Экологические котострофы и кризисы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 21:38, реферат

Описание работы

Человек является единственным биологическим видом, получающим от природы, как готовые продукты питания, так и сырьё, из которого или с помощью которого производит продукты. Вследствие взаимозависимости процессов в биосфере существует сложная система замкнутых биохимических циклов и когда человечество их нарушает в ходе своей бездумной деятельности, то это приводит к экологическим кризисам: сначала к локальным, затем к региональным и, наконец, – к глобальному.

Содержание

Введение:

1. Экологические кризисы.

1.1 Понятие «экологический кризис».

1.2

2. Экологические катастрофы.

2.1 Загрязнение атмосферы.

2.2 Природные и антропогенные загрязнения воды.

2.3 Радиоактивное загрязнение .

2.4 Твёрдые и опасные отходы.

2.5 Вырубка лесов .

2.6 Перспективы

3. Зелёная революция и её последствия.

Работа содержит 1 файл

экологические основы природопользования.docx

— 60.73 Кб (Скачать)

Сценарий развития экологической ситуации в ближайшей  перспективе не обнадеживает. И все  же она не выглядит беспросветно катастрофической, прежде всего из-за интернационализации  экологических проблем нашего общества. Обострение экологического кризиса в России угрожает глобальной экологической безопасности, а это усиливает заинтересованность мирового сообщества в стимулировании природоохранных действий в нашей стране. Последствия глобализации экологических проблем России не сводятся для нее лишь к получению финансовой и технической помощи для осуществления природоохранных проектов. Они открывают путь к экологизации хозяйственной деятельности через участие в международных экологических соглашениях и привлечение иностранных инвестиций. Они способствуют также экологизации общественного сознания россиян через их интеграцию в международное экологическое движение. Заинтересованность же самой России в обеспечении глобальной экологической безопасности сведена сейчас до минимума и носит в основном вынужденный характер. Попытки повышения национального престижа в глазах мирового сообщества отнюдь не связываются, в отличие от многих стран, с активной ролью в решении глобальных экологических проблем.

Настораживает и  возникновение экологических противоречий между Россией и развивающимися странами

Преимущество России по сравнению с другими государствами  в том, что формирование экологической  культуры в ней происходит в условиях, когда экологические проблемы приобретают  приоритетное международное звучание и накоплен солидный мировой опыт экологической деятельности, которым  Россия могла бы воспользоваться. Но вот захочет ли? Выход из экологического кризиса и обеспечение условий  для экологизации хозяйственной  деятельности связываются у нас  с экономической стабилизацией. Но мировой опыт показывает: не следует  ждать подъема экономики для  последующего перехода к политике экологической  безопасности. Уровень экономического развития, необходимый для проведения активной экологической политики, - понятие весьма условное. Япония приступила к ней при доходе на Душу населения  не более 1600 долл. На Тайване это  произошло уже "позднее" - при 5500 долл., когда, по расчетам его правительства, и возникли реальные условия для  реализации высоко затратных природоохранных  программ. Безусловно, современная  экономическая и политическая ситуация не благоприятствует выведению экологических  потребностей в число приоритетных. Но игнорирование экологического императива развития приведет к неминуемому  последующему отставанию России. Остается еще опии, пока крайне ограниченно  реализованный резерв — общественное движение "зеленых" которое может  существенно изменить расклад политических сил в пользу проэкологически  настроенных деятелей и инициировать активизацию государственной экологической  политики 

«Зеленая революция» и ее последствия

Одной из проблем  человеческого общества на современном  этапе развития является необходимость  увеличения производства пищевой продукции. Это связано с увеличением  численности населения планеты  и истощением ее почвенных ресурсов.

Временные положительные  результаты повышения производства зерновых культур были достигнуты в  третьей четверти XX в. Их удалось  добиться в странах, где значительно  увеличилось расходование энергии, применялись прогрессивные формы  агротехники, использовались минеральные  удобрения. Повысились урожаи пшеницы, риса, кукурузы. Были выведены новые  высокоурожайные сорта растений. Произошла так называемая зеленая  революция. Эта революция не коснулась  стран, не обладающих достаточным объемом  необходимых ресурсов.

«Зеленая революция» происходила как на традиционно используемых сельскохозяйственных территориях, так и на вновь освоенных. Агроценозы, созданные человеком с целью получения сельскохозяйственной продукции, обладают малой экологической надежностью. Подобные экосистемы не могут самовосстанавливаться и саморегулироваться.

В результате «зеленой революции» было оказано большое  воздействие на биосферу планеты. Получение  энергии неизбежно сопровождалось загрязнением атмосферного воздуха  и воды. Агротехнические меры, применяемые  при обработке почв, привели к  обеднению и деградации почв. Использование  минеральных удобрений и пестицидов способствовало атмосферному и речному  антропогенному притоку соединений азота, тяжелых металлов, хлорорганических соединений в воды Мирового океана.

Широкое применение органических удобрений стало возможным  вследствие увеличения объемов их производства.

Объекты производства и хранения удобрений и пестицидов внесли свой весомый вклад в копилку  загрязнений биосферы.

«Зеленая революция» возникла в результате бурного роста  промышленности и развития науки.

За время «зеленой революции» были освоены большие  площади целинных земель. В течение  нескольких лет собирались высокие  урожаи. Но «ничто не дается даром» согласно одному из положений Б. Коммонера. Сегодня  многие из таких территорий - истощенные бескрайние поля. Для восстановления этих экосистем потребуется не одно столетие.

Повышение человеком  продуктивности экосистем привело  к увеличению затрат на поддержание  их в стабильном состоянии. Но существует предел такого увеличения до момента, когда оно станет экономически невыгодным.

В результате «зеленой революции» у человечества добавилось экологических глобальных проблем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Подводя итоги всему  вышесказанному, следует отметить, что объём работы не позволяет  описать все экологически проблемы и пути их решения. Многие из них  как бы остаются за кадром. В последнее  время данные по многим экологическим  катастрофам умалчиваются, так как  их выгодно скрывать. Я считаю, что  проблемы экологии должны быть подвергнуты  широкой огласке. Уровень изучения экологии в большинстве школ и  прочих учебных заведений должен стать выше, это, по моему мнению, воспитает в людях «экологическое»  сознание. Всё это должно произойти  в ближайшее время, так как  время сейчас для человечества непозволительная роскошь. Экологические проблемы требуют  быстрых и эффективных решений.

Современная экологическая  ситуация показывает, что влияние  природы на человека зависит от объективных  закономерностей ее развития, и это  заставляет обращать пристальное внимание на изучение механизмов ее целостного функционирования. Так как в природе  «все связано со всем», невозможно воздействие  на часть системы без последствия  для всей системы (для биосферы, как  и для отдельного организма). Отсутствие или повреждение нескольких связей система может компенсировать, но если их будет нарушено много или  будут затронуты наиболее существенные из них, система прекращает существование. Чем она сложнее, тем больше у  нее скомпенсированных связей, что  и позволяет ее долго, безнаказанно разрушать. Но потом, когда пройден  порог адаптации, наступают необратимые  изменения, что и происходит с  биосферой в наше время.

Ученым предлагается множество частных мер по улучшению  природопользования, сохранению окружающей среды, повышению эффективности  работы агропромышленного комплекса  и т.д. Всё это нужно и важно, но это лишь полуметры, их реализация только отодвинет во времени экологическую  катастрофу, но не предотвратит ее. Нужно  все менять в корне, т.е. менять концепцию  управления человеческим обществом, мировоззрение  людей.

Экологическое образование  и воспитание -- важная социальна  проблема, без решения которой  трудно представить возможность  реального развития гармонических  взаимоотношений общества и природы.

Зеленая революция  ставит перед собой цель не только изменить взгляд человечества на глобальные экологические проблемы, но и воспитывать  в подрастающем поколении чувство  ответственности за состояние экосистемы. 
 
 

Список литературы

1. Агоджанян Н.  А., Ушаков И. Б., Торшин В. И., Экология человека:  словарь-справочник. – М., «Крук», 1997.

2. Болондин Р. К., Человек и природа, - М., «Олма-Пресс», 2001.

3. Будыко М. И., Климат в прошлом и будущем.  – Л., «Лениздат», 1989.

4. Будыко М. И., Глобальная экология. – М., «Просвещение», 1993.

5.Охрана окружающей  среды/ Справочник. Составитель Л.  П. Шариков. М.: «Наука», 2007.

6. В. Ф. Протасов, А. В. Молчанов - Экология, здоровье  и природопользование в России. Ек.: «ЭКСМО-М», 2005.

7. П. Реввель, Ч.  Реввель - Среда нашего обитания. СП-Б.: «Питер», 2005.

8. Ю. Одум - Основы  экологии. М.: «Высшая школа», 2008.

9.Охрана окружающей  среды под ред. С. А. Брылова. - М.: «Прогресс», 2005.

10..Экология. И.А. Шилов. - М : «Высшая школа», 2008. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Экологические котострофы и кризисы