Экологическая экспертиза и контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:00, контрольная работа

Описание работы

Цели данной работы:
определить понятие, цели и виды государственной и общественной экологической экспертизы и найти точки соприкосновения с государственным и общественным контролем.

Содержание

Введение
1. Понятие экологического права как комплексной отрасли российского права
1.1 Предмет, метод и система экологического права
2. Понятие государственной экологической экспертизы и ее содержание
2.1 Принципы государственной экологической экспертизы
2.2 Общественная экологическая экспертиза
3. Экологический контроль, понятие и виды
Заключение
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 43.78 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие экологического  права как комплексной отрасли  российского права

1.1 Предмет, метод и  система экологического права

2. Понятие государственной  экологической экспертизы и ее  содержание

2.1 Принципы государственной  экологической экспертизы

2.2 Общественная экологическая  экспертиза

3. Экологический контроль, понятие и виды

Заключение

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственная экологическая  экспертиза расценивается специалистами  как один из важнейших и эффективнейших правовых инструментов, с помощью  которого удается предотвратить  нанесение вреда окружающей среде.

Государственная экологическая  экспертиза реально является действенным  инструментом охраны окружающей среды. Она проверяет соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и  определяет допустимость реализации объекта  в целях предупреждения возможных  неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и  связанных с ними социальных, экономических  и иных последствий. Итак, экологическая  экспертиза выполняет функции предупредительного контроля, служит инструментом обеспечения  выполнения экологических требований, является правовым средством реализации конституционного права граждан  на благоприятную окружающую среду  и способствует учету общественного  мнения при принятии экологически значимых решений. Ее документы могут быть использованы в качестве доказательств при судебном рассмотрении дел.

Государственный контроль и  надзор всегда были и остаются актуальным, так как, с одной стороны, без  контрольно-надзорных полномочий невозможно реализовать функцию государственного управления неотъемлемую составляющую государственной власти, с другой стороны, невозможно обеспечить и защитить права граждан, юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей.

Вот почему защита и охрана прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), также как и  своевременное устранение выявленных нарушений и применение соответствующих  мер юридического воздействия в  отношении нарушителей, напрямую зависят от эффективной реализации органами государственной власти предоставленных им полномочий.

Государственная экологическая  экспертиза и государственный экологический  контроль является важнейшей функцией управления в сфере охраны окружающей среды, которую осуществляют органы Минприроды России, а общественная экологическая экспертиза – неотъемлемым элементом экологической правоспособности гражданина и общественных экологических  организаций как юридических  лиц.

Общественные отношения  по оценке воздействия на окружающую среду и экологической экспертизе и контролю тесно связаны между  собой, хотя каждое из этих правовых средств  выполняет свою функцию в механизме  действия экологического права. Правовое значение экологической экспертизы более широкое. Задача государственной  экологической экспертизы – гарантировать, чтобы в процессе оценки воздействия  на окружающую среду были предусмотрены  меры по охране окружающей среды и  рациональному использованию природных  ресурсов, адекватные требованиям законодательства.

Цели данной работы:

определить понятие, цели и виды государственной и общественной экологической экспертизы и найти  точки соприкосновения с государственным  и общественным контролем.

 

 

 

 

1. Понятие экологического  права как комплексной отрасли  российского права.

Понятие экологическое право  в юридической литературе принято  рассматривать с трех позиций:

- экологическое право  как отрасль российского права;

- экологическое право  как учебная дисциплина;

- экологическое право  как наука.

Безусловно, любую отрасль  права характеризует не только его  формальная сторона нормативные  правовые акты, регулирующие определенную сферу общественных отношений, но и  практическая правоприменительная  практика. Для признания права  таковым не достаточно наличия только законодательной базы. Важно также  и то, как закон и другие нормативные  правовые акты реализуются на практике. С этих позиций важен механизм реализации декларированных правовых норм, обеспечиваемый исполнительными  органами государственной власти, правоохранительными  и судебными органами. Именно административная и судебная практика позволяет выявить  и, во многом, устранить возникшие  в праве пробелы и коллизии.

Следует также отметить, что на реализацию права в большей  степени влияет и мировоззрение  человека. Речь идет о таких правовых категориях как правовое воспитание, правовая культура, правовое сознание. Именно с этих позиций экологическое  право следует рассматривать  как самостоятельную отрасль  российского права, включающую в  себя следующие элементы: нормативные  правовые акты, правоприменительную  практику (административную и судебную), правосознание, правовое воспитание, правовую культуру. Однако, это широкий подход к раскрытию экологического права  как отрасли права. В узком  смысле слова под экологическим  правом следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области охраны окружающей среды, рационального использования и восстановления природных ресурсов.

В юридической литературе, по общему правилу экологическое  право как отрасль права принято  делить на три части:

Общую часть, куда входят институты, содержащие положения, выполняющие  служебную функцию по отношению  ко всем или значительной группе институтов Особенной части. Например, институт Общей части "Юридическая ответственность  за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" своими нормами распространяется практически  на все институты Особенной части: охватывает ответственность за правонарушения в области охраны и использования  недр, земель, лесов, вод, растительного  и животного мира и т.д.

Особенную часть, куда входят институты, устанавливающие правовой режим охраны и использования  конкретных компонентов природной  среды (правовой режим землепользования, правовой режим недропользования, правовой режим лесопользования и т.д.)

Специальную часть, состоящую  из международного экологического права.

Как учебная дисциплина экологическое  право представляет собой систематизированную  совокупность сведений о правовом регулировании  взаимодействия человека и общества с окружающей средой. В настоящее  время указанная дисциплина входит в государственный стандарт юридического образования как обязательная. [1]

В процессе изучения экологического права как учебной дисциплины рассматриваются:

1. общие науковедческие  вопросы (предмет, метод, система,  источники экологического права,  его соотношение с иными отраслями  права, конституционные основы охраны окружающей среды, экологические правоотношения, право природопользования, государственное управление в области охраны окружающей среды, юридическая ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования);

2. вопросы охраны и  рационального использования конкретных  компонентов природной среды  (охрана и рациональное использование  земель, вод, правовая охрана атмосферного  воздуха, недр, лесов, животного  мира, особо охраняемых природных  территорий), вопросы охраны окружающей  среды в отдельных сферах жизнедеятельности  (охрана окружающей среды в  сельском хозяйстве, в промышленности, энергетике, правовое регулирование  в области обращения с отходами  производства и потребления и  т.д.);

3. отдельные вопросы международного  экологического права (принципы  и источники международного экологического  права, вопросы о международных  экологических организациях и  др.).

Экологическое право как  наука представляет собой систему  знаний об экологическом праве как  отрасли права.

Наиболее полное представление  об экологическом праве как науке  дает А.С. Шестерюк: "Экологическое право как наука представляет собой структурно организованное знание о системе экологоправовых отношений, формах и методах формирования экологоправовых сознаний и путях их совершенствования. В то же время экологическое право заключает в себе представления правоведов о предмете и методе данной отрасли юридического знания, об источниках и детерминантах его формирования, о месте экологического права в системе отраслей юридической науки".[2]

 

 

1.1 Предмет метод и система  экологического права.

Своеобразие любой отрасли  права характеризуется особым предметом  и методом правового регулирования. Именно эти два компонента позволяют  говорить о существовании отрасли  права как таковой.

Предметом правового регулирования  являются определенные общественные отношения. Так, предметом экологического права  выступают общественные отношения  в области охраны окружающей среды  и природопользования.

Указанные общественные отношения  можно объединить в три блока:

Общественные отношения, урегулированные нормами природоохранного права. Так, в основу природоохранного права ложится законодательство об охране окружающей среды (природоохранное  законодательство). Основополагающим нормативным правовым актом здесь  выступает ФЗ от 10.01.2002 г. N 7 ФЗ "Об охране окружающей среды".

Таким образом, природоохранное  право регулирует общественные отношения  в области охраны окружающей среды  в целом, устанавливая определенные требования, запреты и ограничения  при осуществлении хозяйственной  и иной деятельности, требования в  области обращения с отходами производства и потребления и  т.д.[3]

Общественные отношения, урегулированные нормами природоресурсного права, в основу которого ложится природоресурсное законодательство. Указанные нормы регулируют общественные отношения по охране и рациональному использованию конкретных компонентов природной среды (земель, вод, лесов, недр, животного мира и т.д.) В систему природоресурсного права входят следующие нормативные правовые акты:

- Земельный кодекс РФ  от 25.10.2001 г. N 136ФЗ,

- Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 г. N 200ФЗ (ред. от 27.12.2009),

- Водный кодекс РФ от 03.06.2006 г. N 74ФЗ,

- Закон РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах", (ред. от 27.12.2009)

- ФЗ от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ "О  животном мире" (ред. От 24.07.2009) и принятые в соответствии  с ними иные нормативные правовые  акты.

Данные общественные отношения  также урегулированы нормами  и других самостоятельных отраслей российского права. Например, указанные  нормы содержатся в Уголовном  кодексе РФ от 13.06.1996 г. N 63ФЗ, устанавливающем  уголовную ответственность за экологические  преступления, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающем административную ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды  и природопользования и т.д.

Метод правового регулирования  это способ воздействия юридических  норм на общественные отношения. Соответственно, методы экологического права это  определенные приемы, способы и средства воздействия на общественные отношения  в области охраны окружающей среды  и природопользования. Указанные  методы закрепляются в нормативных  правовых актах и подкрепляются  соответствующими мерами юридического воздействия на участников таких  отношений.[4]

 

 

 

 

 

 

2. Понятие государственной  экологической экспертизы и ее  содержание.

С учетом роли экспертизы как  инструмента охраны окружающей среды  и обеспечения выполнения экологических  требований при принятии решений  важным является вопрос об объектах, по которым проведение государственной  экспертизы обязательно.

В Законе «Об охране окружающей природной среды» презюмируется потенциальная экологическая опасность любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности. В соответствии со ст. 37 этого Закона государственной экологической экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории РФ независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов. Дефект этой нормы не только в том, что в ней не указана связь материалов и их реализации с вредным воздействием на окружающую среду. Практически нереально провести государственную экологическую экспертизу всех материалов по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории страны.

Хотя в соответствии с  Федеральным законом «Об экологической  экспертизе» экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной экологической опасности  любой намечаемой хозяйственной  и иной деятельности, в нем в  целом отражена более рационалистическая позиция, чем в Законе «Об охране окружающей природной среды».

Информация о работе Экологическая экспертиза и контроль