?

– Они на них охоту устраивают, и рыбу уже всю повыловили, что даже и кушать стало нечего. Вот и стал наш вид исчезать. Только заповедные места помогают нам выжить.

– Бедная выдра. Может я чем-то смогу тебе помочь.

А знаешь ли ты, кто еще нуждается в помощи?

– Я слышала от своего отца, что высоко в горных озерах Амут и Балан-Тамур живет редкая рыба таймень. Как-то раз пытался отец полакомиться молодым таймененком, но дедушка ему строго запретил, потому что их осталось очень мало, и они нуждаются в защите.

– Спасибо тебе милая Выдра.

И Совенок полетел на поиски таинственной рыбы Таймень.

Справка от совенка.

«Выдра речная – хищник, житель проточных водоемов, где много рыбы, следы ее редко можно увидеть. Зато в реке она – торпеда стремительная. Живет она потаенно, лишний раз не показываясь, и в трудно доступных местах. Детки появляются в апреле – мае, но не более пяти. Вес взрослой выдры около 10 кг, и замечателен ее длинный, сильный хвост – великолепный руль в воде. человек вытесняет ее с ее мест обитания, загрязняет среду, истребляет ее из-за шкурок, отлавливает рыбу основной источник пропитания речной красавицы выдры».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачем нужна экологическая сказка

     Нужна ли экологическая сказка – вопрос для многих риторический. Ребенок и сказка – понятия неразрывные.

     По мнению профессионалов, именно в экологических сказках удается наиболее полно использовать средства эмоционального воздействия на ребенка. Через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны, гражданской ответственности. И еще: экологическая сказка способствует распространению научных знаний о природе.

      Один из авторов статей, посвященных сказкам, в том числе и экологическим, – Е.В.Шиков, кандидат биологических наук, учитель средней школы № 996 г. Москвы так определяет назначение экологических сказок – «…научить детей понимать природу и беречь ее». «Экологическое воспитание должно начинаться с самого раннего детства и продолжаться в течение всего периода обучения в школе. Для детей младшего и школьного возраста наиболее понятно изложение материала в форме сказок, которые пробуждают не только ум, но и чувства. Последнее очень важно. Ученики не столько должны выучить основные экологические понятия, сколько проникнуться уважением ко всему живому, полюбить природу». «Экологические сказки рассчитаны прежде всего на младших школьников, но с ними можно работать и в средних классах».

      «В самой природе многое сродни чуду. Скользнувший луч, цветок, росинка на нем реальны, но в их единении вдруг рождается то, что человек называет “сказочной красотой”. Сухие научные слова скрывают за собой целый волшебный мир: метаморфоз напоминает превращения сказочных героев; анатомия, когда плененная ящерица отбрасывает хвост, – отсечение драконовых голов и вырастание новых. Как не почесть за чудо мимикрию, способность в одночасье изменить свой облик! Поэтому так естественно желание именно через сказку говорить с детьми об окружающем нас мире». Эти слова принадлежат С.Голубевой, сотруднику Переславского природно-исторического национального парка. С.Голубева обогатила наш материал различными идеями и фактами. И мы не раз еще прибегнем к ее опыту.

      Когда-то на меня очень приятное впечатление произвела книга Д.Соколова «Сказки и сказкотерапия». Уже не припомню, что именно тогда меня в ней очаровало. То ли автор, который, как написано о нем в предисловии, «…появляется… немного бочком, чуть пританцовывая, начиная исчезать с минуты появления. Почти всегда влюблен, очень занят, одной рукой листая новую книгу, слегка оправдываясь, и при этом успевая мечтать». То ли та кажущаяся легкость, с которой сам автор сказки сочиняет, предлагая совершенно виртуозные сюжеты. Только теперь захотелось к этой книге вернуться: не окажется ли она полезной и в нашем случае? Не поможет ли, хотя бы частично, пролить свет на исследуемый предмет? Надо только оговориться, что книга посвящена сказкотерапии и непосредственно об экологической сказке речи в ней не ведется.

    Вот несколько цитат, которые во многом определили мое отношение к экологическим сказкам и к тем, кто их сочиняет. Этакие критерии оценки что ли. Возможно, и вам это покажется интересным и принесет реальную пользу:

· «Автор, зрящий в ядро проблемы, сочиняет сказку, в которой предполагает и/или внушает метафорическое решение этой проблемы» (в нашем случае – проблемы экологической).

· «Сказка может быть использована для того, чтобы предложить ребенку способы решения конкретной проблемы».

· «Собственные решения – это вещь самая ценная, но и самая трудная».

· «Сказки являются, возможно, самой устойчивой формой передачи информации в культуре».

· «…начиняют детей сказками, передавая таким образом, совершенно не намеренно – способы поведения, ценности, убеждения и в конечном итоге жизненные сценарии».

· «…сказки представляют собой наши попытки понять движущие силы, повлиять на происходящее и заглянуть хоть чуть-чуть дальше».

     Одна из теоретических глав книги посвящена литературоведу Владимиру Яковлевичу Проппу. Он одним из первых построил модель сказки, ее единую схему. Глава собственно в схематичном виде и представляет результаты его работы. В поисках сказочных инвариантов В.Я.Пропп создал понятие функции. Функция – это поступок действующего лица, который определяется с точки зрения его важности для развития сказочного действия. Всего В.Я.Проппом выделена 31 функция действующих лиц. Не все функции присутствуют постоянно, но их число ограничено и порядок неизменен. Неизменным В.Я.Пропп определил и набор ролей (действующих лиц). Их семь. Исследовал В.Я.Пропп не все, а только «волшебные классические» сказки (непосредственно он основывался на ста русских сказках из сборника А.Н.Афанасьева). А, вообще-то, лучше почитать книгу целиком. Уж больно увлекательно написано. И, на мой взгляд, она лучше других сможет убедить сомневающихся: без сказки «как без рук». К тому же, у книги большой творческий посыл: так и хочется применить полученные знания на практике. Например… взять, да и попробовать сочинить свою сказку.

Достоверность – сказке не помеха

     Л.Н.Ердаков (ученый-практик, разработавший курс экологии для начальной школы, г. Новосибирск), отмечает, что в наше время существует немало литературы для познания экологии: «Сюда можно отнести любую детскую книгу, где в занимательной форме описана жизнь животных». Такими являются и часть сказок, где не нарушаются экологические правила (Волк может съесть Бабушку и Красную Шапочку, но видимо, не станет есть соленый огурец или пить чай с вареньем). Много экологических сказок создано Б.Заходером. К числу экологических можно отнести и рассказы В.Бианки. Могут быть полезны и некоторые русские народные сказки, если в них есть цепь превращений: яйцо в гусеницу, гусеница – в куколку, та – в бабочку. Очень экологичны взаимодействия волшебника и его ученика: ученик – в зерно, волшебник – в курицу; ученик – в карася, волшебник – тотчас в щуку; ученик – в утку, а волшебник – в сокола. Это уже иллюстрация пищевых цепей, элементы сложных природных взаимодействий типа «хищник-жертва». Исходя из этих рассуждений, Л.Н.Ердаков придумал экологические сюжеты о похождениях Эколобка. По мнению автора, Колобок – весьма интересный и удобный персонаж. Он сделан из теста и заведомо не несет никаких экологических свойств и специализаций. Такому персонажу свободно можно приписывать различные особенности и помещать его в разные экологические ситуации. Так, Эколобок становится членом многих биоценозов и вступает там во взаимоотношения с живой и неживой природой. На него воздействует среда, а он, в свою очередь, как-то ее изменяет.

Информация о работе Экологические сказки. Их назначение и роль в воспитании