Субъекты экологических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:18, контрольная работа

Описание работы

Экологическое правоотношение, как и любое другое общественное отношение, устанавливается между людьми. Субъектами экологического права признаются лица, являющиеся носителями специальных прав и обязанностей в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Субъекты экологических правоотношений подразделяются на две группы в зависимости от содержания их экологической правосубъектности.

Работа содержит 1 файл

экологическое право.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

Вариант №2 

1. Субъекты экологических  отношений.

     Экологическое правоотношение, как и любое другое общественное отношение, устанавливается  между людьми. Субъектами экологического права признаются лица, являющиеся носителями специальных прав и обязанностей в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Субъекты экологических правоотношений подразделяются на две группы в зависимости от содержания их экологической правосубъектности.

     Первую  группу составляют природопользователи, обладающие имущественными и связанными с ними неимущественными правами в сфере природопользования.

     Субъектами  имущественных прав являются собственники природных ресурсов и вторичные природопользователи, осуществляющие специальное (хозяйственное) пользование природными ресурсами.

     К данной группе относятся как индивидуальные природопользователи, так и коллективные пользователи.

     К индивидуальным субъектам относятся  граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие хозяйственное пользование природными ресурсами.

     Коллективными субъектами признаются юридические лица, обладающие правом специального природопользования.

     Субъектами  неимущественных прав в сфере  природопользования являются физические лица, осуществляющие естественное (внеэкономическое) природопользование, направленное на удовлетворение собственных потребностей, не связанных с извлечением экономической выгоды.

     К числу неимущественных прав человека и гражданина относятся:

1) право  на благоприятную среду жизнедеятельности;

2) право  на участие в принятии экологически значимых решений;

3) право  на получение достоверной и  полной информации о состоянии окружающей среды.

     Вторую  группу составляют публичные  субъекты. К ним относятся:

- публичные образования (Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования);

- государственные и муниципальные органы. Публичные образования выступают в экологических отношениях в качестве:

1) субъектов  права государственной либо муниципальной собственности. В этом качестве публичные образования являются носителями не только комплекса правомочий, включающего владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, но и носителями обязанностей по сохранению качества природного объекта, принадлежащего им на праве собственности. Такие обязанности имеют экологический характер;

2) носителей  государственного суверенитета, реализуя  свои полномочия территориального  верховенства.

     Государственные и муниципальные органы выступают в экологических отношениях в качестве субъектов отношений государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.

     Субъекты  экологического права наделяются экологической правосубъектностью, которая включает три составных компонента:

1) способность  иметь права и быть носителем  обязанностей в сфере природопользования и охраны природной среды;

2) способность  своими действиями реализовать  данные права и обязанности;

3) собственно  субъективные права и обязанности,  носителем которых может являться данный субъект.

     Государство участвует в экологических отношениях не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного осуществления публичной власти в данных отношениях. Поэтому правоспособность государства в значительной мере ограничена. Правоспособность государства вытекает из функций носителя публичной власти и в этом смысле является целевой.

     Правоспособность  юридических и физических лиц  определяется по общим правилам, установленным  гражданским законодательством, с  учетом особенностей, предусмотренных экологическим и иным специальным законодательством.

     Отдельные виды деятельности, связанные с воздействием на окружающую среду, могут осуществляться только государственными предприятиями.

     Так, в соответствии с п. 2.1.18 Указа Президента РФ от 24.12.93 г. № 2284 (в ред. от 16.08.04 г.) «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий» приватизация атомных станций, а также объектов, предназначенных для хранения и переработки ядерных материалов, запрещена. В соответствии с данной нормой деятельность, связанная с использованием атомной энергии, может осуществляться только государственными специализированными организациями по производству, хранению и переработке ядерных материалов.

     Субъекты  экологического права. Экологическое законодательство, т. е. совокупность норм, устанавливающих требования в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов, всем своим содержанием предназначено для:

1) граждан,  интересы которых затрагиваются  или могут быть затронуты в связи с использованием окружающей среды, воздействиями на нее (все граждане страны, каждый человек может настаивать на применении норм экологического законодательства);

2) физических лиц, принимающих и реализующих определенные экологически значимые решения, совершающих акты экологического поведения;

3) лиц,  которые в силу своего должностного  или общественного положения реализуют функции экологического управления, в том числе контрольно-надзорные (предполагается, что правовые нормы тем самым программируют их действия);

4)  правоприменителей  (следователей, прокуроров, судей и должностных лиц, наделенных правом применения административных санкций), т. е. для лиц, которые в силу своего положения, руководствуясь требованиями закона, обязаны принимать (или не принимать) решения о возбуждении уголовного дела, о привлечении к административной ответственности, предъявлении обвинения в совершении экологических преступлений, направлять уголовные дела в суд, выносить по этим делам приговоры, разрешать экологические споры и т. п.

     Несомненно, каждая из этих групп должна иметь определенное представление об экологическом законодательстве. Степень освоения этого законодательства и, главное, реакция на него, отношение к закону, использование его положений практически являются и должны быть различными.

     Граждане, не являющиеся специалистами в области экологического права и не обладающие специализированными обязанностями и функциями в сфере экологического законодательства, могут иметь общее представление о нем и за пределами выполнения отдельных требований они не обязаны совершать каких-либо дополнительных действий.

     В то же время граждане как в индивидуальном порядке, так и коллективно, в  том числе объединения граждан, имеют право обращаться, например, в суд с иском о защите своих  экологических прав, о прекращении вредной для окружающей среды деятельности, в прокуратуру с заявлениями, жалобами, письмами, в которых сообщаются сведения о нарушениях экологического законодательства. К числу таких сведений относится информация о противоправных действиях (бездействии) должностных лиц органов государственной власти и управления, предприятий и организаций, которые причинили или могут причинить ущерб окружающей среде, о фактах совершения экологических преступлений отдельными гражданами, а также о нарушениях экологических прав человека. Направленная информация подлежит обязательной проверке, в результате которой либо возбуждается уголовное дело (или административное производство, осуществляемое уполномоченными на то органами), либо дается обоснованный и мотивированный отказ на заявление, жалобу или иное обращение гражданина, либо ему разъясняются порядок обжалования принятого решения, право обращения в суд (в порядке гражданского судопроизводства).

     В настоящее время создана законодательная  база для защиты гражданами Российской Федерации своих конституционных экологических прав, предусматривающая судебную защиту прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ), в том числе установленных ст. 42 Конституции РФ (право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением). Сформирован правовой механизм обжалования действий и решений органов государственной власти и управления, должностных лиц, издающих нормативные правовые и правоприменительные акты, а также совершающих иные действия, если своей деятельностью они нарушают экологические права граждан, вплоть до рассмотрения вопроса Конституционным Судом РФ. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. с дополнениями от 14 декабря 1995 г. предусматривает возможность обжалования действий и решений всех государственных служащих, а не только должностных лиц, а также бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, должностных лиц и государственных служащих и других субъектов.

     Значителен  объем правовых актов, обеспечивающих защиту прав граждан на получение экологической информации.

     Таким образом, в настоящее время наряду с другими правовыми средствами и механизмами существуют реальные методы защиты прав и интересов граждан. Именно поэтому граждане являются наиболее представительной группой адресатов экологического законодательства.

     Физические  лица, совершающие  экологически значимые поступки, должны более предметно, чем рассмотренная выше категория, знать соотносимые с их действиями требования закона, исполняя и соблюдая его как реально существующие технологические предписания общего характера. Это влечет необходимость организационного обеспечения самой возможности знать закон, реализации правовой презумпции знания закона. Соответственно, содержание норм об экологических требованиях для этой группы адресатов экологического права должно быть представлено в виде управленческой, технологической информации.

     Лица, реализующие контрольно-надзорные  функции, должны иметь достаточно полные знания об экологическом законодательстве, так как они выполняют самые различные обязанности в сфере охраны окружающей среды и природопользования. В первую очередь, это работники специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, природоохранительных инспекций, природоохранительных служб предприятий и организаций и др. Специфическую группу составляют представители средств массовой информации.

     Так или иначе, в той или иной юридической  форме эти лица должны обеспечивать исполнение природоохранных норм в  плане как соблюдения охраняемого порядка деятельности, так и создания условий для их реализации и для самой реализации. Для них обязанность знания норм дополняется освоением (в разной, разумеется, степени) механизма их применения, в особенности побуждения к исполнению правовых предписаний.

     Лица, применяющие нормы  экологического законодательства, должны знать их содержание в достаточной степени, позволяющей принимать самостоятельные юридически значимые решения. В равной степени они должны владеть знаниями и навыками, необходимыми для применения норм уголовного, гражданского и других отраслей права конкретных, случаях и в рамках существующих правоохранительной и судебной систем. Это связано с использованием экологически значимой информации, освоением огромного массива экологического законодательства, обращением к возможностям экологической экспертизы и т п.  

2. Международная эколого-правовая ответственность.

Виды  экологических споров в международном  праве. Под международным спором понимают наличие между субъектами международного права неурегулированных вопросов, разногласий по проблемам международных отношений.

     Квалификация того или иного вопроса в качестве спора относится к компетенции Совета Безопасности ООН.

     Экологические споры, возникающие в сфере международных отношений, подразделяются на четыре группы;

1) споры  по возмещению вреда, причиненного  в результате трансграничных загрязнений окружающей среды;

2) споры,  связанные с выявлением и прекращением  экологически вредной деятельности;

3) споры,  связанные с использованием и  охраной международных пространств  и природных объектов, находящихся  в этих пространствах, а также споры, связанные с реабилитацией территорий, природная среда которых нарушена в результате военных действий или военной деятельности;

4) споры  по защите экологических прав  граждан.

     В целях разрешения международных  экологических споров в 1994 г. был создан Международный экологический суд. Рассмотрение споров в данном суде строится по принципам третейского суда, т. е. при условии, что стороны договариваются между собой об обращении к Международному суду. При этом стороны берут на себя заранее согласованные расходы по судебному рассмотрению спора.

Информация о работе Субъекты экологических отношений