Правовые основы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 15:16, реферат

Описание работы

Информационное обеспечение экологического права и экологических правоотношений занимает особое место в функционировании механизмов экологического права. Ввиду специфичности предмета, совокупности методов информационного обеспечения, присущих в принципе всем отраслям права, в экологическом праве оно играет первостепенную роль.

Содержание

Введение.....................................................................................................................3

1. Понятие и роль экологически значимой информации.......................................4

2. Право граждан на экологически значимую информацию.................................6

2.1. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды........6

2.2. Право на информацию об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье................................................................................................................................7

3. Правовое регулирование сбора, накопления, распространения и доступа к экологически значимой информации................................................................................9

4. Правовые ограничения свободного доступа к экологически значимой информации........................................................................................................................14

5. Источники экологически значимой информации............................................16

5.1. Источники нормативной экологически значимой информации..................16

5.2. Государственный статистический учет и отчетность...................................17

5.3. Мониторинг окружающей среды....................................................................18

5.4. Государственные кадастры и реестры природных ресурсов и объектов....19

5.5. Экологический паспорт предприятия. Декларация безопасности промышленного объекта...................................................................................................20

5.6. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации.....................................................................................................23

Заключение...............................................................................................................26

Список использованной литературы.....................................................................28

Работа содержит 1 файл

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.doc

— 133.50 Кб (Скачать)
 
 

      Реферат по дисциплине:

      Экологическое право 
 
 

     Тема: «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» 
 
 
 
 
 
 

      МОСКВА

      2011 
О Г Л А В Л Е Н И Е 

     Введение.....................................................................................................................3

     1. Понятие и роль экологически значимой информации.......................................4

     2. Право граждан на экологически значимую информацию.................................6

     2.1. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды........6

     2.2. Право на информацию об экологически  значимых факторах, влияющих на  здоровье................................................................................................................................7

     3. Правовое регулирование сбора,  накопления, распространения и доступа  к экологически значимой информации................................................................................9

     4. Правовые ограничения свободного  доступа к экологически значимой информации........................................................................................................................14

     5. Источники экологически значимой  информации............................................16

     5.1. Источники нормативной экологически значимой информации..................16

     5.2. Государственный статистический  учет и отчетность...................................17

     5.3. Мониторинг окружающей среды....................................................................18

     5.4. Государственные кадастры и реестры природных ресурсов и объектов....19

     5.5. Экологический паспорт предприятия. Декларация безопасности промышленного объекта...................................................................................................20

     5.6. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации.....................................................................................................23

     Заключение...............................................................................................................26

     Список  использованной литературы.....................................................................28

 

Введение 

     Информационное  обеспечение экологического права  и экологических правоотношений занимает особое место в функционировании механизмов экологического права. Ввиду специфичности предмета, совокупности методов информационного обеспечения, присущих в принципе всем отраслям права, в экологическом праве оно играет первостепенную роль.

     Право граждан на экологическую информацию с недавнего времени стало одной из самых актуальных тем в экологическом праве. Это обусловлено тем, что многие граждане имеют недостаточное представление о своих экологических правах и, в частности, о праве на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции).

     Между тем осуществление этого права  позволяет, в свою очередь, реализовать и другие важные права, такие как право на благоприятную окружающую среду, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

 

1. Понятие и роль  экологически значимой  информации 

     Обладание экологической информацией имеет  первостепенное значение для последовательного  и эффективного решения задач  обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды всеми субъектами, участвующими в этом процессе.

     Прежде  всего, такая информация необходима при подготовке и принятии хозяйственных, управленческих и иных решений, реализация которых связана с отрицательным воздействием на состояние окружающей среды. Экологическая информация необходима гражданам для защиты своих экологических прав для вмешательства в природоохранительную деятельность государства, предпринимательских структур, когда те не выполняют возложенных на них законодательством задач.

     В России и в мире сформирован достаточно развитый банк экологически значимой информации о количественных и качественных характеристиках природных объектов, о воздействиях загрязненной окружающей среды на здоровье человека и др. Указывая на очевидную тенденцию расширения знаний человека в данной сфере, необходимо одновременно подчеркнуть факт острого дефицита соответствующей информации. Такая ситуация характерна не только для России, но и для других государств, в том числе экономически высокоразвитых, мирового сообщества в целом.

     Что представляет собой экологически значимая (или экологическая) информация? Общее  понятие информации дает Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Прежний Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (1995 г.) – содержал более полное и удачное определение информации как сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Понятие экологической информации охватывается приведенным общим понятием, но оно, кроме того, должно отражать специфику предмета. В законодательстве отсутствует определение экологической информации. Между тем в контексте права граждан на информацию о состоянии окружающей среды и его защиты нормативное решение этого вопроса было бы полезным.

     В целом это огромный массив разнообразной  информации. С точки зрения потребностей гражданина, юридических лиц и государственных органов, в контексте принятия экологически значимых решений и защиты законных прав и интересов разных субъектов такая информация может содержать данные:

     - о состоянии земли, почвы, недр, воды, атмосферного воздуха, фауны,  флоры, природных комплексов;

     - об экологической угрозе или  риске для здоровья и жизни  людей;

     - о химических, физических и биологических  воздействиях на состояние окружающей  среды и их источниках;

     - о деятельности, отрицательно влияющей  или могущей повлиять на природные объекты;

     - о мерах по охране окружающей  среды, в том числе правовых, административных и иных мерах;

     - о деятельности государственных  и муниципальных органов, юридических  лиц и граждан-предпринимателей  в сфере распоряжения природными  ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения и защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, если необходимость осуществления такой деятельности установлена законодательством России.

     Пользователями  экологически значимой информации является наиболее полный круг субъектов экологического права. В него входят граждане, общественные формирования, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, предприятия и организации, государственные структуры. Экологически значимой информацией пользуются представительные, исполнительные, судебные органы на всех уровнях государственной власти.

 

      2. Право граждан  на экологически  значимую информацию 

     2.1. Право на достоверную  информацию о состоянии окружающей среды

     Чернобыльская катастрофа с особой остротой поставила  вопрос об экологической информации и доступе к ней граждан. Как  реакция на эту общественную потребность, Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» гражданам было предоставлено право требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Позже Конституция РФ также закрепила право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

     Достоверной является неискаженная (заведомо или по небрежности) экологически значимая информация, которой располагают или должны располагать специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды и иные субъекты права в пределах их компетенции. Уровень достоверности зависит от уровня развития экологической и иной науки и техники и имеет тенденцию к возрастанию. При оценке достоверности информации могут учитываться реальные технические и иные возможности соответствующих государственных органов получить более достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

     Полной можно считать информацию, которая передается заинтересованным лицам в том объеме, в котором может или должен обладать ею государственный орган, орган местного самоуправления, юридическое лицо, общественное формирование и соответствующие должностные лица в силу их компетенции и предоставленных им полномочий.

     Своевременной является информация, передаваемая лицу, обратившемуся за нею, в возможно короткие сроки с момента запроса, но не более срока, определенного в законодательстве, если таковой установлен. Согласно Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ст. 12). 

     2.2. Право на информацию  об экологически  значимых факторах, влияющих на здоровье

     Состояние окружающей среды относится к  существенным факторам, влияющим на состояние  здоровья человека. Одним из средств, обеспечивающих право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, является право на информацию о факторах, влияющих на здоровье, установленное Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан (ст. 19).

     В соответствии с Основами граждане имеют  право на регулярное получение достоверной  и своевременной информации о  факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания (в том числе информацию о состоянии воздуха, воды и т.п.), рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах.

     Обязанность предоставления указанной информации возложена Основами на органы государственной  власти и органы местного самоуправления. Предоставляется она через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам.

     Право граждан на информацию об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье, предусмотрено и в других законах. В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право получать в соответствии с законодательством РФ в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг (ст. 8).

     Обеспечению права граждан на информацию о  факторах, влияющих на здоровье, служит ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, согласно которой  органы государственной власти и  органы местного самоуправления, их должностные  лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Это право воспроизведено в ст. 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»: каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны предоставить ему возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

     Наряду  с правом обращаться лично, а также  направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане имеют право быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности.

Информация о работе Правовые основы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды