Экологические основы природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:55, контрольная работа

Описание работы

Человек во все периоды своего развития использовал природу и вступал с ней во взаимодействие. Формы и способы этого взаимодействия волновали его всегда и стали одной из важных проблем человечества. Но на различных этапах развития человек по-разному подходил к ее решению.
Задача человечества заключается в том, чтобы использовать природу разумно, воздействовать на нее с учетом ее законов, научно обоснованно и целенаправленно. В противном случае неизбежен конфликт общества с природой, экологический кризис или, как нередко сейчас говорят, экологический иммунодефицит (недостаток или отсутствие в природе защитных сил против отрицательного воздействия человека). Природа не признает шуток с ней, она всегда права, ошибки и заблуждения исходят от людей.

Содержание

Тема: Понятие, виды и формы природопользования.
План
Вступление.
Основная часть
Основные виды и формы природопользования. Их особенности.
Основные принципы природопользования.
Характеристика актуальных проблем регулирования природопользования.
Определение природно-ресурсному потенциалу.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

контрольная по экологии.docx

— 38.13 Кб (Скачать)
 
     
  1. Упор  на карательные, а  не на стимулирующие  меры

     Практика  природоохранной деятельности и  объективные показатели состояния  окружающей среды показывают, что  административные методы в сфере  управления окружающей средой оказываются  недостаточно эффективными, а экономические  рыночные регуляторы в законодательстве практически отсутствуют. Законом  определены основные направления государственной  политики в данной сфере: создание системы  управления отходами, внедрение ресурсосберегающих технологий, максимально возможное  вовлечение отходов в хозяйственный  оборот, введен институт права собственности  на отходы. Отсутствие же законодательно закрепленных экономических регуляторов, таких как налоги, налоговые льготы, субсидии, залоговая стоимость и т.п., применение которых в зарубежных странах позволило создать системы рециклинга отходов и сократить негативное воздействие отходов на окружающую среду, большое количество подзаконных актов, в основном касающихся учета и контроля в сфере обращения с отходами, не позволяет эффективным образом обеспечить реализацию норм и принципов указанного закона.

     В Российской Федерации сейчас законодательно установлены: плата за негативное воздействие  на окружающую среду; административные штрафы за нарушение требований природоохранного законодательства; возмещение вреда  окружающей среде, причиненного вследствие нарушений требований природоохранного законодательства. Правовые нормы, касающиеся льготного налогообложения для  природопользователей, не имеют необходимых механизмов реализации. Используемые экономические механизмы носят сугубо фискальный характер и отличаются низкой эффективностью своего воздействия.

     Экономическое регулирование должно быть основано на том, что:

    • государственное регулирование в сфере охраны окружающей среды должно стимулировать модернизацию производства и экологизацию товаров и услуг;
    • экономический ущерб в результате причинения экологического вреда, в том числе собственникам (пользователям) природных ресурсов, имуществу юридических лиц и граждан, должен быть полностью компенсирован;
    • санкции за нарушения законодательно установленных требований и условий разрешений на природопользование должны быть адекватны причиненному ущербу окружающей среде и побуждать природопользователя к предупреждению загрязнений, а не к тому, чтобы закладывать мизерную плату за загрязнение в себестоимость продукции.
 
     
  1. Неопределенность  нормирования

     Не  создана необходимая правовая база системы природоохранного (экологического) нормирования, основы которой заложены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Одной из причин этого является закрепление различных по сути определений понятий, а также используемых терминов, касающихся нормирования воздействий на окружающую среду, как в вышеуказанном законе, так и в Федеральных законах «Об охране атмосферного воздуха», «Об отходах производства и потребления», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсах», Водном кодексе Российской Федерации и других актах, что приводит к различным методам правового регулирования. 

     На  сегодняшний день плата за негативное воздействие взимается за очень  небольшое число загрязнителей, в то время как законодательством  предписывается устанавливать нормативы  по всему их спектру.

  1. Отсутствие связи между обязательствами, вытекающими из членства Российской Федерации в международных конвенциях и соглашениях и национальным законодательством

     Российская  Федерация, являясь Стороной международных  договоров в сфере охраны окружающей среды, должна выполнять обязательства  по применению и соблюдению международных  норм и правил.Вместе с тем в ряде случаев участие в конвенциях носит формальный характер, и провозглашение в Конституции Российской Федерации приоритета международных норм не всегда находит отражение в законопроектной деятельности. Отсутствуют четкие юридические правила и порядок процедур по включению особо ценных объектов природного и культурного значения в перечень объектов Всемирного наследия, предусмотренный Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия, что приводит к затягиванию, иногда на несколько лет, решения таких вопросов. Не регламентированы вопросы организации ведения хозяйственной деятельности и использования территории и природных ресурсов водно-болотных угодий международного значения. 

     Сделаем вывод: действующее законодательство в сфере охраны окружающей среды не отвечает задачам развития нашей страны, его непрозрачность тормозит развитие экономики, а невнятность снижает конкурентоспособность отечественных производителей на мировом рынке и объем привлекаемых в экономику инвестиций. Многие аспекты природоохранной деятельности государства остаются неурегулированными с правовой точки зрения, что с одной стороны приводит к ухудшению качества окружающей среды и расхищению природных ресурсов, а с другой создает условия для развития коррупции.

     Таким образом, нормативная правовая база Российской Федерации в сфере  охраны окружающей среды в целом  характеризуется: недостаточной самостоятельностью и целостностью для защиты общественных и государственных экологических  интересов как важнейшего вида охраняемых правом публичных интересов; наличием внутренних противоречий, пробелов и  разночтений; отсутствием норм, способствующих развитию рыночных механизмов природопользования и охраны окружающей среды; наличием межотраслевых противоречий; отсутствием  комплексного подхода в правовом регулировании экологических отношений.

     Перечисленные выше проблемы наилучшим образом  могут быть решены путем кодификации  норм экологического законодательства.

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИРОДОРЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА.
 

       Природные ресурсы неравномерно распределены по поверхности  и в недрах Земли, что обуславливает различия в ресурсообеспеченности между странами мира. Россия имеет мощный и разнообразный природно-ресурсный потенциал, способный обеспечить необходимые объемы собственного потребления и экспорта. Страна находится на первом месте в мире по запасам большинства природных ресурсов, в том числе по запасам природного газа, каменного угля, железных руд, ряда цветных и редких металлов, торфа, а также занимает ведущее место по запасам земельных, водных и лесных ресурсов. 

    Природная среда – это часть природы, окружающая общество, взаимодействующая  с ним  и в той или иной степени измененная человеком. Поэтому  природная среда является источником природных ресурсов и условием жизни  и хозяйственной деятельности людей. Природные условия и ресурсы– одни из важнейших предпосылок территориальной организации населения и хозяйства. Исследования природных условий и ресурсов, построение их классификаций и оценок направлены на достижение максимального социального и экономического эффекта при использовании природных богатств.

    Природные условия – это тела и силы природы, которые на данном уровне развития общества существенны для деятельности человеческого общества, но непосредственно  не участвуют  в производственной  и непроизводственной деятельности людей. 

    Природные же ресурсы – являются такими объектами  и силами природы, которые непосредственно  используются  или могут быть использованы в процессе жизнедеятельности  общества. Состав природных условий  и ресурсов меняется с течением времени. По мере развития техники и технологии многие  элементы природных условий переходят в группу природных ресурсов.  

    Наличие природных ресурсов, их количество, качество и сочетание определяют природно-ресурсный потенциал территории и являются главным условием размещения производительных сил на данной территории. При освоении крупных источников природных ресурсов возникают крупные  промышленные центры, формируются хозяйственные  комплексы и экономические районы. Природно-ресурсный потенциал региона  оказывает влияние на его рыночную специализацию и место в территориальном  разделении труда. Размещение, условия  добычи и характер использования  природных ресурсов влияют на содержание и темпы регионального развития. 

    Разнообразные классификации природных ресурсов отражают их многоцелевое значение и  позволяют всесторонне изучить  ресурсы с целью оптимального использования. Наиболее важные классификации  – природная (генетическая), экологическая, экономическая (хозяйственная). Природная  классификация строится на основе происхождения (генезиса) ресурсов из  разных  земных оболочек: 

    §        Ресурсы недр (к ним относятся  все виды минерального сырья и топлива);

    §        Земельные ресурсы;

    §        Водные ресурсы;

    §        Биологические ресурсы,  в том  числе растительные, лесные и ресурсы животного мира;

    §        Рекреационные ресурсы.

    Экологическая классификация основывается на признаке исчерпаемости  ресурсов  в процессе  их использования  обществом:

    §       Исчерпаемые, по длительности своего образования делятся на возобновимые (растительные, почвенные, водные) и невозобновимые (минеральные). Возобновимыми считаются ресурсы, которые вновь образуются (возобновляются, вырастают, отлагаются) не более чем за несколько десятков лет. Невозобновимыми считаются ресурсы, на образование которых вновь требуются тысячи или даже миллионы лет

    §       Неисчерпаемые (энергия солнца, ветра, текучей воды, климатические и  космические ресурсы, а также  ресурсы Мирового океана). 

    Таким образом, основная задача в определении места и роли

природоресурсного потенциала в экономике будущего связана с необходимостью использовать его комплексно и рационально, а также сохранить природные ресурсы для будущих поколений. Здесь можно выделить несколько моментов:- практика хозяйствования последних 5-6 лет показала, что регулирующую роль государства, в том числе и в определении государственной политики использования и охраны ресурсов, надо усилить путем доработки и дополнения соответствующего законодательства и нормативной базы; – вокруг изучения, воспроизводства и охраны природоресурсного комплекса сосредоточен огромный научно-технический потенциал, который должен быть не только сохранен, но и развит, переориентирован на создание новых технических средств и технологий, особенно в области рационального и комплексного использования традиционных и новых ресурсов; - весь природоресурсный потенциал подлежит кадастрированию и учету, паспортизации, оценке сегодняшнего состояния; предстоит практически заново создать экологическую индустрию – от научных разработок до реализации в производственных мощностях, ориентированных не только на комплексное и более полное использование природного сырья и ресурсов, но и на охрану окружающей среды, переработку отходов и устранение негативных последствий производства, накопившихся к настоящему времени. 

Заключение

    Использование человеком природных ресурсов для  своих нужд в значительной мере регламентируется правом. Система норм, регулирующих отношения по использованию природных  богатств, называется правом природопользования. Такие нормы содержатся главным  образом в природоресурсном законодательстве - земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом.

    Содержание  права природопользования - совокупность прав и обязанностей субъектов права  природопользования, обусловленных  нормами действующего законодательства или соответствующим соглашением  на пользование природными ресурсами (договором аренды временного, краткосрочного или долгосрочного пользования).

    Можно оценивать право природопользования и как правоотношения, то есть урегулирован правом комплекс прав и обязанностей, которые принадлежат субъектам природопользования в конкретных общественных отношениях относительно использования земельного участка, водного объекта, лесного массива, участка недр, охотничьего угодья, объекта, естественно заповедного фонду и тому подобное. 
 

    Список  литературы.

  1. Бобылёв С.Н., Ходжаев А.Ш., Экономика природопользования. М.:Теис, 2007;
  2. Боголюбов С. А., Кичигин Н. В., Законодательное регулирование деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению экологической безопасности. М., 2007.
  3. Экология и природопользование. Учебник / Под ред. Алескина А.А. - М.: Инфра-М.2009г.

Информация о работе Экологические основы природопользования