Принципы экологического законодательства Украины и экономико – экологическая ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:43, контрольная работа

Описание работы

Экологическое законодательство Украины как самостоятельная отрасль права начало формироваться в 1990 г. после принятия Декларации о государственном суверенитете Украины. В разделе этой Декларации «Экологическая безопасность» провозглашено право Украины самостоятельно устанавливать порядок организации охраны природы на ее территории и порядок использования природных ресурсов. Год спустя, в 1991 г. Верховная Рада (Парламент) Украины приняла первый экологический закон «Об охране окружающей природной среды», который определил правовые, экономические и социальные основы организации охраны окружающей природной среды в интересах нынешнего и будущих поколений.

Работа содержит 1 файл

самостоятельная по региональной.docx

— 30.33 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки

молодежи  и спорта Украины

экономический факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Самостоятельная работа на тему:

«Принципы экологического  законодательства Украины

и экономико – экологическая ответственность» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

студентки 101 Ф

Гаврилюк  А.А.

Симферополь  2011

  1. Структура законодательства
 

Экологическое законодательство Украины как самостоятельная  отрасль права начало формироваться  в 1990 г. после принятия Декларации о  государственном суверенитете Украины. В разделе этой Декларации «Экологическая безопасность» провозглашено право  Украины самостоятельно устанавливать  порядок организации охраны природы  на ее территории и порядок использования  природных ресурсов. Год спустя, в 1991 г. Верховная Рада (Парламент) Украины  приняла первый экологический закон  «Об охране окружающей природной  среды», который определил правовые, экономические и социальные основы организации охраны окружающей природной  среды в интересах нынешнего  и будущих поколений.

Он явился рамочным законом, на основе которого началась разработка земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране атмосферного воздуха, растительного и животного мира и другого специального законодательства.

Структура экологического законодательства Украины  имеет следующий вид.

· Общие  положения и принципы

· Земельное  законодательство

· Водное законодательство

· Лесное законодательство

· Горное законодательство

· Фаунистическое законодательство

· Законодательство об охране и использовании атмосферного воздуха

· Законодательство о природных территориях и  объектах особой охраны

· Законодательство об экологической безопасности

Основные  нормы экологического законодательства закреплены в принятой в 1996 г. Конституции  Украины.

Из 159 статей Конституции Украины 15 статей имеют прямое или опосредованное отношение к охране природы, экологической безопасности и природопользованию. Это статьи 3, 13, 14, 16, 49, 50, 66, 85, 92, 106, 116, 119, 132, 138, 142. В них закреплены основные экологические права и обязанности граждан, сформулированы полномочия законодательной и исполнительной ветвей государственного управления. Таким образом, в Украине впервые создан надежный фундамент для возведения на нем всей системы экологического законодательства. И хотя нормы Конституции сформулированы в весьма общих терминах: обеспечение экологической безопасности, поддержание экологического равновесия, не причинение вреда природе, вместе с тем ясно, что достижение этих целей возможно прежде всего путем предотвращения или минимизации любых негативных воздействий человека на окружающую природную среду, создающих экологический риск.

Иерархию  нормативно-правовых актов можно  представить в таком виде.

1. Международные  конвенции и соглашения, принятые  Верховной Радой Украины (всего  48 конвенций)

2. Законы  Украины

3. Подзаконные  акты Верховной Рады Украины

4. Указы  Президента Украины

5. Нормативно-правовые  акты Кабинета Министров Украины

6. Общеобязательные  акты Министерства экологии и  природных ресурсов, других министерств  и ведомств

7. Ведомственные  акты органов государственного  управления.

Регулирование экологических правоотношений обеспечивается также эколого-правовыми нормами  других отраслей законодательства: гражданского, административного, уголовного и др. Они, в частности, определяют основания  и особенности привлечения виновных лиц к дисциплинарной, административной, имущественной и уголовной ответственности  за экологические правонарушения в  зависимости от вины, экологического риска, степени общественной и экологической  опасности действий физических и  юридических лиц.

  1. Характеристика  экологического законодательства и его отдельных  ветвей
 

Количество  действующих нормативно-правовых актов  в стране непрерывно увеличивается, хотя в последние годы темпы роста  постепенно снижаются.

Всего в настоящее время действует  более 400 актов экологического законодательства, в том числе около 80 законов  и постановлений Верховной Рады Украины, около 40 Указов Президента, около 250 постановлений Кабинета Министров  Украины. Для обеспечения их выполнения издано несколько сот приказов министерств  и ведомств.

2.1 Общие положения и принципы

Первым  по времени создания и наиболее общим  и важным по значению рамочным законом, в соответствии с которым строится все экологическое законодательство Украины, является  Закон Украины «Об охране окружающей природной среды»,принятый 25 июня 1991 г. В этот закон четырежды вносились поправки.

В преамбуле  и статье 1 закона сформулированы цели и задачи экологического законодательства, предусматривающие проведение такой  экологической политики, которая  была бы направлена на сохранение безопасной для существования живой и  неживой природы окружающей среды, защиту жизни и здоровья населения  от негативного воздействия, обусловленного загрязнением окружающей природной  среды, достижение гармонического взаимодействия общества и природы, охрану, рациональное использование и воспроизводство  природных ресурсов. Способствовать достижению этих целей и призвано экологическое законодательство, в задачи которого входит регулирование общественных отношений, связанных с объектами правовой охраны, определенными в статье 5 закона. К таким объектам относятся все компоненты окружающей природной среды и вся совокупность природных ресурсов.

Важно, что в законе приведены 14 основных принципов охраны окружающей природной среды (статья 3). Однако, к сожалению, многие их них практически в значительной степени до настоящего времени не реализованы.

Это касается, например, приоритетности требований экологической безопасности, обязательности соблюдения экологических стандартов, нормативов и лимитов использования  природных ресурсов, гарантирования экологически безопасной среды для жизни и здоровья людей. В настоящее время в Украине экологические приоритеты отодвинуты на второй план, о чем свидетельствует хотя бы то, что далеко не весь объем средств, поступающих в государственный и местные бюджеты от сборов за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, фактически используется для уменьшения воздействия на окружающую среду основных источников ее загрязнения. При таком положении дел ни о каком гарантировании экологически безопасной среды не может быть и речи.

Принцип экологизации материального производства на основе комплексности экологических  и технических решений также  реализуется далеко не полностью. Это  связано не только с тем, что процесс  внедрения новейших технологий в  Украине еще не приобрел сколько-либо заметного размаха, но и с тем, что в национальном законодательстве даже не упоминается такое принятое в развитых странах понятие, как  “наилучшая доступная технология” (Best Аvailable Technology - BAT), которая является основой экологизации производства на Западе.

Продекларированный  в статье 3 закона принцип научно обоснованного согласования экологических, экономических и социальных интересов  общества на основе объединения междисциплинарных  знаний экологических, социальных, естественных и технических наук и прогнозирования  состояния окружающей природной  среды носит чисто академический  характер и не находит серьезного воплощения в действительности. Проведение таких системных исследований требует  больших финансовых затрат, источники  которых в Украине в данный момент отсутствуют.

Экологические права граждан и их гарантии более  детально, чем в Конституции, выписаны в статьях 9, 10, 11 закона. Однако приходится признать, что не все из девяти пунктов  статьи 9 о правах граждан осуществляются везде, всегда и в полной мере.

Это относится  к случаям нарушения экологической  безопасности, отсутствию четкой и  строго соблюдаемой системы участия  граждан в обсуждении проектов законодательных  актов, материалов, касающихся размещения, строительства и реконструкции  экологически опасных объектов, несовершенства действующего порядка получения  полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной  среды и его влиянии на здоровье населения. А право получения сведений о воздействии источников загрязнения (например, предприятий) на окружающую среду вообще этим законом не предусмотрено, хотя именно такая информация является наиболее актуальной. Практически остается неизвестным для широких слоев населения, сколько судебных исков подали граждане к государственным органам или предприятиям о компенсации ущерба, причиненного по их вине отрицательным воздействием на окружающую природную среду, и каковы результаты их рассмотрения.

Раскрывая конституционные нормы экологических  обязанностей граждан, статья 12 требует  от граждан не нарушать экологические  права и законные интересы других субъектов, вносить плату (сборы) за специальное использование природных  ресурсов и штрафы за экологические  правонарушения.

В разделах III и IV закреплены полномочия законодательной  и исполнительной ветвей органов  государственной власти в области  охраны окружающей природной среды.

В рамочном законе также выписаны нормы относительно:

· наблюдения, прогнозирования, учета и информирования

· экологической  экспертизы

· стандартизации и нормирования

· контроля и надзора

· регулирования  использования природных ресурсов

· экономического механизма охраны окружающей природной среды

· мер  экологической безопасности

· охраняемых территорий

· чрезвычайных экологических ситуаций

· споров и ответственности

· международных  отношений.

Общие положения рамочного закона получили развитие в Законе Украины «Об экологической экспертизе» (1995 г.), в отдельных разделах других законов: о здравоохранении (1992 и 1994 гг.), о собственности (1991 г.), о предприятиях и предпринимательстве (1991 г.), об информации (1992 г.), о налогообложении (1991 г.); в Кодексе Украины об административных правонарушениях, в Уголовном кодексе Украины и других законодательных актах.

С этой же целью Кабинет Министров принял ряд подзаконных актов. Среди  них положения о порядке выдачи разрешений на специальное использовании  природных ресурсов, установления лимитов  их использования, положение о государственном  мониторинге окружающей природной  среды. Ряд постановлений Кабинета Министров регулирует деятельность экологической инспекции.

В 1999 г. Кабинет Министров Украины утвердил новые нормативы сбора за загрязнение  окружающей природной среды, а Минэкобезопасности и Государственная налоговая  администрация утвердили Инструкцию о порядке исчисления и оплаты этого сбора, отменив прежнюю  методику (1993 г.).

Земля

Основным  правовым документом, регулирующим земельные  отношения, является Земельный кодекс Украины (1990 г., изм. 1992 г.). Его цель - создание условий для рационального использования и охраны земель, равноправного развития всех форм собственности на землю и хозяйствования, сохранения и воспроизводства плодородия земель, улучшения природной среды, охраны прав граждан, предприятий, учреждений и организаций на землю.

Информация о работе Принципы экологического законодательства Украины и экономико – экологическая ответственность