Экологическая экспертиза и экологический аудит

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 16:04, реферат

Описание работы

С целью предупреждения негативного влияния антропогенной деятельности на состояние окружающей среды и здоровья людей, а также оценки степени экологической безопасности хозяйственной деятельности и экологической ситуации на отдельных территориях и объектах проводится экологическая экспертиза.

Работа содержит 1 файл

Экология.docx

— 30.24 Кб (Скачать)

Экологическая экспертиза

С целью предупреждения негативного влияния антропогенной деятельности на состояние окружающей среды и здоровья людей, а также оценки степени экологической безопасности хозяйственной деятельности и экологической ситуации на отдельных территориях и объектах проводится экологическая экспертиза. Ее проведение устанавливает соответствие или несоответствие антропогенной деятельности экологическим требованиям и возможность или невозможность реализации объекта в дальнейшем может повлиять на окружающую среду. Принципы проведения экологической экспертизы, ее субъекты и объекты, принципы ее осуществления предусмотрены в Законе Украины "Об охране окружающей природной среды" и Законе Украины "Об экологической экспертизе" от 9 февраля 1995

Экологическая экспертиза в Украине - это вид научно-практической деятельности специально уполномоченных государственных органов, эколого-экспертных формирований и объединений граждан, основанный на межотраслевом экологическом исследовании, анализе и оценке предпроектных, проектных и других материалов или объектов, реализация и действие которых может отрицательно влиять или влияет на состояние окружающей природной среды, и направлена на подготовку выводов о соответствии запланированной или осуществляемой деятельности нормам и требованиям законодательства об охране окружающей природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности.

Проведение экологической экспертизы базируется на принципах законности, обязательности, обоснованности, экологической безопасности, обеспечение безопасной для жизни и здоровья людей окружающей среды и тому подобное. Важным принципом также является участие общественности в проведении экологической экспертизы и учета ее мнения. В законодательстве предусмотрены следующие формы реализации этого принципа:

- проведения публичных слушаний или открытых заседаний.

- выступления в средствах массовой информации,

- представления письменных замечаний, предложений и рекомендаций,

- включения представителей общественности в состав экспертных комиссий,

- групп по проведению общественной экологической экспертизы.

Эколого-экспертные органы или формирования после завершения экологической экспертизы сообщают о ее выводах через средства массовой информации, что дает возможность обжалованию общественностью выводов такой экспертизы. Все экологические экспертизы имеют общую цель, они могут проводиться одновременно, однако порядок их проведения и реализация их выводов различны. Наиболее четко в законодательстве определено правовое регулирование государственной и общественной экологической экспертизы, позволяет провести их разграничение. Различия между государственной и общественной экологической экспертизы лежат в плоскости обязательности их проведения, обязательности выполнения их выводов и источниках финансирования.

Государственная экологическая экспертиза обязательно проводится для видов деятельности и объектов, представляющих повышенную экологическую опасность. Перечень видов деятельности и объектов, представляющих повышенную экологическую опасность, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 27 июля 1995 № 554. В законодательстве четко определены объекты, подлежащие государственной экологической экспертизе. К таким объектам относятся, например, государственные инвестиционные программы, проекты схем развития и размещения производительных сил, развития отдельных отраслей народного хозяйства; проекты генеральных планов населенных пунктов, схем районной планировки, схем генеральных планов промышленных узлов, схем размещения предприятий в промышленных узлах и районах, схем упорядочения промышленной застройки, инвестиционные проекты, технико-экономические обоснования и расчеты, проекты и рабочие проекты на строительство новых и расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится эколого-экспертными подразделениями, специализированными учреждениями, организациями или специально создаваемыми комиссиями специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов, его органов на местах с привлечением других органов государственной исполнительной власти. Общественная экологическая экспертиза - временными или постоянными эколого-экспертными коллективами, общественными организациями или другими общественными формированиями.

Финансирование государственной экологической экспертизы осуществляется ее заказчиком. Если экспертиза проводится в отношении объектов, реализуемых за счет государственных капиталовложений, то она финансируется за счет государственного бюджета. Аналогично государственная экологическая экспертиза финансируется за счет средств государственного бюджета, бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов, а также соответствующих внебюджетных фондов охраны окружающей природной среды, если она проводится по решению Кабинета Министров Украины, правительства Автономной Республики Крым, местных советов или их исполнительных комитетов. Общественная экологическая экспертиза финансируется за счет средств объединений граждан, общественных природоохранных и других фондов, а также целевых добровольных денежных взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций.

Заключения государственной экологической экспертизы имеют обязательное юридическое значение. Поэтому субъекты экологической экспертизы обязаны их выполнять. Выводы же общественной экологической экспертизы носят рекомендательный характер. Поэтому они могут быть учтены при проведении государственной экологической экспертизы, а также при принятии решений по дальнейшей реализации объекта экологической экспертизы. Для доведения до сведения заинтересованных лиц общественность может освещать выводы в средствах массовой информации, направлять соответствующим советам, органам исполнительной власти на местах, органам государственной экологической экспертизы, другим органам и лицам и заказчикам объектов экологической экспертизы, в отношении которых она проводилась.

Экологические экспертизы могут содержать следующие выводы:

    1. одобрение - проект соответствует экологическим требованиям и может реализоваться
    2. отклонении - проект не полностью соответствует экологическим требованиям и нуждается в доработке
    3. отклонение - проект противоречит экологическим требованиям и не может быть реализован.

Реализация проектов и программ или деятельности без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается. Выводы экологической экспертизы и решения, принятые на их основе, могут быть обжалованы и отменены.

Экологический аудит

Советом Европейского Сообщества введено определение экологического аудита: экологическое аудирование означает средство управления, предоставляющее систематическую, периодическую, объективную и документированную оценку системы управления и процессов, установленных для охраны окружающей среды с целями:

  1. облегчение контроля практики, воздействующей на окружающую среду;
  2. оценки согласования деятельности компании с экологической политикой.

Основная цель экологического аудита состоит в проверке безопасности производства. Он реализуется как  проверка предприятий, попадающих под  действие законодательства о безопасности и охраны окружающей среды и проводится для оказания помощи властям по взысканию  дополнительных мер, по изучению рисков и обеспечению безопасности, и  промышленникам для быстрого внедрения  обновленных средств предупреждения рисков.

Экологический аудит проводится на уровне:

  • государственных структур
  • транснациональных компаний
  • отрасли (структурное – оценивается соответствие общему экологическому курсу отрасли; проблемное – аудит состояния решения конкретной экологической проблемы отрасли)
  • территории
  • предприятия

В ходе аудита подготавливается заключение о санитарно-гигиеническом  состоянии предприятия, подтверждающее соответствие деятельности предприятия  требованиям законодательства об охране труда и профессиональной безопасности.

Различают добровольное и  обязательное экологическое аудирование. Так, экологическая оценка недвижимого имущества при приобретении или передаче собственности выделилась в отдельный вид аудирования, проводимый практически при всех сделках.

Добровольная аудиторская  проверка исключительно по решению  самого экономического субъекта по вопросам, интересующим данный объект.

Глубина аудиторской проверки, выводы и заключения аудитора не должны зависеть от того, является ли аудит  инициативным или обязательным.

Экологический  аудит  проводится внезапно, чтобы получить объективное представление относительно соблюдения поставленных требований. Экологическому  аудиту (по сравнению  с традиционным финансовым аудитом) в большей степени свойствен  аналитический характер. Он не дает ответов на вопросы, каким образом  компания может усовершенствовать  свою экологическую программу. Аудиторы лишь указывают на экологические  недостатки, тогда как принятие необходимых  мер – обязанность управляющего компанией.

Экологический  аудит  традиционно понимается как независимая  оценка соответствия деятельности аудируемого предприятия экологическим требованиям с целью недопущения негативного воздействия на окружающую среду (природные объекты и население).

Экологический  аудит  имеет четко выраженную природоохранную  направленность, но совершенно очевидна заинтересованность владельцев (руководства) аудируемого предприятия в оценке соответствия его деятельности установленным требованиям по обеспечению не только техногенной, но и экологической безопасности предприятия.

Порядок платы за загрязнение окружающей природной среды

 Плата за загрязнение окружающей природной среды - это форма частичного возмещения экономического ущерба, возникающего при осуществлении природопользователем хозяйственной, управленческой и иной деятельности в пределах установленных нормативов негативного воздействия на качество окружающей природной среды, а также при их несоблюдении, если оно не привело к значительным экологическим последствиям, требующим специального расследования, оценки, немедленной ликвидации и добровольного либо по решению суда возмещения вреда окружающей среде в полном объеме.

Порядок платы за загрязнение  окружающий природной среды определен  в постановлении Верховной Рады Украины от 28. 08. 92, “Порядок определения  платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной  среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия”.

Постановление предусматривает  взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
  • сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов;
  • другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия).

Устанавливается два вида базовых нормативов платы:

а) за выбросы,  сбросы загрязняющих веществ,  размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы,  сбросы загрязняющих веществ,  размещение отходов, другие  виды  вредного  воздействия  в  пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Базовые нормативы  платы  устанавливаются  по каждому  ингредиенту  загрязняющего вещества (отхода),  виду вредного воздействия  с учетом степени  опасности  их  для  окружающей  природной  среды  и здоровья населения.

Дифференцированные ставки  платы определяются  умножением базовых  нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих  установленные  природопользователю  предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы  размещения отходов, уровни  вредного воздействия,  определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата  за загрязнение  окружающей природной  среды в  пределах установленных  лимитов  определяется  путем умножения  соответствующих ставок  платы  на  разницу  между  лимитными  и предельно допустимыми выбросами,  сбросами   загрязняющих   веществ,  объемами   размещения отходов,  уровнями  вредного  воздействия  и  суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за сверхлимитное  загрязнение окружающей природной  среды определяется  путем   умножения  соответствующих   ставок  платы   за загрязнение  в пределах  установленных лимитов  на  величину превышения фактической  массы  выбросов,  сбросов  загрязняющих веществ, объемов размещения отходов  уровней вредного  воздействия  над  установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения  и умножения этих сумм на пятикратный  повышающий коэффициент.

Экологическая концепция  совершенствуется с изменением законодательства, при этом важно, чтобы адекватно  происходила и экологизация хозяйственной и иной деятельности Украины. Предприятия всех форм собственности обязаны принимать меры, гарантирующие безопасность окружающей среды. Намечено создание постоянно обновляемых экологических карт в стране.

Экологическое управление и контроль в Украине

Управление охраной  окружающей природной среды - это  осуществление наблюдений, исследования, экологической экспертизы, контроля, прогнозирования, программирования, информирования и другой исполнительно-распорядительной деятельности.

Информация о работе Экологическая экспертиза и экологический аудит