Понятия, структура и виды экологических правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:49, контрольная работа

Описание работы

Предметом экологического права выступают экологические отношения, т.е. общественные отношения, возникающие в области взаимодействия общества и природы по поводу природопользования и охраны окружающей среды.
Отношения в области взаимодействия общества и природы, т.е. отношения природопользования и охраны окружающей среды, будучи урегулированными нормами экологического права, становятся экологическими правоотношениями.

Содержание

1. Понятия, структура и виды экологических правоотношений……………………………………………………….стр 3

2. Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов……………………………………………………………стр


3. Состав государственного водного фонда РФ.

Работа содержит 1 файл

контрольная работаMicrosoft Word - копия.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

      Порядок использования, т.е. правовой режим  земель водного фонда, определяется Земельным кодексом РФ и Водным кодексом РФ, подписанным Президентом РФ 16 ноября 1995 г.*  

*СЗ  РФ 1995. № 47.Ст.4471.  

      На  федеральном уровне действует также  Федеральный закон от 6 мая 1998 г. «О плате за пользование водными  объектами» с изменениями от 30 мая 1998 г.*  

*СЗ  РФ 1998. №19. Ст. 2067.  

      Не  входят в состав водного фонда  замкнутые, небольшие по площади  и непроточные водоемы искусственного происхождения на земельных участках, находящиеся в собственности юридических или физических лиц, а также пресные подземные воды первого от поверхности водоносного горизонта, если он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения.

      Необходимо, чтобы эти водоемы не имели  гидравлической связи с другими  поверхностными водными объектами (ст. 46 ВК РФ).  

      Включение водных объектов в состав водного  фонда и исключение из него проводятся в порядке, установленном водным законодательством.

      В силу недвижимости земли правовой режим  водных объектов, урегулированный водным законодательством, тесно переплетен с правовым режимом земель, на которых  расположены эти водные объекты, отчего данная специфика и повлекла за собой выделение земель водного фонда в самостоятельную категорию.

      Правовой  режим земель водного фонда имеет  специфическую особенность, обусловленную  тем, что их основным хозяйственным  назначением является обслуживание деятельности вод.

      Помимо водопокрытых, в категорию земель водного фонда входят приводоемные земельные участки: береговые полосы вдоль внутренних водных путей: полосы отвода каналов и водоемов; прилегающие к водоемам земельные участки, занятые гидротехническими и другими водохо-зяйственными сооружениями и устройствами и т. п.*  

*См.: Положение  о водоохранных зонах водных  объектов и их прибрежных защитных  полосах, утвержденное постановлением  Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. № 1404 // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5567.   

      Последняя группа земель выполняет обслуживающую по отношению к водоемам роль и зависит от них подобно тому, как в гражданско-правовом отношении «главная вещь — принадлежность», принадлежность следует судьбе главной вещи.

      В связи с тем, что водоемы играют разнообразную роль в жизни человека и общества, использование их может быть урегулировано многоаспектно: в качестве источника получения питьевой воды; в качестве рыбо-хозяйственного водоема; в качестве водоема для купания людей; в качестве судоходного водоема; в качестве средства лесосплава и т. п.

      В силу этого на землях водного фонда  может действовать сводный правовой режим, предусмотренный различными нормативно-правовыми актами: положениями  об охране рыбных запасов; уставами о  внутреннем водном транспорте; законом об охране и использовании животного мира; законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и др.

      Анализируя  этот конгломерат нормативно-правовых актов, можно сделать вывод о  том, что земли водного фонда  имеют правовой режим, обусловленный  правовым режимом располагаемых на них водных объектов:

      1) целевым назначением водоемов. Так,  если водоем используется для  получения вод питьевого назначения, то вокруг него устанавливаются  соответствующие округа санитарной  охраны; если он используется  в качестве рыбохозяйственного, то на прибрежных полосах его действует правовой режим охраны рыбных запасов, ограничения хозяйственной деятельности, оказывающей отрицательное влияние на состояние рыбных запасов; если водоем решено использовать в качестве места для купания, то вводятся определенные ограничения на деятельность хозяйственных предприятий, сбрасывающих сточные воды в этот водоем, и т. п.;

      2) экологической обстановкой, сложившейся  в месте нахождения его. Так,  если данная местность оказалась  объявленной зоной чрезвычайной экологической ситуации или зоной экологического бедствия, то могут быть ограничены и даже прекращены все виды природопользования, в том числе использование данного водоема.(ст. 58, 59 Закона РФ об охране окружающей природной среды);

      3) правовым статусом субъектов землепользования. Так, забор воды сельскохозяйственным предприятием, использующим водный объект для питьевых нужд в порядке централизованного водоснабжения, производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами водозаборных сооружений и лицензиями на водопользование.

      Перечисленное присуще общему правовому режиму земель водного фонда. Однако наряду с общим действует специальный  правовой режим, обусловленный особым целевым назначением конкретно  выделенной в пользование земли водного фонда или конкретно выделенного водоема.

      Например, предоставление водоема для нужд сельского хозяйства порождает  обязанности предотвратить попадание  воды в мелиоративные системы  из источников водозабора и создавать  благоприятный режим почвенной влаги; при использовании водоема для нужд энергетики предприятия, эксплуатирующие на водоемах гидротехнические сооружения, обязаны обеспечить режим наполнения и сработки водохранилищ, установленный с учетом всех водопользователей, находящихся в зоне влияния водохранилищ; при предоставлении водоема преимущественно для рыбохо-зяйственной деятельности права других водопользователей, кроме питьевого водоснабжения, могут быть ограничены в интересах рыбногохозяйства.

      Кроме того, специальный правовой режим земель водного фонда обусловлен естественным взаимодействием природных объектов, накладывающим отпечаток на правовое регулирование данной категории земель.

      Так, естественная подпитка и охрана водоемов осуществляется через водоохранные леса, а поэтому режим хозяйственной деятельности в лесах водоохранных зон направлен на сохранение природных свойств водных объектов. Иначе говоря, использование земель водного фонда осуществляется в комплексе через водопользование и лесопользование.

      В отличие от иных природных объектов водоемы далеко не всегда могут использоваться в локальном порядке. Некоторые водные объекты (особенно реки) могут располагаться в пределах нескольких субъектов Федерации. Однако реки, по общему правилу, представляют собой и физико-географическое, и хозяйственное единство. Использование водного объекта в одном месте (например, использование реки в ее верховье) может существенно отразиться на ее состоянии в целом. Поэтому в использовании водоемов традиционно сложился бассейновый принцип регулирования водных отношений. Например, структурными подразделениями

      Министерства  природных ресурсов РФ являются бассейновые  водохозяй-ственные управления и территориальные  органы управления водным хозяйством.

      Собственники, владельцы и пользователи земельных  участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц.

      Пользователи  земельными участками, примыкающими к  поверхностным водным объектам, не должны препятствовать использованию и их берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ (ст. 12 ВК РФ).

      На  подзаконном уровне принят ряд нормативных  актов, которые также определяют порядок использования земель водного фонда. К ним можно отнести Постановление Правительства РФ «О порядке разработки, согласования, государственной экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов» от 13 сентября 1996 г.* «О ведении государственного водного кадастра РФ» от 29 ноября 1996 г.,** а также утвержденные постановлениями Правительства «Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных Полосах» от 23 ноября 1996 г.;*** Положение о ведении государственного мониторинга водных объектов» от 14 марта 1997 г.**** и ряд других.  

*СЗ  РФ 1996. № 39. Ст. 4564.

**СЗ  РФ. 1996. № 49. Ст. 5566.

***СЗ  РФ. 1996. №49. Ст. 5567

****СЗРФ. 1997. № 12. Ст. 1443.  

      Поскольку земли водного фонда представляют собой один из элементов системы воды, являются базисом поверхностных водных объектов и участвуют в природном функционировании, все экосистемы земли, занимаемые водными объектами, как правило, являются государственной собственностью.

      Согласно  Водному кодексу, все водные объекты, а также обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), не находящиеся в муниципальной собственности, в собственности граждан и юридических лиц, являются государственной собственностью. Причем государственная собственность на водные объекты делится на федеральную собственность и собственность субъектов РФ. В федеральной собственности находятся:

      поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях  двух иди более субъектов РФ;

      подземные водные объекты, расположенные на территориях двух или более субъектов РФ;

      водные  объекты, располагающиеся на территориях  нескольких субъектов либо,одного, но этот объект необходим для обеспечения  реализации государственных потребностей, отнесенных к полномочиям Российской Федерации;

      водные  объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

      трансграничные  водные объекты;

      внутренние  морские воды;

      территориальное море РФ;

      иные  водные объекты, являющиеся особо охраняемыми  территориями федерального значения, территории курортов федерального значения и другие.

      Для признания конкретного водного  объекта федеральной собственностью необходимо решение Правительства  РФ, согласованное с органами государственной  власти субъекта (субъектов) Федерации, если данный объект проходит по его (их) территории. Некоторые ученые считают, что установление национальным законодательством права собственности на морские пространства (внутренние воды и территориальное море) даже в пределах государственной территории юридически не безупречно. Так, Вылегжанин считает, что это не соответствует международному праву, которое предусматривает не право собственности прибрежного государства, а его суверенитет над территориальным морем.* При этом должно обеспечиваться право мирного прохода иностранных судов. Второй его аргумент состоит в том, что у государства нет возможности распорядиться территориальным морем, так как отчуждение его или его части, скажем, частному лицу было бы международным правонарушением. По его мнению, право собственности не может существовать без правомочия распоряжения. В результате он приходит к выводу, что морские пространства следует считать общим наследием человечества, не принадлежащим на праве собственности какому-либо одному государству.  

*Вылегжанин  А.Н. К характеристике правового режима морских природных ресурсов России // Государство и право. 1997. № 7. С. 54.  

      К собственности субъектов РФ Водный кодекс относит водные объекты, полностью  расположенные на территории этих субъектов  и не отнесенные к федеральной  собственности. Для признания определенного  объекта собственностью субъекта РФ необходимо решение органа исполнительной власти соответствующего субъекта, согласованное с федеральными органами государственной власти. Как видно, ВК достаточно четко отграничил собственность Федерации от собственности субъектов (в отличие от Закона «О недрах»), что относится к числу несомненных достоинств этого документа.

      В муниципальной собственности могут  находиться любые по площади обособленные водные объекты, принадлежащие на праве  собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным  образованиям, необходимые для муниципальных нужд.

      В собственности граждан и юридических  лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) — небольшие по площади и непроточные  искусственные водоемы, не имевшие  гидравлической связи с другими  поверхностными водными объектами. Следует отметить, что данные водоемы не входят в состав водного фонда, так как являются искусственными, а не естественными (ст. 40 ВКПФ).

Информация о работе Понятия, структура и виды экологических правоотношений