Правовое регулирование рыболовства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: наиболее полная характеристика правового регулирования рыболовства на современном этапе. Структура работы служит обозначенной цели. В работе уделено внимание не только непосредственному понятию и правовому регулированию рыболовства, но и вопросам охраны рыбных запасов РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3
1. Проблемы правового регулирования рыболовства ………………………. 6
1.1. Основополагающий закон: ключевые положения …………………... 6
1.2. Новая редакция закона о рыболовстве …………………………….... 10
1.3. Перспектива развития законодательства о водных биоресурсах…...12
2. Принципы законодательства о рыболовстве………………………………13
3. Проблема аквакультуры………………………………………………….…25
4. Платность пользования водными биоресурсами…………………………..31
5. Международно-правовые аспекты охраны и использования водных биоресурсов…………………………………………………………………..…35
Заключение………………………………………………………………………38
Список литературы……………………………………………………………...40

Работа содержит 1 файл

Регулирование рыболовства 2.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

       - типы рыбопромысловых судов, орудия  и способы добычи (вылова) водных  биоресурсов для осуществления  прибрежного рыболовства по районам  промысла;

       - порядок разработки нормативов  качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения13.

         Изучив Положение о Федеральном  агентстве по рыболовству можно выделить следующие функции14:

       - ежегодно определяет общие допустимые  уловы водных биоресурсов;

       - ежегодно распределяет общие  допустимые уловы водных биоресурсов,  а также квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленные  Российской Федерации в соответствии  с международными договорами Российской Федерации, применительно к видам квот;

       - определяет категории водных  объектов рыбохозяйственного значения  и особенности их использования;

       - осуществляет изъятие долей в  общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства в случае прекращения права пользования водными биоресурсами;

       - заключает договоры об искусственном  воспроизводстве водных биоресурсов  в водных объектах рыбохозяйственного  значения;

       - является организатором аукционов по продаже промышленных квот добычи (вылова) водных биоресурсов;

       - заключает со специализированными  организациями договоры об организации  аукционов по продаже промышленных  квот добычи (вылова) водных биоресурсов;

       - выдает документ, удостоверяющий  наделение пользователя квотами добычи (вылова) водных биоресурсов;

       - распределяет между пользователями  водными биоресурсами по представлению  органа исполнительной власти  субъекта Российской Федерации  прибрежные квоты во внутренних  морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации;

       - согласует утверждаемый органом  исполнительной власти субъекта  Российской Федерации перечень  рыбопромысловых участков, включающих  в себя акватории внутренних  вод Российской Федерации, в  том числе внутренних морских вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации;

       - распределяет между пользователями  водными биоресурсами научные  квоты, квоты добычи (вылова) водных  биоресурсов для осуществления  рыболовства в целях рыбоводства,  воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов, квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях;

       - осуществляет государственный мониторинг  водных биоресурсов;

       - организует и проводит конкурсы  на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком;

       - заключает договор пользования  рыбопромысловым участком и предоставляет  на основании этого договора  гражданину или юридическому  лицу рыбопромысловый участок15.

       Изучив  положение об управлении федеральной службы по ветеринарному и санитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области можно выделить следующие функции16:

       - государственный контроль в области  рыболовства и сохранения водных  биоресурсов;

       - приостановление разрешения на  добычу (вылов) водных биоресурсов  или аннулирует такое разрешение  до истечения установленного  срока его действия;

       - временное оформление, выдачу, регистрацию разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов и внесение изменений в такие разрешения до внесения в нормативные правовые акты Правительства РФ изменений, предусматривающих перераспределение данной функции между федеральными органами исполнительной власти;

       - согласование размещения, проектирования, строительства, реконструкции и  ввода в эксплуатацию хозяйственных  и иных объектов, а также внедрения  новых технологических процессов,  влияющих на состояние водных  биоресурсов.

       Закрепление Законом принципа платности использования водных биоресурсов направлено на осуществление эффективного функционирования рыбного хозяйства, обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере управления водными биологическими ресурсами. Согласно данному принципу любое использование водных биоресурсов осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Отношения в сфере взимания сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов регулируются гл. 25.1 Налогового кодекса РФ17 (далее - НК РФ).

       Согласно  нормам названной главы плательщиками  сбора за пользование объектами  водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в  том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген. Также Налоговым кодексом определяются объекты обложения, ставки сборов, порядок их исчисления и уплаты.

       В ст. 333.3 НК РФ указано, что обложению  подлежат объекты водных биоресурсов по перечню, приведенному в гл. 25.1. Также оговорено, что к данным объектам отнесены те из них, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании соответствующей лицензии (разрешения). Таким образом, сбор взимается не за все виды добываемых ресурсов, а только поименованных в указанном выше перечне и лицензии (разрешении).

       Ставки  сбора установлены более чем  за 100 видов водных биоресурсов, включая  несколько видов морских млекопитающих. Виды водных биоресурсов разделены  по конкретным бассейнам. Кроме того, в их перечне несколько раз упоминаются "прочие объекты водных биологических ресурсов", что означает значительное увеличение общего количества биоресурсов, добываемых за плату.

       Порядок исчисления и уплаты сбора предусматривает, что сумма сбора определяется в отношении каждого объекта водных биоресурсов как произведение соответствующего количества объектов биоресурсов и установленной ставки. Практически все ставки установлены в рублях за 1 т биоресурсов. Только по морским млекопитающим - в рублях за одно животное.

       Отметим, что плата за пользование водными  биоресурсами вносится в виде разового взноса и регулярных взносов. Сумма  разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10%. При этом уплата разового взноса производится сразу же при получении лицензии (разрешения), а оставшаяся сумма сбора определяется как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса. Эта оставшаяся сумма уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия лицензии (разрешения) ежемесячно не позднее 20-го числа.

       Контроль  над правильностью исчисления сбора осуществляется налоговыми органами исходя из представленных этим органам сведений о выданных лицензиях (разрешениях), суммах сбора, подлежащих уплате по каждой лицензии (разрешению), и некоторых других данных. Эти сведения представляются лицензирующими органами и непосредственно пользователями биоресурсами (см. ст.ст. 333.6 и 333.7 НК РФ).

       Согласно  ч. 2 статьи 2 Закона «О рыболовстве», иными федеральными законами могут быть установлены другие принципы законодательства о водных биоресурсах, однако они не должны противоречить принципам, установленным настоящим Законом. Таким образом, приведенный перечень принципов не является исчерпывающим. Процесс формирования принципов продолжается параллельно с совершенствованием и дальнейшим развитием российского законодательства о водных биоресурсах.

       Хочется подвести итоги по данной главе, изучив закон «О рыболовстве», я, выяснила следующие принципы:

    • учет значения водных биоресурсов, регулирующие отношения в области рыболовства;
    • приоритет сохранения водных биоресурсов;
    • приоритет сохранения особо ценных видов водных биоресурсов;
    • установление правового режима водных биоресурсов;
    • учет интересов населения;
    • платность использования водных биоресурсов и д.р.

        Для полного изучения главы  о законодательстве рыболовства,  я ознакомилась с постановлением Правительства РФ от 20 мая 2005 г. N 317 "О возложении на федеральные органы исполнительной власти осуществления некоторых функций в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов», Положение об управлении федеральной службы по ветеринарному и санитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а так же затронула  Налоговый кодекс Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Проблема аквакультуры 

         В России ситуация с аквакультурой пока выглядит, конечно, несколько иначе, чем в Азиатских странах, ибо наши водные ресурсы выглядят неисчерпаемыми. Но уже даже одно то, что в некоторых странах, в частности в не обделенной водой Юго-Восточной Азии (Китай, Таиланд, Вьетнам и т.д.), объемы аквакультуры уже превышают объемы вылова, причем стоимость продукции аквакультуры практически сравнялась со стоимостью добываемых водных биоресурсов, говорит о том, что устойчивая тенденция к замещению рыболовства как источника сырья для получения рыбных продуктов через аквакультуру будет продолжать свое развитие.

        Несмотря на общемировую тенденцию роста доли аквакультуры в производстве рыбных продуктов, ситуация в России пока не может считаться даже относительно благополучной. В последнее время наметился определенный всплеск интереса со стороны рыбоводов к аквакультурным установкам как неотъемлемой части интенсивного рыбоводства, что стало своего рода отображением тех процессов, которые были начаты в большинстве зарубежных стран еще более 10 лет назад.

        Пять основных преимуществ использования аквакультурных установок и систем для выращивания рыбы как источника стабильно высокого качества сырья для изготовления рыбных продуктов, а, следовательно, как основополагающего фактора для обеспечения качества самих продуктов:

  • возможность выращивания любого вида рыб практически в любой местности, следовательно, близость к рынкам сбыта и перерабатывающим предприятиям.
  • полностью контролируемый процесс ускоренного выращивания рыбы для получения товарной рыбы и пищевой икры, следовательно, возможность обеспечения качества на всех этапах.
  • возможность производства экологически чистых продуктов питания.
  • высокая степень производственной безопасности.
  • возможность создания оптимальных параметров воды (температура, кислотность, содержание кислорода) для каждого вида рыбы, следовательно, более высокое качество конечного продукта аквакультуры (мясо)18.

       Для начала необходимо четко определить понятие аквакультуры. Аквакультурой (от лат. aqua – вода и cultura – культура, то есть возделывание, разведение, выращивание) называют разведение и выращивание водных организмов (рыб, ракообразных, моллюсков, водорослей) в водоемах на суше, искусственных установках с замкнутым или условно-замкнутым циклом водообеспечения, установках проточного типа и на специально созданных морских плантациях.

    Рыбоводство является главной формой аквакультуры. Оно предусматривает разведение рыбы на коммерческой основе в цистернах или загонах, обычно, для пищи. Оборудование, которое позволяет выпускать молодняк рыб в дикую среду для развлекательного рыболовства или для пополнения численности природных видов, обычно относят к рыбным инкубаторным станциям. Рыбоводство повышает численность таких видов, как лососёвые, сомообразные, тилапия, треска, карп, форель и других.

      Несмотря на общемировую тенденцию роста доли аквакультуры в производстве рыбных продуктов, ситуация в России пока не может считаться даже относительно благополучной19. В последнее время наметился определенный всплеск интереса со стороны рыбоводов к аквакультурным установкам как неотъемлемой части интенсивного рыбоводства, что стало своего рода отображением тех процессов, которые были начаты в большинстве зарубежных стран еще более 10 лет назад. Ныне Россия не входит даже в первую двадцатку стран – лидеров в области аквакультуры. В России производится примерно 0,2% от общемирового объема продукции аквакультуры. Это ничтожно мало. Если взять Гану, которая ни по водным ресурсам, ни по разнообразию гидробионтов, не может быть сравнима с Россией, то в Гане производится больше продукции аквакультуры в пересчете и на душу населения, и даже в общем объеме. Эта ситуация обусловлена тем, что и в России, и в Советском Союзе основные силы рыбного хозяйства были брошены на то, чтобы развивать и наращивать отлов рыбы, причем даже не прибрежной, а океанической, следовательно, создавались дальние рыболовецкие флотилии.

Информация о работе Правовое регулирование рыболовства