Анализ и реганализ и регулирование природной среды регулирование природной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:55, реферат

Описание работы

С возникновением человеческой цивилизации появился новый фактор, влияющий на состояние биосферы. Он достиг огромной силы в текущем столетии и особенно в последние десятилетия. По масштабам своего воздействия на природу 6 млрд. наших современников равны примерно 60 млрд. людей каменного века, а количество высво-бождаемой человеком энергии скоро может стать сравнимой с энергией, получаемой Землей от Солнца. Человек, развивая производство, переделывает природу, приспо-сабливает ее к своим потребностям, и чем выше уровень развития производства, чем совершеннее техника и технология, тем больше степень использования сил природы и загрязнения окружающей среды.

Работа содержит 1 файл

АНАЛИЗ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

В РФ мониторинг природной среды  и источников антропогенного воздействия  осуществляется службами Министерства природных ресурсов, Министерства здраво-охранения, Министерства сельского хозяйства,  Росгидромета и других ведомств.

Экологические мониторинги  окружающей среды могут разрабатываться на уровне промышленного объекта, города, района, области, края, республики в составе федерации. Характер и механизм обобщения информации об экологической обстановке определяется с помощью понятия информационного портрета экологической обстановки, который представляет собой совокупность графически представленных данных об экологической обстановке на определенной территории, совместно с картой местности.

При разработке проекта экологического мониторинга необходима информация об  источниках поступления загрязняющих веществ в окружающую природную  среду, их переносу и ландшафтно-геохимическому перераспределению.

В зоне влияния источников эмиссии организуется систематическое наблюдение за следующими объектами и параметрами окружающей природной среды.

1. Атмосфера: химический  и радионуклидный состав газовой  и аэрозольной фазы воздушной  сферы и осадков (дождь, снег); тепловое и влажностное загрязнение атмосферы.

2. Гидросфера: химический  и радионуклидный состав среды  поверхностных вод (реки, озера, водохранилища и т.д.), грунтовых вод, взвесей и донных отложений в природных водостоках и водоемах; тепловое загрязнение поверхностных и грунтовых вод.

3. Почва: химический  и радионуклидный состав деятельного  слоя почвы.

4. Биота: химическое  и радиоактивное загрязнение  сельскохозяйственных угодий, растительного  покрова, почвенных зооценозов, наземных  сообществ домашних и диких животных.

5. Урбанизированная среда:  химический и радиационный фон  воздушной среды населенных пунктов;  химический и радионуклидный  состав продуктов питания, питьевой  воды и т.д.

6. Население:  характерные демографические параметры  (численность и плотность населения, рождаемость и смертность, возрастной состав, заболеваемость, уровень врожденных уродств и аномалий); социально-экономические факторы.

Системы мониторинга  природных сред и экосистем включают в себя средства наблюдения: экологического качества воздушной среды, экологического состояния поверхностных вод и водных экосистем, экологического состояния геологической среды и наземных экосистем. Основной принцип организации этого вида мониторинга - природно-экосистемный.

Целями наблюдений, проводимых в рамках мониторинга природных сред и экосистем, являются: оценка состояния и функциональной целостности среды обитания и экосистем; выявление изменений природных условий в результате антропогенной деятельности на территории.

Мониторинг  состояния природных ресурсов.

1. Атмосферный воздух. Практически не учитывается как  природный ресурс, в то же время отмечаемое снижение содержания кислорода в промышленных центрах нарушает нормальное дыхание живых организмов, а также осложняет ведение некоторых техноло-гических процессов, в частности в металлургической промышленности.

2. Водные ресурсы. Мониторинг  водных ресурсов проводится в  рамках Государст-венного водного  кадастра.

3. Земельные ресурсы.  Мониторинг земельных ресурсов  осуществляется как земле-пользователями, так и государственными землеустроительными органами. Сведения государственной регистрации землепользования, учет количества и качества земель, экономической оценки земель фиксируются в Государственном земельном кадастре.

4. Минерально-сырьевые ресурсы. Мониторинг минерально-сырьевых ресурсов ведется на различных стадиях их освоения специальной службой мониторинга МПР. Су-ществует также мониторинг геологической среды и литомониторинг.

5. Биологические ресурсы.  Ведется постоянный учет охотничьих и промысловых животных, рыбных ресурсов и на основании имеющихся сведений составляется прогнозы рационального использования живых ресурсов. Мониторинг лесных ресурсов включает учет лесного фонда, охрану лесов от пожаров, санитарно-лесопатологический контроль и контроль за рубкой и восстановлением лесов. Система мониторинга биоресурсов осущест-вляется специальной службой МПР. Мониторинг живых организмов носит название биомониторинг.

В 1990-е гг. в России создана Единая государственная система экологического мониторинга, которая осуществляет согласованную работу частных систем мониторинга.

Важную роль в повышении эффективности  экологического мониторинга играют системы автоматического мониторинга.

 

Важное место в регулировании  природопользования занимают экологический аудит и экологическая экспертиза.

Согласно Федеральному закону “Об  охране окружающей среды”, экологический аудит (ЭА) – предпринимательская деятельность по осуществлению независимого анализа на основе установленной документации и оценке деятельности хозяйствующих субъектов, способной оказать негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, а также выработке рекомендаций о снижении негативного (вредного) воздействия на природную среду.

Цель экологического аудита:

1. Приведение природоохранной деятельности в соответствие с требованиями законодательства и нормативами;

2. Оптимизация использования природных  ресурсов;

3. Снижение и упорядочивание  энергопотребления, уменьшение отходов  производства предотвращение аварийных  сбросов и выбросов.

Основные причины проведения экологического аудита: страхование, конкуренция на рынке, приобретение (затраты на приобретение земельного участка или предприятия  могут оказаться завышенными), соблюдение законодательства, комплексный контроль должен своевременно выявлять качество экономико-экологических решений до возникновения потерь.

Основные функции экологического аудита:

1. Оценка текущей деятельности  компании по экологическому законодательству;

2. Обеспечение руководства предприятия  информацией, необходимой для планирования и управления;

3. Проверка решений руководства  предприятия по вопросам охраны  окружающей среды;

4. Укрепление доверия предприятия  со стороны акционеров, общественности, правительства.

Формы экологического аудита: обязательный (внешний) проводится по решению органов власти; инициативный (внутренний) проводится по решению руководства.

Экологический аудит в законодательстве России имеет только одну нормативную  ссылку (отмеченную в законе) – определение  ЭА в ст.1 ФЗ “Об охране окружающей среды”. Т.е., ЭА – лишь рекомендуемая процедура и регулируется национальными стандартами. Однако ГОСТ РИСО 19011-2003 – Национальный стандарт “Руководящие указания по аудиту систем качества и/или систем экологического менеджмента”, а также стандарты серии ИСО-Р-14000 не включают в себя конкретную и комплексную программу ЭА предприятий-природопользователей и не дают методологию ЭА территорий.

 Прежде чем получить лицензию  на природоохранную деятельность (с 2002 г. в РФ лицензируется  только переработка отходов), лицензиат должен в числе прочего пройти аудиторскую оценку. Другая область применения экологического аудита – оценка способ-ности выполнить заявленный природоохранный проект, финансируемый из экологических фондов (Федеральный экологический фонд ликвидирован в 2001 г.).

Впервые в России Государственные  стандарты по системам управления окружающей среды и экологическому аудиту вступили в действие 1.04.1998 г.

Экологическая экспертиза – система комплексной оценки всех возможных экологи-ческих и социально-экономических последствий осуществления проектов, функциониро-вания народнохозяйственных объектов, принятия решений, направленных на предотвра-щение их отрицательного влияния на окружающую среду и рациональное использование ресурсов. Заключение Государственной экологической экспертизы является обязательным для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, которым оно адресовано.

С 1995 г. действует Федеральный закон  РФ “Об экологической экспертизе. После упразднения Госкомэкологии в мае 2000 г. и передачи ее функций Министерству природных ресурсов эффективность Государственной экологической экспертизы заметно снизилась.

Федеральными  законами “Об экологической экспертизе”  и “Об охране окружающей среды” установлены два вида экологической  экспертизы: государственная и общественная.

Государственная экологическая  экспертиза (ГЭЭ) – государственная функция, обеспечивающая право граждан (и общества в целом) на благоприятную окружающую среду, выполняется с целью недопущения или минимизации негативных экологических последствий намечаемой хозяйственной деятельности, обеспечения при ее реализации установленных законодательством экологических требований – норм, нормативов, стандартов.

ГЭЭ проводится:

• экспертными комиссиями, образованными  МПР России и экологии и его органами на местах;

• межотраслевыми и экспертными  комиссиями, создаваемыми МПР России и экологии совместно с органами Министерства здравоохранения РФ, Госкомитета санитарно-эпидемиологи-ческого надзора РФ, других заинтересованных министерств и ведомств.

Объектами ГЭЭ являются:

• предпроектные материалы по развитию и размещению производительных сил  и отраслей народного хозяйства  на территории РФ;

• проекты целевых федеральных  социально-экономических, научно-технических  программ, связанных с воздействием на окружающую природную среду;

• проекты федеральных комплексных  схем охраны и использования земельных, водных, лесных и других природных  ресурсов;

• материалы по созданию совместных с иностранными фирмами предприятий, деятель-ность которых связана  с использованием природных ресурсов;

• материалы комплексного экологического обследования участков территорий для  последующего придания им правового  статуса особо охраняемого природного объекта, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической  ситуации, иной охраняемой природной зоны, а также программы по реабилитации этих территорий;

• технико-экономические обоснования  и проекты на строительство, реконструкцию, развитие, техническое перевооружение, ликвидацию объектов и предприятий  федерального значения (магистральные нефтепроводы, газопроводы, железные дороги, автомагистрали, объекты энергетики, объекты по производству и уничтожению ядовитых и наркотических веществ, крупные объекты оборонной промышленности, объекты освоения Космоса, объекты с иностранными инвестициями) и другие проекты, осуществление которых может нанести вред окружающей природной среде двух или нескольких республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, а также сопредельных государств;

• проекты нормативно-технической и инструктивно-методической документации по охране ОС и рациональному использованию природных ресурсов, регламентирующих хозяйственную деятельность;

• проекты прошедшие ГЭЭ экспертных комиссий, образованных территориальными подразделениями Минприроды России на местах, а также межотраслевых экспертных комиссий в порядке координации и методического руководства (выборочно);

• материалы экологических обоснований  лицензий и сертификатов.

Общественная экологическая  экспертиза (ОЭЭ) – проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями).

Научная экологическая  экспертиза – проводится по инициативе научных учреждений или высших учебных заведений. Она может быть проведена по инициативе отдельных ученых или научных коллективов. Ее заключение носит информационный характер.

Эколого-санитарная экспертиза – изучает жизнь и здоровье человека во взаимосвязи с ОПС. Ее проведение имеет принципиальное значение для решения вопроса о возмещении вреда здоровью граждан от неблагоприятного воздействия ОС.

Эколого-нормативная  экспертиза – проводится для исследования соответствия требованиям экологической безопасности нормативов качества ОПС, ПДК, выбросов, сброс вредных веществ, предельно допустимого уровня радиационного воздействия, воздействия шума, вибрации, магнитных полей. В процессе такой экспертизы проверяется эффективность показателей качества ОС с точки зрения здорового человека, охраны его генетического фонда.

Эколого-правовая экспертиза – ее объектом является законы, указы, правительственные постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные акты субъектов Федерации, принимаемые ими в рамках отведенной компетенции.     

Главным объектом государственной экологической экспертизы выступает ОВОС.

Оценка воздействия  на окружающую среду (ОВОС) представляет собой процесс выявления и прогнозирования ожидаемого влияния на среду обитания, здоровье и благополучие людей со стороны различных мероприятий и проектов. Согласно ФЗ “Об охране окружающей среды” ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной деятельности, которая может прямо или косвенно влиять на ОС. Проведение ОВОС необходимо для определения характера и масштабов предстоящих изменений ОС и оценки экологических, экономических и социальных последствий влияния намеченной хозяйственной или иной деятельности, включения  мероприятий по предотвращению или смягчений неблагоприятного воздействия на природу.  

Информация о работе Анализ и реганализ и регулирование природной среды регулирование природной среды