Право собственности на природные объекты и ресурсы. Право природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 10:46, контрольная работа

Описание работы

Собственность как экономическая категория является наиболее эффективным и гарантированным средством реализации экономических интересов граждан, их отдельных групп и общества в целом в области производства и удовлетворения их потребительских нужд. Экономические отношения собственности определяют отношение участников производства к предметам производства (орудиям, средствам, продуктам производства). В результате закрепления экономических отношений в правовых нормах возникает право собственности как юридическая категория.

Содержание

Введение
1. Понятие и основные признаки права собственности на
природные ресурсы
2. Механизм приобретения и прекращения права собственности на землю и другие природные ресурсы
3. Правовые формы использования природных ресурсов
4. Эколого-правовой статус человека
Заключение
Задача

Работа содержит 1 файл

Владимирский юридический институт.docx

— 46.76 Кб (Скачать)

      Лесной  кодекс РФ не устанавливает непосредственно  права муниципальной собственности  на леса. В нем дается лишь отсылка  к федеральному закону, который может  установить формы собственности  на леса, расположенные на землях городских  поселений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Эколого-правовой  статус человека

 
 

      В ст. 2 Конституции России говорится, что «человек, его права и свободы  являются высшей ценностью». 

      Под экологическими правами человека понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой. 

      По  уровню правового регулирования  эти права подразделяются на основные и иные права в области окружающей среды. 

      Основные  права закреплены в Конституции РФ, в международно-правовых документах по правам человека, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России (Всеобщая декларация прав человека (1948г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950г.), Европейская социальная хартия (1961г.)). 

      Перечень  основных прав дается в гл. 2 Конституции  РФ: право частной собственности  на землю (ст. 36), право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную  информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его  здоровью или имуществу экологическим  правонарушением (ст. 42) и т.д. В соответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные экологические права относятся  к категории неотчуждаемых, естественных прав человека. 

      К категории иных экологических прав человека относятся права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Например: право человека на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды (ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), право граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, на радиационную безопасность (ФЗ «О радиационной безопасности населения) и др. 

      Каждый  человек в России выступает в  качестве субъекта права общего природопользования, поскольку он обладает вытекающими  из закона возможностями пользоваться водами, лесами, землей. При этом надо иметь в виду следующее обстоятельство. В рамках права общего природопользования человек может использовать природные  ресурсы лишь для собственных нужд, но не для осуществления предпринимательской деятельности. Это прямо предусмотрено водным и лесным законодательством. Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин-водопользователь может использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование, т.е. становясь субъектом права специального природопользования. Аналогичным образом решен вопрос и в лесном законодательстве. Устанавливая право граждан пребывать в лесах, ст. 86 Лесного кодекса РФ подчеркивает, что граждане могут собирать дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы лишь для собственных нужд. 

      Категория «иных экологических прав» юридически не менее значима, чем основные права, и также подлежит государственному обеспечению и защите. Эколого-правовой статус человека, как субъекта природопользования, определяется его правами и обязанностями, установленными в законе. 

      Основы  правового статуса природопользователей закреплены в ряде статей Конституции  РФ: так, владение, пользование и  распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36); права и законные интересы всех лиц, в том числе природопользователей, должны рассматриваться в контексте  права каждого на благоприятную  окружающую среду (ст. 42); и наконец, природопользователям (и не только им) адресована ст. 58: каждый обязан сохранять  природу, бережно относиться к природным  богатствам. 

      Право каждого человека на благоприятную  окружающую среду, как и право  на жизнь, впервые закреплены в России в Конституции 1993 г. Право на жизнь  объединяет с правом на благоприятную  окружающую среду то, что первое, несомненно, связано с качеством  окружающей среды, в которой проживает  человек. Состояние здоровья человека на 20-30 % определяется условиями среды  его обитания1. 

      Окружающая  среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным  в законодательстве об окружающей среде  критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической  устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства. 

      Право на благоприятную окружающую среду  – одно из фундаментальных и всеобъемлющих  субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы  его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни. Другие экологические права граждан – требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу человека экологическим правонарушениями, требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, - предусмотренные Конституцией РФ и иными законами, по существу служат средствами реализации права на благоприятную окружающую среду. 

      В Конституции России предусмотрена  система юридических гарантий экологических  прав граждан. В частности, определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществляться охрана таких прав:

  • судебная защита прав и свобод;
  • право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;
  • право на получение квалифицированной юридической помощи;
  • право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц;
  • право на обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
 

      В условиях сложной экологической  ситуации в стране, крайне низкой эффективности  природоохранительной деятельности государства  законодательное, а особенно конституционное, закрепление экологических прав имеет для России большое политическое и юридическое значение. 

      Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью означает с политической и юридической точек зрения изменение  подходов к взаимоотношениям государства  и гражданина и изменению ориентиров в деятельности органов государственной  власти. Признав экологические права  граждан, российское государство сделало  шаг в направлении создания правового  государства, подтвердило намерение  построить его. Достаточно широкое  регулирование субъективных экологических  прав в формируемом законодательстве является свидетельством демократизации права. Признание прав стимулирует  рост самосознания граждан, экологическое  сознание и культуру. Оно будет  способствовать вовлечению граждан  в охрану окружающей среды, стимулирует  деятельность государства в данной сфере, так как реализация права  на благоприятную окружающую среду, других экологических прав предполагает возможность требовать соответствующего поведения от других субъектов, прежде всего от государственных органов. В то же время регулирование экологических прав способствует укреплению авторитета государства, его выходу на международную арену, вхождению в европейское и мировое правовое пространство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

      Природные ресурсы (недра, леса, воды, животный мир) в основном образуют общественное достояние  и передаются для распоряжения ими  государству. Наиболее успешно управлять  природными ресурсами, являющимися  общественным достоянием, государство  может в рамках его экологической  функции. Государство имеет сбалансированную систему органов – законодательных, исполнительных, судебных, - призванных последовательно решать задачи определения  в интересах общества правового  режима природных ресурсов, распоряжения ими с учетом всеобщего права  на благоприятную окружающую среду, контроля за их использованием, обеспечения  экологического правопорядка. 

      Должна  быть четко выражена правовая сущность общественного достояния: государство  распоряжается им только в интересах  общества и под его контролем. Учитывая особую общественную ценность природных богатств, представляется актуальным, чтобы правовой режим  природных ресурсов как общественного  достояния был закреплен в  Конституции России. 

      И так как природные ресурсы, образующие общественное достояние, передаются для  распоряжения ими государству, то особую важность имеет вопрос о контроле за деятельностью государства со стороны общественности. Формы такого контроля должны быть достаточно подробно урегулированы в законодательстве. Уже в действующем законодательстве предусмотрены формы участия  общественности, населения, отдельных  граждан в процессе подготовки и  принятия экологически значимых хозяйственных  и иных решений в рамках процедуры  оценки воздействия планируемой  деятельности на окружающую среду, экологической  экспертизы. Распоряжение природными ресурсами, находящимися в государственной  собственности, осуществляется посредством  лицензирования права пользования  недрами, водами, лесными ресурсами, объектами животного мира. В целях  общественного контроля такое лицензирование должно быть гласным. Заинтересованное население должно иметь право  высказывать свои позиции относительно предоставления того или другого  природного ресурса в пользование. 

      К сожалению, изложенные суждения не вполне совпадают с состоянием законодательства в данной области. 
 
 
 

Задача
 

      На  территории национального парка  «Самарская Лука» по решению Самарского областного Совета была начата разработка полезных ископаемых. Решение Совета было принято без проведения государственной  экологической экспертизы. По инициативе общества охраны природы была проведена  общественная экологическая экспертиза, по результатам которой было вынесено отрицательное заключение. Предъявлен иск о возмещении ущерба, причиненного гражданам вследствие утраты возможности  пользоваться национальным парком.

      Решите  дело. 

      Современное состояние окружающей среды в  Российской Федерации характеризуется  крупномасштабным загрязнением атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных  вод. Загрязнение и деградация окружающей среды с каждым годом все больше влияют на здоровье людей. Отмечается устойчивая корреляция комплексного загрязнения  окружающей среды и общей смертности с такими причинами, как болезни  крови и кроветворных органов, психические  расстройства, онкологические заболевания, болезни органов пищеварения  и дыхания. Примерно одна шестая часть  территории страны, где проживает  более 60 млн. человек, является экологически неблагополучной1.

      Снижение  численности здорового населения  и увеличение общей смертности по причине ухудшения состояния  окружающей среды представляют прямую угрозу обществу и государству.

     Право граждан на благоприятную окружающую среду как основное конституционное  право гарантируется, в частности, проведением мер по обеспечению  санитарно-эпидемиологического благополучия.

     Федеральный Закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»2 определяет это понятие как состояние среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие на человека факторов среды обитания и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

     Право на благоприятную окружающую среду  реализуется при взаимодействии общества и природы в трех формах: природопользование, охрана среды и  обеспечение экологической безопасности.

     В соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации  от 17 декабря 1997 года № 13003, обеспечение экологической безопасности становится актуальным направлением деятельности государства и общества. Однако, несмотря на то, что управление в области охраны окружающей среды и природопользования относится в политике нашего государства к числу основных, положение дел в обеспечении экологической безопасности явно неудовлетворительно.

     Современное экологическое законодательство характеризуется  наличием широкого круга федеральных  законов прямого действия, регулирующих отношения по обеспечению экологической  безопасности, согласно которым субъекты Российской Федерации развивают  свое законодательство.

Информация о работе Право собственности на природные объекты и ресурсы. Право природопользования