Система экологического права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:35, реферат

Описание работы

Определяя систему отрасли права, следует обратиться к самому понятию «система». Система представляет собой упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некое целостное единство. Говоря о системе какого-либо социального явления, в том числе такого явления, как право, следует определить его составляющие, их соотношение и характер взаимодействия, а также объединяющее их целое. Прежде всего, следует отметить, что сама отрасль права является составной частью системы права.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 31.68 Кб (Скачать)

 

Решение:

 

В соответствии с п.7.1 ст. 11 ФЗ «Об экологической  экспертизе» проекты строительства  должны пройти экологическую экспертизу. Непредставление документации на экологическую  экспертизу является нарушением законодательства (п.1 ст.30 ФЗ «Об экологической экспертизе»). За данное нарушение виновное лицо привлекается к административной ответственности (ст. 32 ФЗ «Об экологической экспертизе»). В соответствии с п.1 ст.8.4. КоАП РФ на нарушителя накладывается штраф. Так как застройщик – юридическое лицо, то штраф будет составлять от 500 до 1500 МРОТ. Поэтому действия государственного инспектора правомерны.

 

Задача  №2 22.06.2008 года общественная организация  «Оберег» провела экологическую  экспертизу проекта строительства  дома отдыха на территории государственного заказника. Заключение (оно носило отрицательный  характер) было подписано руководителем  общественной организации и его секретарем. На основании заключения они потребовали в судебном порядке прекратить строительство. Суд удовлетворил требование «экологов».

 

Застройщик  обратился с кассационной жалобой  в областной суд с просьбой отменить решение суда первой инстанции.

 

Имеются ли основания для удовлетворения жалобы? Решите дело по существу. Каковы объекты и порядок проведения государственной и общественной экологической экспертизы?

 

Объекты экологической экспертизы

 

Объекты экологической экспертизы установлены  в ст. 11 и 12 Федерального закона «Об  экологической экспертизе». Государственную  экологическую экспертизу проводят на федеральном и региональном уровне. Закон соответственно разграничивает и объекты экспертизы. Критериями отнесения объекта экспертизы к  группе объектов федерального либо регионального  уровня служат: возможное воздействие  на окружающую среду в пределах территории одного субъекта либо двух и более  субъектов РФ; утверждение документации и проектов федеральными органами государственной  власти либо органами государственной  власти субъектов РФ; федеральный  либо региональный статус территории.

 

Федеральный закон предусматривает широкий  перечень объектов экологической экспертизы, включающий в себя, например:

 

1)  проекты законов и нормативных  актов органов исполнительной  власти, реализация которых может  оказать воздействие на окружающую  среду. Именно законы и иные  нормативно-правовые акты порождают  наиболее значимые социально-экономические,  а также экологические последствия  (так, экологическую экспертизу  проходил Федеральный закон «Об  охране атмосферного воздуха»). Следует  отметить, что при реализации  данной нормы закона возникают  следующие практические проблемы. В законодательстве отсутствуют  критерии оценки того, насколько  при реализации законопроекта  возможно оказание воздействия  на окружающую среду. Все зависит  от усмотрения законодателя. В  соответствии с п. 5 ст. 18 Федерального  закона «Об экологической экспертизе»  заключение экологической экспертизы  в отношении проектов нормативно-правовых  актов не может быть положительным  или отрицательным. Значит, такое  заключение может носить лишь  рекомендательный характер;

 

2) предплановая документация, т.е.  материалы, предшествующие разработке  прогнозов развития и размещения  производственных сил: проекты  социально-экономических, научно-технических  и иных программ, проекты развития  хозяйственных отраслей, проекты  генеральных схем расселения  и природопользования;

 

3)  технико-экономические обоснования  и проекты строительства, реконструкции,  расширения, консервации, ликвидации  объектов хозяйственной деятельности;

 

4)  документация, обосновывающая соглашения  о разделе продукции, а также  договоры концессии участков  лесного фонда, иные договоры, предусматривающие использование  природных ресурсов; материалы обоснования  лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие  на окружающую среду;

 

5)  материалы экологического обследования  участков территорий, обосновывающие  придание им статуса особо  охраняемых природных территорий, зон экологического бедствия  или чрезвычайной экологической  ситуации, а так же программы  реабилитации данных территорий;

 

6)  документация на изменение функционального  статуса, вида и характера использования  территорий федерального значения, в том числе о переводе лесных  земель в нелесные;

 

7)  материалы, ранее получившие положительное  заключение государственной экологической  экспертизы, которое утратило юридическую  силу вследствие установленных  законом обстоятельств.

 

Федеральным законом предусматриваются иные объекты государственной экологической  экспертизы федерального и регионального  уровня. Перечень объектов является открытым. Кроме предусмотренных в законе на экспертизу представляются также иные виды документации, обосновывающей хозяйственную или иную деятельность, реализация которой способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду.

 

Порядок проведения экологической экспертизы

 

Государственная экологическая экспертиза проводится исполнителем — Ростехнадзором либо Росприроднадзором. Экспертизу осуществляют в определенном порядке.

 

1.  Заказчик представляет документацию  в соответствующее экспертное  подразделение. Базисные требования  к содержанию представляемой  документации установлены в ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе», более подробные — в подзаконных актах.

 

2.  Проводится проверка комплектности  представленных документов. При  соответствии их установленным  требованиям заказчик информируется  о необходимости оплаты экспертизы, при несоответствии — о сроках  представления материалов в полном  объеме.

 

3.  Заказчик оплачивает проведение  экспертизы и направляет в  экспертное подразделение подтверждающий  оплату документ.

 

4.  Исполнитель обязан начать проведение  экспертизы не позднее 30 дней  после получения подтверждающего  оплату документа. В течение  этого срока (после получения  документа об оплате до начала  экспертизы) экспертное подразделение  готовит предложения по срокам  проведения экспертизы, по составу  экспертной комиссии, разрабатывает  задание и проект приказа на  проведение экспертизы.

 

В состав комиссии включают внештатных экспертов, в случаях, установленных  нормативно-правовыми актами федерального органа исполнительной власти, проводящего  экспертизу. Федеральным законом  «Об экологической экспертизе»  определены требования к кандидатуре  эксперта, его права и обязанности.

 

5.  Государственная экологическая  экспертиза начинается со дня  подписания приказа о ее проведении. Срок проведения экспертизы устанавливается в зависимости от сложности объекта и не может превышать шести месяцев. В течение данного срока изучается представленная документация, проводятся заседания экспертной комиссии, готовятся проекты индивидуальных и групповых заключений, затем — проект сводного заключения.

 

6.  Завершающим этапом экспертизы  являются подписание и утверждение  ее сводного заключения. Заключение  государственной экологической  экспертизы может быть положительным  либо отрицательным.

 

Положительное заключение содержит выводы о соответствии намечаемой деятельности требованиям  законодательства в области охраны окружающей среды, о допустимости намечаемого  воздействия на окружающую среду  и возможности реализации объекта  экспертизы.

 

Отрицательное заключение может содержать выводы о необходимости доработки предоставленных  материалов либо о недопустимости реализации объектов экспертизы.

 

В соответствии с Положением о порядке  проведения государственной экологической  экспертизы эксперт вправе подписать либо не подписать проект сводного заключения, подготовленный руководителем и ответственным секретарем экспертной комиссии. Однако в случае одобрения проекта квалифицированным большинством (две трети) списочного состава экспертной комиссии, он подписывается членами экспертной комиссии в полном составе. В случае если эксперт не согласен с выводами заключения, он подписывает его с пометкой «особое мнение». Особое мнение оформляется экспертом в виде отдельного документа и прилагается к заключению.

 

Заключение  экспертной комиссии утверждается приказом соответствующего федерального органа исполнительной власти и приобретает  юридическую силу со дня утверждения. Если заключение является положительным, то приказом утверждается срок его  действия. Результаты экспертизы могут  быть обжалованы в судебном порядке.

 

Так, например, в Кемеровской области  прокурор обратился в суд с  заявлением о признании незаконными и необоснованными выводов государственной экологической экспертизы по проекту прокладки коксовой батареи на Кузнецком металлургическом комбинате, в соответствии с которым при воздействии хозяйственной деятельности на окружающую среду права граждан на охрану здоровья не нарушались (что вызывало сомнение). Решением Ленинского районного народного суда г. Кемерово требование прокурора удовлетворено, выводы государственной экологической экспертизы Кемеровского областного комитета по экологии и природным ресурсам признаны незаконными.

 

Решение:

 

В соответствии с частью 1 статьи 25 ФЗ «Об экологической экспертизе»  Заключение общественной экологической  экспертизы направляется федеральному органу исполнительной власти в области  экологической экспертизы или органу государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему государственную  экологическую экспертизу, заказчику  документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и  может передаваться другим заинтересованным лицам.

 

По  части 2 статьи 25 ФЗ «Об экологической  экспертизе» заключение общественной экологической экспертизы приобретает  юридическую силу после утверждения  его федеральным органом исполнительной власти в области экологической  экспертизы или органом государственной  власти субъекта Российской Федерации.

 

Поэтому основанием для удовлетворения жалобы является заключение общественной экологической  экспертизы не имеющее юридическую  силу. Но, так как КоАП РФ не предусматривает ответственность за подобное нарушение Руководитель общественной организации и его секретарь не будут привлечены к административной ответственности за нарушение ФЗ «Об экологической экспертизе». Застройщик вправе требовать с руководителя и секретаря возмещения убытков понесенных в результате неисполнения ими ФЗ «Об экологической экспертизе» (п.1 ст. 34 ФЗ «Об экологической экспертизе»)

 

Задача  №3 Инженер тарного цеха ООО «Веселей»  г.Сургута С.С. Иванов, чтобы скрыть факт простоя вагона с остатками удобрений, дал указание рабочим рассыпать их в овраге, по дну которого течет ручей, впадающий в крупную реку. В результате этих действий была загрязнена акватория этой реки. По оценке экспертов ущерб составил 25 млн. рублей.

 

К какому виду ответственности может  быть привлечен С.С.Иванов и организация, в которой он трудится? Что является основанием привлечения нарушителя законодательства об охране окружающей среды к юридической ответственности, дайте характеристику ему и его  видам.

 

 

Юридическая ответственность за экологические  правонарушения

 

Юридическая ответственность граждан и организаций  за экологические правонарушения не может возникнуть произвольно, так  как условия ее применения строго определены законом. Ответственность  наступает вследствие того, что тот  или иной участник экологических  отношений, действуя свободно и имея возможность выбрать правильный, указанный в законе или договоре вариант поведения, совершает нежелательные, противозаконные действия, являющиеся экологическими правонарушениями.

 

Понятие юридической ответственности и  условия ее применения

 

Содержание  юридической ответственности, ее цели и сущность сложны и многообразны. С одной стороны, это наказание (кара) за совершенное экологическое  правонарушение, с другой — лишь угроза его применения. В последнем  случае она предупреждает пользователей  природными ресурсами от совершения неправомерных действий, что имеет  большое воспитательное, профилактическое (превентивное) значение. В материальной своей форме юридическая ответственность  выражается в исполнении правонарушителем дополнительной обязанности по отношению  к той, которая им не исполнена.

 

Например, природопользователь, умышленно исказивший или скрывший полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды, об источниках ее загрязнения, несет административную ответственность в виде штрафа (ст. 8.5 КоАП). Это, однако, не освобождает его от надлежащего исполнения неисполненной обязанности. Возможно принудительное исполнение обязанности и без применения юридической ответственности. Это бывает тогда, когда орган государственного контроля за правильным использованием и охраной природных ресурсов дает тому или иному лицу предписание, например в форме напоминания о выполнении требований законодательства (без штрафной санкции). Таким образом, предупреждается совершение экологического правонарушения.

 

От  предупреждения следует отличать пресечение экологического правонарушения в стадии совершения, пока еще имеется возможность  его приостановить, т.е. прекратить его дальнейшее развитие по указанию государственных органов экологического контроля. При более серьезных  экологических правонарушениях  могут быть применены меры уголовной  ответственности. Например, в тех  случаях, когда выявлены факты виновного  массированного загрязнения окружающей среды, повлекшего за собой крупный  материальный ущерб или вред здоровью людей.

 

Условия применения юридической ответственности

 

По  общему правилу юридическая ответственность  за нарушение закона, в том числе  экологического законодательства, может  наступать лишь при наличии так  называемого полного состава  правонарушения. Что это означает?

Информация о работе Система экологического права