Понятие и виды права недропользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:21, контрольная работа

Описание работы

Участниками горных правоотношений могут стать и лица, не являющиеся недропользователями. Так, граждане, выявившие признаки месторождения полезного ископаемого, редкого геологического обнажения, минералогического, палеонтологического образования, представляющего научную или культурную ценность, на ранее неизвестном участке недр, вправе его зарегистрировать и получить поощрительное вознаграждение. Если открытое месторождение имеет промышленную ценность, то лицо имеет право на государственное денежное вознаграждение (ст. 34 Закона РФ «О недрах»).

Содержание

Задание 1………………………………………………………………………………………………..3

понятие и виды права недропользования………………………………………………………4
основания и порядок возникновения права недропользования……………………………....9
основания и порядок прекращения права недропользования…………………………….....13
оборот прав пользования участками недр

Задание 2…………………………………………………………………………………………...….16

Задание 3………………………………………………………………………………………………22

Список использованных источников………………………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

kontolnaya_po_ekolog_pravu.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

При загрязнении окружающей природной  среды в результате аварии по вине природопользователя плата взимается  как за сверхлимитное загрязнение.

Плата за загрязнение окружающей природной  среды в размерах, не превышающих  установленные природопользователю  предельно допустимые нормативы  выбросов и сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов  определяется путем умножения соответствующих дифференцированных ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за загрязнение окружающей природной  среды в пределах установленных  лимитов определяется путем умножения  соответствующих дифференцированных ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за сверхлимитное загрязнение  окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих дифференцированных ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

В случае отсутствия у природопользователя  оформленного в установленном порядке  разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

 

Порядок расчета платы  за размещение отходов. Плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Плата за размещение отходов подразделяется на:

  • плату в пределах установленных лимитов размещения отходов;
  • плату за сверхлимитные объемы размещения отходов (то есть за неиспользуемые отходы, образующиеся сверх нормативов отходов, установленных нормами расхода сырья и материалов на производство продукции, объемы образования некондиционной продукции, не предусмотренные технологическими регламентами и нормативами, а также объемы размещения отходов без оформленного в установленном порядке разрешения).

Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления установлены Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 года N 344 (приложение 5.6) и применяются с использованием коэффициента экологической ситуации региона (приложение 5.1).

Нормативы платы за сверхлимитное  размещение отходов определяются путем  умножения соответствующих нормативов платы за размещение 1 тонны отходов  в пределах установленных лимитов размещения отходов на пятикратный повышающий коэффициент.

Класс токсичности отходов определяется в соответствии с Критериями отнесения  опасных отходов к классу опасности  для окружающей природной среды, утвержденными Приказом МПР  России от 15.06.2001 N 511.

Организации, осуществляющие сбор и  транспортировку отходов потребления (ТБО), могут принимать на себя экономическую  ответственность по перечислению платежей за размещение транспортируемых отходов  за счет средств, получаемых от организаций (предприятий), на которых эти отходы образуются. При заключении договоров на сбор, транспортировку или размещение отходов необходимо четко оговаривать, какая из сторон является ответственной за внесение платежей за размещение отходов.

Арендуемая территория входит в понятие "территория, принадлежащая природопользователю" и при платежах за размещение отходов применяется коэффициент 0,3. Коэффициент 0,3 при размещении отходов на территориях, принадлежащих природопользователям, учитывает их затраты на создание необходимых условий размещения и хранения отходов.

К полигонам ТБО (свалкам), в лице эксплуатирующих организаций, относится  понятие "природопользователь" с  позиции их воздействия на окружающую среду. С точки зрения внесения платежей за размещение отходов они не являются "природопользователем" и не облагаются указанной платой.

Размер платы за размещение отходов  в пределах установленных природопользователю  лимитов определяется путем умножения  соответствующих ставок платы с  учетом класса опасности размещаемого отхода на его массу и суммирования полученных произведений.

 

Полигон является природоохранным  сооружением для централизованного  сбора, обезвреживания, захоронения (хранения) токсичных и нетоксичных отходов, захоронения твердых отходов  потребления, обеспечивающим защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению болезнетворных микроорганизмов и др.

Санкционированные свалки вводятся в  действие распоряжениями органов исполнительной власти на территориях, предназначенных для размещения промышленных отходов и отходов потребления, но не обустроены и являются временными, подлежащими закрытию или обустройству .

При размещении токсичных отходов  на специализированных по их обезвреживанию, захоронению и хранению полигонах, плата с природопользователей за размещение не взимается при осуществлении страхования размещаемых отходов в установленном порядке.

Размер платы за размещение отходов  на неотведенной для этой цели территории (несанкционированная свалка) определяется путем умножения соответствующих ставок платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов на количество размещаемых отходов и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Нарушение правил хранения удобрений, ядохимикатов, перенасыщение ими полей следует рассматривать, как размещение отходов с нарушением правил хранения и размер платы определяется, как размещение отходов на несанкционированных свалках. Объем размещаемых отходов в этих случаях определяется расчетно или инструментальным замером с момента возникновения нарушения до его ликвидации.

Общая плата за размещение отходов  определяется по формуле:

В общем случае размер платы за негативное воздействие на окружающую среду равен:

Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах установленных нормативов (лимитов для отходов) осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за их превышение — за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. Если указанные платежи равны или превышают размер прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, то специально уполномоченными государственными органами рассматривается вопрос о приостановке или прекращении деятельности соответствующего предприятия, учреждения, организации.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду подлежат зачислению в полной сумме на счета органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, открытые на балансовом счете № 40101 «Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» по коду бюджетной классификации 1050600 «плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов», определенному федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в редакции от 6 мая 2003 года) и в соответствии с приказом Минфина России от 29 декабря 2000 года № 420. В 2003 году плата за негативное воздействие на окружающую среду направлялась в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в соотношении 19 и 81 процентов, соответственно. В 2004 году это соотношение, определенное федеральным законом о бюджете Российской Федерации на 2004 год, составило 20 и 80 процентов, соответственно.

 

Задание 3.

Управление охотничьего хозяйства  обратилось в суд с иском к гражданину С. о взыскании ущерба, причиненного незаконной охотой,  в размере 12100 руб. В суде стороны заявили ходатайство об утверждении мирового соглашения на следующих условиях: представитель охотуправления отказывается от иска, а С. обязуется в срок 3 месяца реализовать принадлежащий ему снегоход «Буран» не менее чем за 8000 руб. и перечислить вырученные деньги на расчетный счет истца.  Суд утвердил мировое соглашение, считая, что его условия не противоречат закону и не ущемляют ничьих прав.

Каковы принципы возмещения вреда, причиненного природной среде?

Были ли они соблюдены? Дайте оценку позиции суда.

 

Каковы принципы возмещения вреда, причиненного природной  среде?

Экологический вред - любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения экологических требований, и связанное с ним любое умаление охраняемого законом материального и нематериального блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц. Составными частями экологического вреда являются ущерб, упущенная выгода и моральный вред.

Экологический ущерб проявляется, прежде всего, в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем. Вследствие данных нарушений может быть причинен ущерб здоровью и имуществу граждан и юридических лиц.

Экологический ущерб часто связан с упущением выгоды, неполучением природопользователем доходов, которые он мог получить при обычных условиях. Моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях. В экологическом праве, например, уничтожение зеленых насаждений в городах может рассматриваться как фактор причинения морального вреда, что соответственно должно служить основанием для его возмещения. В суд могут предъявляться иски на основании нарушения права на благоприятную окружающую среду. 

 
Отношения по возмещению вреда, причиненного в результате экологического правонарушения, основаны на принципах гражданско-правовой ответственности, хотя эти отношения и не носят чисто имущественного характера.

 

Среди этих принципов для экологии имеют значение следующие: 

 
- всеобщая обязанность причинителя возместить причиненный вред (независимо от привлечения к иным видам юридической ответственности). Формы возмещения вреда могут быть разнообразными. Они могут устанавливаться сторонами при заключении договоров и предусматривать особенности возмещения причиненного ущерба ввиду особенностей реализации договоров по природопользованию (пени, неустойки и др.) либо предусматривать ограниченную, полную, повышенную материальную ответственность (при трудовых отношениях причинителя вреда)

 

- принцип полного возмещения причиненного вреда предполагает взыскание реального ущерба (ст. 126 Основ гражданского законодательства) и упущенной выгоды. Экологический вред подсчитывается с учетом реального ущерба и упущенной выгоды в объеме неполученного дохода. Этот неполученный доход должен быть обусловлен именно действием экологического вреда, связанного с конкретным фактом его наступления, продолжающегося во времени и пространстве; 

 
- принцип ответственности юридических лиц и граждан за вред, причиненный их работниками (ст. 1068 ГК РФ). Указанный принцип вытекает из общеправового принципа неотвратимости ответственности за причиненный вред (ст. 1064 ГК), обеспечивающего надежные гарантии для взыскания вреда, особенно с причинителей, которые в силу различных обстоятельств являются неплатежеспособными. В таких случаях вред возмещает предприятие, организация, где работает причинитель вреда, а юридическое лицо вправе в регрессном порядке потребовать возмещения ущерба, нанесенного причинителем вреда -- работником данного предприятия, организации; 

 
- принцип солидарной ответственности при совместном причинении вреда. Практика показывает, что вред природной среде причиняется вследствие сочетания упущений и нарушений, допускаемых целым рядом организаций, разрабатывающих, осуществляющих строительство, ремонт, реконструкцию, производство;

контролирующих реализацию народнохозяйственных, промышленных, строительных объектов, т.е. вред является результатом деятельности иных субъектов правоотношений, хотя экологическую ответственность в первую очередь за него несет непосредственный причинитель. В тех случаях, когда источниками причинения вреда природной среде являются нарушения, допускаемые различными организациями в результате совместной деятельности по осуществлению народнохозяйственных проектов, в качестве солидарных ответчиков могут привлекаться и другие организации, виновные в нарушениях, повлекших причинение ущерба (вреда). Например, изыскатели, допустившие неточности в своих анализах, повлекшие неточности в проекте; проектные организации, допустившие ошибки при проектировании объектов. В качестве соответчиков могут выступать и строители, некачественно выполнившие работы по строительству экологических очистных установок, сооружений и др. В подобных случаях арбитражный суд, территориальный суд обязаны при определении экологического вреда установить роль и степень участия каждого соответчика в причинении вреда и принять меры к его возмещению в соответствии с принципом солидарной ответственности (Ст. 1080 ГК); 

 
- принцип возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности для окружающей природной среды.  
Предприятия, учреждения, организации, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей природной среды, обязаны возместить причиненный ими вред окружающей природной среде и здоровью человека в соответствии со ст. 1079 ГК (ст. 77 Закона «Об охране окружающей среды») К источникам повышенной опасности относятся промышленные предприятия. В гражданско-правовом смысле источником повышенной опасности является деятельность (состояние), обладающая двумя признаками повышенной вероятностью причинения вреда и невозможностью полного контроля за данной деятельностью (состоянием). Под владельцами источников повышенной опасности понимаются юридические (организации) и физические лица (граждане), осуществляющие эксплуатацию источников повышенной опасности на основе права собственности, аренды, владения, пользования.

Информация о работе Понятие и виды права недропользования