Понятие правовой охраны лесов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:42, реферат

Описание работы

Проблема охраны лесов волнует не только Россию. Это проблема всего мира. На международной конференции в Рио-де Жанейро участники конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию приняли Заявление о принципах в отношении лесов. "Оно рассматривается как первое глобальное соглашение по лесам, в котором учитываются потребности защиты лесов в качестве окружающей и культурной среды и потребности использования деревьев и другой растительности для целей экономического развития.

Работа содержит 1 файл

правовая охрана лесов.docx

— 44.37 Кб (Скачать)

Введение

 

Лес является возобновляемым ресурсом. Однако, площади лесов на территории России постоянно сокращаются вот уже 500 лет, и, безусловно, наиболее резко - в ХХ в.. Земля уже потеряла половину своего лесного массива. Скорость потребления лесов превысила скорость их воспроизводства. Изначальная площадь лесов сократилась из-за опустынивания, сведения лесов, перевода их в сельскохозяйственные угодия, застройки лесных территорий  и т.д. Стало очевидно, что лес хотя и является хоть и возобновляемым,  но и исчерпаемым ресурсом, что вынуждает человечество задуматься о более рациональном использовании лесов. Именно поэтому общество должно ставить на первый план вопросы сохранения окружающей среды и биоразнообразия.

Общая площадь покрытых лесом земель в Российской Федерации составляет около 1,18 млрд. га, в том числе земель лесного фонда – 1,14 млрд. га. Они играют огромную роль в экономике и являются самым значимым природным ресурсом, способным обеспечить экономическое процветание и благосостояние населения.

2010 год показал, что  одной из проблем исчезновения лесов является не только потребление ну и природные явления. В связи небывалой жарой возникло 32 тысячи лесных пожаров, которыми пройдено 2,1 млн. га. От верховых пожаров погибло 193, 2 тыс. га лесов. Не все регионы смогли справиться с огненной стихией.

Еще одной из проблем, наносящей  ущерб биологическому разнообразию, считается незаконная рубка ценных пород деревьев и в ценных лесах. Объем нелегальных заготовок в нашей стране составляет от 5 до 25 % всего лесопользования.1

 Многие существующие  проблемы в области охраны  лесов связаны не столько с  нерадивостью конкретных органов  управления лесами или чиновников, сколько с проблемами лесного  и смежного законодательства.

Проблема охраны лесов волнует не только Россию. Это проблема всего мира. На международной  конференции в Рио-де Жанейро участники конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию приняли Заявление о принципах в отношении лесов. "Оно рассматривается как первое глобальное соглашение по лесам, в котором учитываются потребности защиты лесов в качестве окружающей и культурной среды и потребности использования деревьев и другой растительности для целей экономического развития.

Специальной резолюцией, принятой Генеральной Ассамблеей Организацией Объединенных Наций, 2011 год объявлен Международным годом лесов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие правовой охраны лесов 

Все леса Российской Федерации  находятся в федеральной собственности  и произрастают на землях лесного  фонда.

Правовой основой лесного законодательства является Лесной кодекс РФ, закон о водоохранных зонах, закон о животном мире и другие, четко регулирующие взаимоотношения человека и природы. Однако, Лесной кодекс РФ не является законом прямого действия и в связи с этим на его основе разрабатываются другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. «Для его практической работы потребовалось разработать около 70 различных подзаконных актов, многие из которых требуют дальнейшего совершенствования».2

Основные принципы лесного  законодательства изложены в ст.1 Лесного  кодекса РФ. Одним из определяющих принципов правового регулирования использования и охраны лесов является обеспечение оптимального уровня состояния лесов, их наиболее рациональное комбинированное использование в неразрывной связи с охраной и защитой лесов, сохранением и умножением их полезных функций.

Охрана лесов – задача  актуальная  и  в  нынешних  условиях архиважная. В Лесном кодексе больше половины или около половины содержащихся норм являются природоохранными и предусматривают       рациональное и  бережное использование природных ресурсов. Кодексом предусмотрена ответственность за нарушение лесного законодательства.

Несмотря на объемность охранительных норм, на первый план вышли договорные и  арендные  отношения при  использовании лесов  –  аренда лесных  участков, их купля-продажа,  перевод  земель  из  категории  лесных  в  нелесные  с  последующим  их переводом  в земли, например, населенных  пунктов.

Объектом правового регулирования  Кодекса и смежного законодательства, а также управления и использования  — это леса России.3

Для наиболее полного и  глубокого раскрытия понятия  правовой охраны лесов, вначале нужно  дать определение и самого понятия  леса, раскрыть его аспекты в юридическом  значении.

Нормативного определения  леса в законодательстве в настоящее   время не содержится. Согласно ст.5 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Первый термин является более общим   по отношению   ко   всем  другим,  однако тогда   непонятно, при каких условиях некая совокупность растений становится лесом.

Кроме того, такая точка  зрения подтверждается и Стандартом   отрасли ОСТ   56-108-98   «Лесоводство. Термины   и определения»       (утвержден  приказом Рослесхоза России   от 03.12.1998   № 203).   В данном     стандарте   устанавливаются термины и определения в области лесоводства,   обязательные для   применения во всех видах  документации   и   литературы,   входящих       в   сферу   действия   стандартизации   или       использующих   результаты   этой  деятельности. Этот    стандарт     на  сегодняшний       день   содержит      единственное легальное  определение леса. (п. 3.1.3).4

"Лес - целостная совокупность  лесных древесных и иных растений, земли, животных, микроорганизмов  и других природных компонентов,  находящихся во взаимосвязи с  внутренней и с внешней средой". 5

Задачи и цели лесного  законодательства сформулированы в  ст. 2 ЛК РФ. Лесное законодательство направлено на обеспечение рационального и  неистощимого использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения их экологического и ресурсного потенциала, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования.

Лесохозяйственные мероприятия  и пользование лесным фондом должны осуществляться методами, не наносящими вреда окружающей природной среде, природным ресурсам и здоровью человека.

Правовая охрана лесов - это  система предусмотренных законом  мер, направленных на организацию рационального  использования, воспроизводства лесов, их охрану от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами), истощения и уничтожения, защиту от пожаров, вредителей и болезней.

Правовое регулирование  лесопользования, ведения лесного  хозяйства основано на ряде, принципиальных положений, отражающих специфику леса как: возобновляемого природного объекта, его экологическую роль. Речь идет о структуре лесного фонда, о классификации лесов.

Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением  земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда  и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством  о градостроительной деятельности.

Лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные   отношения,   связанные   с   оборотом   лесных участков   и   лесных   насаждений,  регулируются гражданским законодательством,   а   также   ЗК,   если       иное   не   установлено Лесным   кодексом   и другими   федеральными законами. Отношения в области   использования,  охраны, защиты и воспроизводства иной растительности помимо   лесного   законодательства регулируются гражданским, земельным и водным   законодательством РФ .

Лесные участки в составе  земель лесного фонда находятся  в федеральной собственности.

В соответствии со ст. 15 ЛК РФ и в зависимости от природно-климатических  условий определены 8 лесорастительных зон, в которых расположены леса с относительно однородными лесорастительными  признаками (лесорастительное районирование). Цель районирования — дать естественно-историческую основу для региональной системы лесохозяйственных мероприятий. Приказ Минсельхоза РФ от 04.02.2009 N 37

"Об утверждении перечня  лесорастительных зон и лесных  районов Российской Федерации"  утверждены 8 лесорастительных зон.

Итак, к лесному фонду  относятся:

  • лесные земли, покрытые лесом и не покрытые лесом, но предназначенные для его восстановления (вырубки, гари, прогалины, пустыри и др.);
  • нелесные земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (просеки, дороги и др.), а также земли, расположенные в границах лесного фонда (болота, пески и др.).

Лесное законодательство регламентирует порядок охраны лесов, их разделение по целевому назначению в зависимости от выполняемых  экологических, почвозащитных, лечебно-оздоровительных  и иных функций, связывая с этим право  пользования лесами и устанавливая ограничения на пользование лесом.

Согласно ст.10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного  фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

К защитным лесам относятся  леса, которые подлежат освоению в  целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

С учетом особенностей правового  режима защитных лесов определяются следующие категории указанных  лесов:

1) леса, расположенные на  особо охраняемых природных территориях;

2) леса, расположенные в  водоохранных зонах;

3) леса, выполняющие функции  защиты природных и иных объектов: леса, расположенные в первом  и втором поясах зон санитарной  охраны источников питьевого  и хозяйственно-бытового водоснабжения;  защитные полосы лесов, расположенные  вдоль железнодорожных путей  общего пользования, федеральных  автомобильных дорог общего пользования,  автомобильных дорог общего пользования,  находящихся в собственности  субъектов Российской Федерации;  зеленые зоны, лесопарки; городские леса; леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

4) ценные леса: государственные  защитные лесные полосы; противоэрозионные  леса; леса, расположенные в пустынных,  полупустынных, лесостепных, лесотундровых  зонах, степях, горах; леса, имеющие  научное или историческое значение; орехово-промысловые зоны; лесные  плодовые насаждения; ленточные  боры; запретные полосы лесов,  расположенные вдоль водных объектов; нерестоохранные полосы лесов.

В защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах могут  быть выделены особо защитные участки  лесов: берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; постоянные лесосеменные участки; заповедные лесные участки; участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; другие особо защитные участки лесов.

В защитных лесах и на особо защитных участках лесов установлен особо строгий режим лесопользования. В них запрещается осуществление  деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными  функциями.

К эксплуатационным лесам  относятся леса, которые подлежат освоению в целях предусмотренного устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины  и других лесных ресурсов, продуктов  их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

В них допускаются все  виды лесопользования: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты; ведение сельского хозяйства; научно-исследовательской, образовательной, рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; и иные виды, определенные в соответствии Лесным кодексом РФ.

К резервным лесам относятся  леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины. В таких  лесах осуществляются авиационные  работы по охране и защите лесов.

При этом допускается их использование без проведения рубок  лесных насаждений, за исключением  случаев проведения рубок при  выполнении работ по геологическому изучению недр и заготовке гражданами древесины для собственных нужд.

Механизм правовой охраны лесов

 

Государственное управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов  осуществляется непосредственно Правительством Российской Федерации или уполномоченными  им органами исполнительной власти; на территориях субъектов Российской Федерации — соответственно органами исполнительной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов  или территориальными органами Федерального органа управления лесным хозяйством — Федерального агентства лесного  хозяйства.6

Информация о работе Понятие правовой охраны лесов