Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:29, реферат
Неограниченный общественный прогресс связан с появлением человека как биосоциального существа, характеризующимся разумом и ярко выраженной социальной направленностью. Как разумное существо, производящее материальные средства производства, человек существует около 2 миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека - в процессе целенаправленной трудовой деятельности совершенствовались его мозг, конечности, развивалось мышление, формировались новые творческие навыки, коллективный опыт и знания.
1) ВВЕДЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК-СУЩЕСТВО БИОСОЦИАЛЬНОЕ
2) ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВА
3) ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
4)ЭТАПЫ АНТРОПОГЕНЕЗА. ХРОНОЛОГИЯ ПЕРВОБЫТНООБЩИНОГО СТРОЯ
5) МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
«БИОСОЦИАЛЬНЫЕ
СУЩНОСТЬ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
И ЧЕЛОВЕКА»
Лукьянова Маргарита
Андреевна.
План:
1) ВВЕДЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК-СУЩЕСТВО БИОСОЦИАЛЬНОЕ
2) ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВА
3) ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
4)ЭТАПЫ АНТРОПОГЕНЕЗА. ХРОНОЛОГИЯ ПЕРВОБЫТНООБЩИНОГО СТРОЯ
5)
МЕСТО ЧЕЛОВЕКА
В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
ВВЕДЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК-СУЩЕСТВО БИОСОЦИАЛЬНОЕ
Неограниченный общественный прогресс связан с появлением человека как биосоциального существа, характеризующимся разумом и ярко выраженной социальной направленностью. Как разумное существо, производящее материальные средства производства, человек существует около 2 миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека - в процессе целенаправленной трудовой деятельности совершенствовались его мозг, конечности, развивалось мышление, формировались новые творческие навыки, коллективный опыт и знания. Все это привело к возникновению около 40 тыс. лет тому назад человека современного типа - Homo sapiens (человек разумный), который перестал меняться, но вместо этого стало сначала очень медленно, а потом все более стремительно изменяться общество.
Социальное и биологическое начала в человеке отражаются в общественной, биологической и социальной формациях, а также в науке и культуре. Будучи высокоразвитым социальным существом, человек - единственный на Земле организм, обладающий четко выраженной социальной сущностью, коллективизмом, языком и правовыми знаниями. Социальная сущность человека определяет не только законы развития общества, но и уровень развитости его общественного мышления, морально-нравственных качеств, этических и религиозных возрений и др., что позволяет моделировать структуру общества будущего.
Но человек - это и биологический вид, наделенный врожденными (генетическими) инстинктами выживания, продолжения рода и сохранения потомства (семьи), которые на современном этапе развития все больше сближаются с социальными инстинктами. Поэтому правильнее было бы охарактеризовать человека как существо биосоциальное, то есть через понятие, отражающее двойственность его природы - диалектическое единство и борьбу противоположностей, ответственные с одной стороны за мир и любовь, а с другой - за разрушительные последствия - преступления, убийства, войны и др.
Биологическое
и социальное в природе современного
человека органически связаны друг
с другом, и выражаются на современном
этапе его исторического
Настоящая работа посвящена изучению общества и человека.
ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК
В современной науке существует множество ответов на вопрос, что такое человек и в чем его сущность. Исследователи выделяли различные природные, биологические, психологические, социальные, духовные характеристики. Для начала попытаемся ответить на вопрос о происхождении человека. Выделение человека из животного мира-столь же грандиозный скачок, как и возникновение живого из неживого. Предыстория человечества по сей день остается загадкой. Превращение животных в людей не могло быть мгновенным событием, с неизбежностью должен был пройти длительный период становления человека (антропогенез) и становления общества (социогенез). Это две неразрывно связанные стороны единого процесса - антропосоциогенеза.
Поведение животного
представляет собой одну из форм функционирования
его организма. Структура организма
детерминирует потребности
Главными средствами
передачи программы, определяющей поведение
людей, является язык, речь, показ и
пример. Место "генетических конструкций"
занимают нормы, место наследственности-
Общество - надбиологическая
(социальная) форма организации
Наши предки - древние человекоподобные обезьяны австралопитеки не отличались большой физической силой. Вынужденные спускаться на землю в поисках пищи, они начали использовать палки (природные орудия) вначале для защиты, а впоследствии и в целях нападения и охоты. Первые люди, изготовлявшие орудия, появились примерно 2-2,5 млн. лет назад. Им присвоено имя homo habilis (человек умелый). По своей морфологической организации и природе их следует считать животными. Человеческие черты появились лишь сменивших их питекантропов homo erectus (человек прямоходящий). Именно тогда - 1,5- 1,6 млн. лет тому назад начали формироваться мышление и язык. Потребуется около 1 млн. лет для того, чтобы развитие производственной деятельности привело к появлению первых людей. И еще 1,5-1,6 млн. лет понадобилось для того, чтобы развитие производственной деятельности смогло привести к появлению современных людей и общества. И в этом процессе выделения человека из животного мира большая роль отведена труду. Однако труд превращается в полноценную предметно-практическую деятельность лишь во взаимодействии с такими социальными факторами, как язык, сознание, мышление и т. п.
В процессе антропогенеза
сформировался новый
1) общественное
сознание более, чем какая-
2) оно основано
на общественном опыте,
3) осуществляется
в символической форме (
Особенно важна
роль общения между людьми. Современные
исследования показывают, что высшим
животным присуще образное мышление,
о чем свидетельствует, например,
способность обезьян к сложной
орудийной деятельности, в том
числе к изготовлению простейших
орудий труда. Животные способны актуализировать
образы предметов и воспроизводить
их. В экспериментах с шимпанзе
отчетливо видно, что последние
используют протоязык (мимиознаки, кинезнаки,
физиознаки). Есть сведения об элементах
функционального употребления ими
знаков. Они могут даже их комбинировать.
Но даже высшие животные не могут перейти
от коммуникации, построенной по принципу
часть/целое, к коммуникации знак/значение.
Язык" антропоидов, усвоенный ими
в экспериментах, не служит для познавательной
деятельности, для регуляции собственного
поведения и психических
В материальном
производстве человека воплощен процесс
творчества, направленный на изготовление
орудий и предметов труда с
заданными свойствами. Эта деятельность
немыслима. вне общества. Постепенно
складывается первобытный коллектив
с уравнительным
Половой инстинкт
- доминирующий в процессе воспроизводства
людей. Утверждение общества означало
установление контроля над ним определенного
контроля. В стаде пралюдей отношения
полов регулировались так называемой
системой доминирования. При этом наиболее
сильные доминирующие самцы имели
доступ к самкам. Позднее возник
новый механизм регулирования, появились
запреты-табу, например, инцест - запрет
половых отношений внутри рода и
т.п. По-видимому, запреты были связаны
с тем, что конфликты на почве
удовлетворения полового инстинкта
приводили к открытым столкновениям,
мешали сплоченности общества. От эндогамии
(половые связи внутри рода) примитивная
община переходит к агамии (исключения
близкородственных брачных
Человек - существо биосоциальное, ему присущи как биологические так и социальные качества. Это предполагает выявление конкретных детерминант его природы, их анализ и взаимодействие. Биосоциальное бытие человека предстает в нескольких разномасштабных формах: в единичной форме личности, в особенных формах типов человека (половых, возрастных, исторических, этнических, социальных), наконец в общей родовой форме - человечестве в целом. Биологическое и социальное в человеке реализуется через его поведение, деятельность, культуру и др. Человек не только творит культуру, но и сам творим ею. Эта неоспоримая диалектическая связь природного, социального и культурного в человеке и делает его самой сложной из всех существующих в мире живых систем.
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВА
В настоящее
время различных концепций, объясняющих
причины возникновения
Информация о работе Биосоциальная сущность развития общества и человека