Понятие и виды права недропользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:21, контрольная работа

Описание работы

Участниками горных правоотношений могут стать и лица, не являющиеся недропользователями. Так, граждане, выявившие признаки месторождения полезного ископаемого, редкого геологического обнажения, минералогического, палеонтологического образования, представляющего научную или культурную ценность, на ранее неизвестном участке недр, вправе его зарегистрировать и получить поощрительное вознаграждение. Если открытое месторождение имеет промышленную ценность, то лицо имеет право на государственное денежное вознаграждение (ст. 34 Закона РФ «О недрах»).

Содержание

Задание 1………………………………………………………………………………………………..3

понятие и виды права недропользования………………………………………………………4
основания и порядок возникновения права недропользования……………………………....9
основания и порядок прекращения права недропользования…………………………….....13
оборот прав пользования участками недр

Задание 2…………………………………………………………………………………………...….16

Задание 3………………………………………………………………………………………………22

Список использованных источников………………………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

kontolnaya_po_ekolog_pravu.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

Не признаются владельцами источников повышенной опасности лица, управляющие ими в силу трудовых или иных договорных отношений (машинист электропоезда, водитель автомобиля, тракторист, работающие по найму в соответствующих организациях), заключенных с владельцем данного источника 

 
Наибольшую потенциальную опасность для окружающей природной среды представляют такие виды источников повышенной опасности, как транспортные средства, станки и оборудование предприятий химической и целлюлозно-бумажной промышленности, металлургической промышленности, особенно предприятий, перерабатывающих цветные металлы, объекты нефтегазового комплекса, предприятия, деятельность которых связана с использованием химических, биологических и радиоактивных веществ и материалов, обладающих свойствами и признаками источников повышенной опасности.

 
В данном случае используются следующие принципы возмещения вреда, причиненного природной среде:

- всеобщая обязанность причинителя возместить причиненный вред (независимо от привлечения к иным видам юридической ответственности). Формы возмещения вреда могут быть разнообразными. Они могут устанавливаться сторонами при заключении договоров и предусматривать особенности возмещения причиненного ущерба ввиду особенностей реализации договоров по природопользованию (пени, неустойки и др.) либо предусматривать ограниченную, полную, повышенную материальную ответственность (при трудовых отношениях причинителя вреда)

 

- принцип полного возмещения причиненного вреда предполагает взыскание реального ущерба (ст. 126 Основ гражданского законодательства) и упущенной выгоды. Экологический вред подсчитывается с учетом реального ущерба и упущенной выгоды в объеме неполученного дохода. Этот неполученный доход должен быть обусловлен именно действием экологического вреда, связанного с конкретным фактом его наступления, продолжающегося во времени и пространстве;

 
Были ли они соблюдены? Дайте оценку позиции суда.

 

Следующие принципы возмещения вреда, причиненного природной среде, были соблюдены в полной мере.

 

- всеобщая обязанность причинителя возместить причиненный вред (независимо от привлечения к иным видам юридической ответственности). Формы возмещения вреда могут быть разнообразными. Они могут устанавливаться сторонами при заключении договоров и предусматривать особенности возмещения причиненного ущерба ввиду особенностей реализации договоров по природопользованию (пени, неустойки и др.) либо предусматривать ограниченную, полную, повышенную материальную ответственность (при трудовых отношениях причинителя вреда)

 

- принцип полного возмещения причиненного вреда предполагает взыскание реального ущерба (ст. 126 Основ гражданского законодательства) и упущенной выгоды. Экологический вред подсчитывается с учетом реального ущерба и упущенной выгоды в объеме неполученного дохода. Этот неполученный доход должен быть обусловлен именно действием экологического вреда, связанного с конкретным фактом его наступления, продолжающегося во времени и пространстве;

 

В виде санкций за экологические  преступления применяются штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности, исправительные работы, арест, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок и др.

Административная ответственность  установлена за виновные противоправные деяния, нарушающие установленный экологический правопорядок и предусмотренные нормами административного законодательства. Административные правонарушения установлены Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 46-48(1) и главой 7 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры» (ст. 50-86), а также некоторыми актами экологического законодательства (законами «Об охране окружающей природной среды», «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях», Земельным кодексом РФ и др.).

Субъектами ее являются граждане и  должностные лица. Законом «Об охране окружающей среды: федеральный закон от 10 января 2002 г.» ст. 75 предусмотрено, виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды  устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Большая часть рассматриваемых  административных проступков представляет собой нарушение правил рационального использования и охраны природных ресурсов, включая их нецелевое использование, а также нарушение права государственной собственности на природные ресурсы - незаконные сделки с природными объектами, самовольное пользование ими, самовольную переуступку права природопользования. Сюда относятся также порча, повреждение и уничтожение природных объектов.

Административная ответственность  применяется специально уполномоченными органами государственного экологического управления: охотничьей инспекцией, службой лесной охраны, рыбоохраной, санитарно-эпидемиологической службой, органами охраны водных ресурсов, Госгортехнадзора, Госкомэкологии и др. (ст. 211, 212, 216, 219, 222 Кодекса об административных правонарушениях), а также иными органами и должностными лицами, предусмотренными законодательством (административными комиссиями местных органов власти, должностными лицами по охране территорий государственных заповедников и национальных парков и т. д.).

Мерами административных взысканий  служат предупреждение, штраф, конфискация  орудий совершения правонарушения, лишение  специальных прав (например, права охоты).

Ряд противоправных деяний в области  природопользования и охраны окружающей среды может повлечь наступление как уголовной, так и административной ответственности. Отграничение экологических преступлений от экологических проступков происходит по признакам, установленным в законе: повторности совершения противоправного деяния, причинению крупного ущерба или существенного вреда и др. Так, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 ноября 1998 г. № 14 разграничение уголовно наказуемой незаконной охоты, незаконной добычи водных животных и растений и соответствующих административных проступков следует производить по признакам наличия крупного ущерба, применения транспортного средства, взрывчатых веществ и иных способов массового уничтожения животных, по обстоятельствам места совершения деяния (на территории заповедника, заказника, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации и т. д.), и другим признакам, а разграничение подобных деяний в случае незаконной порубки деревьев и кустарников - по предмету и последствиям правонарушения (п. 13).

Гражданско-правовая ответственность  за экологические правонарушения предусматривается Гражданским кодексом РФ и другими нормативными актами.

Она применяется судом общей  юрисдикции или арбитражным судом  и наступает независимо от привлечения  к другим видам ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной) по фактам причинения вреда окружающей природной среде или совершения незаконных сделок с природными ресурсами.

Субъектами гражданско-правовой ответственности  являются граждане и юридические  лица.

Согласно ст. 77 Закона «Об охране окружающей природной среды» граждане и юридические лица, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, организаций, государства загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством. Это положение конкретизируется в нормах законов, регламентирующих правовой режим отдельных видов природных ресурсов (ст. 51 Закона РФ «О недрах», ст. 111 Лесного кодекса РФ, ст. 131 Водного кодекса РФ, ст. 36 Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях», ст. 56 Федерального Закона «О животном мире», ст. 32 Федерального Закона «Об охране атмосферного воздуха», ст. 126 Земельного кодекса РФ).

Как известно, ущерб по нормам гражданского права подлежит возмещению в натуре либо в виде взыскания убытков. Однако возмещение экологического вреда обладает значительной спецификой. Особенность такого вреда состоит в его невосполнимости на основе денежного эквивалента и, как правило, необратимости наступивших вредных последствий. Этим обусловлены формы возмещения вреда, нанесенного природе, которое возможно лишь условно: в виде взыскания расходов на восстановление качества окружающей природной среды, проведение мероприятий по ее охране (очистка вод от загрязнения, воспроизводство диких животных и др.). Возмещение в натуре может быть произведено чрезвычайно редко (например, рекультивация земель с помощью специально снятого и хранимого плодородного слоя почвы), к тому же оно обычно требует длительного времени (к примеру, лесовосстановительные работы). Отдельные виды вреда вообще могут быть необратимыми (например, истребление редких животных, уничтожение памятников природы, истощение запасов полезных ископаемых и др.).

Отсутствие денежного эквивалента  экологического вреда обусловливает  и порядок определения размеров взыскания убытков - по так называемым таксам (условным денежным единицам возмещения вреда отдельным природным объектам - лесам, животному миру и др.) или методикам исчисления ущерба, предусмотренным специальными нормативными актами (например, в сфере охраны вод, атмосферного воздуха, недр). Они включают стоимость затрат государства на охрану соответствующих природных объектов, а также определенную денежную сумму в качестве наказания за экологическое правонарушение.

При отсутствии указанных такс или  специальных методик исчисления вреда убытки определяются в соответствии с общими положениями гражданского законодательства по стоимости фактических затрат на восстановление нарушенного состояния природной среды (работ по очистке и восстановлению природных объектов, приведению их в пригодное для использования состояние и др.) с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (к примеру, компенсаций за погибший сельскохозяйственный урожай и т. д.).

 

На основании выше сказанного можно  сделать вывод, что утверждение  мирового соглашения, считая, что его условия не противоречат закону и не ущемляют ничьих прав, не справедливо. Так как, нарушается принцип полного возмещения причиненного вреда, который предполагает взыскание реального ущерба (ст. 126 Основ гражданского законодательства) и упущенной выгоды. Экологический вред подсчитывается с учетом реального ущерба и упущенной выгоды в объеме неполученного дохода. Этот неполученный доход должен быть обусловлен именно действием экологического вреда, связанного с конкретным фактом его наступления, продолжающегося во времени и пространстве.

 

 

- принцип полного возмещения  причиненного вреда предполагает  взыскание реального ущерба (ст. 126 Основ гражданского законодательства) и упущенной выгоды. Экологический  вред подсчитывается с учетом  реального ущерба и упущенной выгоды в объеме неполученного дохода. Этот неполученный доход должен быть обусловлен именно действием экологического вреда, связанного с конкретным фактом его наступления, продолжающегося во времени и пространстве;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

Конституция Российской Федерации: Принята  всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М.: Юрайт, 2001. - 45 с. 

Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть 2) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ.- 2000.- № 32.- Ст. 3340.

Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая, вторая): Федеральный Закон от 30.11.1994 г. 51-ФЗ. - М.: Элит, 2003. - 578 с., Федеральный Закон от 1.03.1994 г. 14-ФЗ. - М.: Элит, 2003. - 349 с. 

Водный кодекс Российской Федерации  от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // СЗ РФ.- 2006.- № 23.- Ст. 2381.

Федеральный закон «О введении  в действие Водного кодекса РФ»  от 3 июня 2006 г. № 73-ФЗ // СЗ РФ.- 2006.- № 23.- Ст. 2380.

Лесной кодекс Российской Федерации: федеральный закон  от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ. // СЗ РФ. -2006.- № 50.- Ст. 5278.

Федеральный закон «О введении  в действие Лесного кодекса РФ»  от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ. // СЗ РФ. -2006.- № 50.- Ст. 5279.

Земельный кодекс Российской Федерации: федеральный закон    от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // СЗ РФ.- 2001.- № 44.- Ст. 4147

О недрах: закон Российской Федерации  от 21 февраля 1992 г. №2395-1 // СЗ РФ. - 1995.- № 10.- Ст. 823.

Об охране окружающей среды: федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // СЗ РФ. - 2002.- № 2.- Ст. 133.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды: утв.  постановлением  Правительства  РФ от  28 августа 1992 г. № 632 // САПП РФ.- 1992.- №10.- Ст.726.

Постановление Правительства РФ «О нормативах платы за выбросы в атомосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» от 12 июня 2003 г. № 344 // СЗ РФ. - 2003, N 25. Ст. 2528.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 ноября 1998 г. № 14

Постановление Пленума ВАС РФ от 26 июля 2007 г. N 45 «О некоторых вопросах, возникающих  при применении арбитражными судами положений главы 25.1 налогового кодекса российской федерации в части взыскания сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов» // СПС «КонсультантПлюс»

Информация о работе Понятие и виды права недропользования