Экологическая политика Санкт-Петербурга

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:42, реферат

Описание работы

Целью экологической политики является обеспечение благоприятного состояния окружающей среды для улучшения качества жизни и здоровья населения, рационального использования и охраны природных ресурсов и сохранение природных систем для устойчивого развития общества, улучшения демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности Санкт-Петербурга.

Содержание

Введение 3
Государственный экологический мониторинг 3
Государственная экологическая экспертиза 4
Государственный экологический контроль 4
Охрана атмосферного воздуха 5
Рациональное использование и охрана водных объектов 7
Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы 10
Охрана и рациональное использование недр 12
Охрана почв 15
Охрана окружающей среды от негативного воздействия отходов производства и потребления 17
Охрана, содержание и восстановление зеленых насаждений Санкт-Петербурга 21
Сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга 21
Экологическая безопасность 27
Обеспечение радиационной безопасности 27
Обеспечение химической безопасности 29
Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений 30
Предупреждение и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов 31
Обеспечение развития государственных экологических аварийных служб 32
Формирование экологической культуры населения Санкт-Петербурга 33
Заключение 33

Работа содержит 1 файл

Экологическая политика Санкт-Петребурга ке(реф).docx

— 1.19 Мб (Скачать)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургское государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (Санкт-Петербургский горный  институт (научный исследовательский университет)

им. Г.В. Плеханова

 

                                                        

Реферат

 

 

 

По дисциплине:Экология мегаполисов и промагломираций

                                      (наименование учебной дисциплины  согласно учебному плану)

 

 

На тему:  Экологическая политика Санкт-Петербурга

 

 

 

Выполнила: студентка  гр. ГК-09-1 __________   /Туманова А.Е. /

                                                                     (подпись)                                               (Ф.И.О.)

 

 

 

ПРОВЕРИЛ:

Руководитель:      Доцент  ____________  / Исаков А.Е./

                                               (должность)                                                (подпись)                                    (Ф.И.О.)

 

Санкт-Петербург

2010 

Оглавление

Введение 3

Государственный экологический мониторинг 3

Государственная экологическая экспертиза 4

Государственный экологический контроль 4

Охрана атмосферного воздуха 5

Рациональное использование и охрана водных объектов 7

Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы 10

Охрана и рациональное использование недр 12

Охрана почв 15

Охрана окружающей среды от негативного воздействия отходов производства и потребления 17

Охрана, содержание и восстановление зеленых насаждений Санкт-Петербурга 21

Сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга 21

Экологическая безопасность 27

Обеспечение радиационной безопасности 27

Обеспечение химической безопасности 29

Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений 30

Предупреждение и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов 31

Обеспечение развития государственных экологических аварийных служб 32

Формирование экологической культуры населения Санкт-Петербурга 33

Заключение 33

 

Введение

Экологическая политика Санкт-Петербурга (далее – экологическая политика) определяет участие исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в пределах своей  компетенции в определении основных направлений охраны окружающей среды  на территории Санкт-Петербурга в целях  обеспечения благоприятных условий  жизнедеятельности настоящего и  будущих поколений жителей Санкт-Петербурга, воспроизводства природных ресурсов, сохранения биосферы.

Экологическая политика основана на Конституции Российской Федерации, федеральных законах  и иных нормативных правовых актах  Российской Федерации, Уставе Санкт-Петербурга, законах и иных нормативных правовых актах Санкт-Петербурга.

Устойчивое  развитие Санкт-Петербурга, высокое  качество жизни и здоровья населения  могут быть обеспечены только при  поддержании соответствующего состояния  окружающей среды. Для этого необходимо сформировать и последовательно  реализовывать экологическую политику.

Целью экологической политики является обеспечение благоприятного состояния  окружающей среды для улучшения  качества жизни и здоровья населения, рационального использования и  охраны природных ресурсов и сохранение природных систем для устойчивого  развития общества, улучшения демографической  ситуации, обеспечения экологической  безопасности Санкт-Петербурга.

 

Государственный экологический мониторинг

В соответствии с положениями действующего законодательства государственный экологический  мониторинг – комплексная система  наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений  состояния окружающей среды под  воздействием природных и антропогенных  факторов (далее – экологический  мониторинг).

Объектами экологического мониторинга  являются атмосферный воздух, почвы, зеленые насаждения, городские леса, водные объекты, объекты животного  и растительного мира, особо охраняемые природные территории, состояние  недр, источники антропогенного воздействия, природные факторы.

 

Государственная экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи  с реализацией объекта экологической  экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области  охраны окружающей среды, в целях  предотвращения негативного воздействия  такой деятельности на окружающую среду.

В соответствии с федеральным законодательством  исполнительные органы государственной  власти Санкт-Петербурга осуществляют полномочия Российской Федерации по организации и проведению государственной  экологической экспертизы объектов регионального уровня.

 

Государственный экологический контроль

 Экологический  контроль - это система мер, направленная  на предотвращение, выявление и  пресечение нарушений законодательства  в области охраны окружающей  среды, обеспечение соблюдения  субъектами хозяйственной и иной  деятельности требований, в том  числе нормативов и нормативных  документов, в области охраны  окружающей среды.

 Объектами  государственного экологического  контроля, осуществляемого исполнительными  органами государственной власти  Санкт-Петербурга, являются объекты  хозяйственной и иной деятельности  независимо от форм собственности,  за исключением объектов, подлежащих  федеральному государственному  экологическому контролю.

Охрана  атмосферного воздуха

Загрязнение воздушного бассейна является ключевым фактором, оказывающим негативное воздействие на состояние окружающей среды в Санкт-Петербурге. Качество атмосферного воздуха зависит от выбросов загрязняющих веществ от предприятий, расположенных на территории Санкт-Петербурга, и автотранспорта.

Охрана  атмосферного воздуха должна быть направлена:

 на  сокращение выбросов загрязняющих  веществ от передвижных и стационарных  источников;

 на  осуществление мониторинга атмосферного  воздуха с использованием инструментальных  и расчетных методов; 

 на  соблюдение нормативов качества  атмосферного воздуха. 

Автоматизированная  система мониторинга атмосферного воздуха (АСМ) предназначена для  обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения города информацией о состоянии атмосферного воздуха. В настоящее время в составе АСМ работают 21 автоматическая станция измерения уровня загрязнения атмосферного воздуха, расположенных в 18 административных районах Санкт-Петербурга (см. схему расположения станций рис.1) и 2 отдельные метеорологические станции, 2 передвижные лаборатории мониторинга загрязнения атмосферного воздуха. Станции АСМ функционируют непрерывно в автоматическом режиме и обеспечивают регулярное получение оперативной информации об уровне загрязнения атмосферного воздуха Санкт-Петербурга основными примесями. Автоматические измерения концентраций загрязняющих веществ проводятся с периодичностью 20 минут.

На здоровье жителей Санкт-Петербурга - промышленного  мегаполиса с развитой сетью транспортных магистралей - оказывают влияние, в  первую очередь, основные загрязняющие вещества: оксид углерода, оксид  азота, диоксид азота, взвешенные вещества (пыль), диоксид серы, которые поступают в атмосферный воздух города от выбросов предприятий теплоэнергетики, промышленности, и от транспорта. В настоящее время доля выбросов от автотранспорта составляет 80 % от общего объема выбросов основных загрязняющих веществ. 

По данным АСМ в 2009 году, среднегодовые концентрации основных загрязняющих веществ в  атмосферном воздухе Санкт-Петербурга (по городу в целом): оксида углерода, диоксида азота, оксида азота, диоксида серы, взвешенных веществ - не превышали  уровней, установленных гигиеническими нормативами.

Уровень загрязнения атмосферного воздуха  в каждом случае иллюстрируется графиком месячного хода показателя, пропорционального  содержанию оксидов азота (диоксида и оксида азота) по следующим градациям: 

  • НИЗКИЙ (Ниже среднего уровня загрязнения по городам России)

 СРЕДНИЙ (Примерно равен среднему уровню загрязнения по городам России)

  • ПОВЫШЕННЫЙ (Выше среднего уровню загрязнения по городам России)

 ВЫСОКИЙ (Значительно выше среднего уровню загрязнения по городам России)


 

Рациональное  использование и охрана водных объектов

 Водные  объекты на территории Санкт-Петербурга (далее – водные объекты) представлены  восточной частью Балтийского  моря - Финским заливом, р. Невой  и ее притоками, естественными  и искусственными водоемами, реками, каналами и болотами. 

 В  целях обеспечения прав граждан  на чистую воду и благоприятную  водную среду, поддержания оптимальных  условий водопользования, качества  поверхностных и подземных вод,  отвечающего санитарным и экологическим  требованиям, необходимо обеспечить:

сокращение  сброса неочищенных сточных вод  в водные объекты;

проведение  мероприятий по восстановлению водотоков  и водоемов Санкт- Петербурга;

круглогодичную  очистку акватории водных объектов и водоохранных зон;

очистку рек и каналов от донных отложений.

Развитие системы водоотведения (канализации) Санкт-Петербурга должно быть направлено на прекращение сброса неочищенных сточных вод в  водные объекты, что позволит улучшить состояние водного бассейна Санкт-Петербурга и обеспечить выполнение международных  обязательств Российской Федерации.

Восстановление  водотоков и водоемов Санкт-Петербурга должно быть направлено на реализацию экологических и рекреационных  функций водных объектов и прилегающих  к ним территорий.

 Для  обеспечения надлежащего экологического  и санитарно-эпидемиологического  состояния водных объектов, а  также улучшения их внешнего  облика на акватории водных  объектов необходимо проводить  комплекс мероприятий, включающий  уборку и очистку акватории  водных объектов и водоохранных  зон от мусора и наплавных  загрязнений, кошение водной растительности на водотоках Санкт-Петербурга, очистку акватории водных объектов от затонувших судовых и промышленных конструкций. 

Качество  водотоков Санкт-Петербурга по данным Государственного учреждения «Санкт-Петербургский  Центр по гидрометеорологии и  мониторингу окружающей среды с  региональными функциями»

Более трех десятилетий Северо-Западным УГМС проводится мониторинг загрязнения водотоков  Санкт-Петербурга. Для большинства  водотоков города створы наблюдений находятся в устьевых областях (рис 2), где происходит аккумуляция загрязняющих и биогенных веществ, транспортируемых речными водами со всей площади водосбора, а специфику и значения показателей загрязнения водных объектов определяют характер и масштабы хозяйственной деятельности.

 Для гидрохимических  анализов пробы воды отбираются в 18 створах р. Невы и ее притоках. С 2006 года Северо-Западным УГМС перешло на новую систему оценки качества поверхностных вод - Удельный комбинаторный индекс загрязненности воды (УКИЗВ).

В расчете  УКИЗВ участвуют: повторяемость  случаев загрязненности (частота  обнаружения концентраций, превышающих  ПДК), среднее значение кратности  превышения ПДК (среднее значение результатов  анализа проб, которые превышали ПДК, без учета проб не превышавших ПДК). По каждому из этих показателей определяются частные оценочные баллы (Sα и Sβ)– условные величины. Произведение оценочных баллов является обобщенным оценочным баллом (S). Сумма обобщенных оценочных баллов по всем ингредиента в створе является комбинаторным индексом загрязненности воды (КИЗВ). УКИЗВ вычисляется как отношение КИЗВ к количеству ингредиентов, участвовавших в его оценке.

рис. 3 Динамика изменения УИКЗВ в 2005-2009 г. по водотокам

 

Карта постов наблюдения за интродуцированными биологическими видами в акватории Финского залива и Невской губы

В настоящее  время проблема занесения вредных (инвазивных) чужеродных видов с  балластными водами судов (биологическое  загрязнение) остаётся одной из наиболее серьезных проблем Балтийского  региона. В восточной части Финского залива, в связи с вводом в эксплуатацию новых портовых терминалов, угроза усиления биологического загрязнения  особенно высока и требует реализации системы мер защиты. Планирование и реализация защитных мер должны быть основаны на результатах многолетних  регулярных и стандартизированных  наблюдений за биологическим загрязнением на акваториях этих водных объектов, то есть получаемых в ходе выполнения разработанной системы специального мониторинга биологического загрязнения.

В соответствии со статьей 8 (h) Конвенции о биологическом разнообразии, страны-участники обязаны «предотвращать интродукции, контролировать или уничтожать те чужеродные виды, которые угрожают экосистемам, местам обитания или видам». Организация мониторинга инвазионных чужеродных видов на государственном уровне предусматривается международной Конвенцией по контролю и управлению балластными водами и осадками, принятой в феврале 2004 года в Лондоне

Информация о работе Экологическая политика Санкт-Петербурга