Понятие и виды права недропользования

Дата добавления: 13 Февраля 2013 в 14:21
Автор: z**************@mail.ru
Тип работы: контрольная работа
Скачать полностью (51.66 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

kontolnaya_po_ekolog_pravu.doc

  —  220.50 Кб


 

                                                              Содержание

 

Задание 1………………………………………………………………………………………………..3

 

  1. понятие и виды права недропользования………………………………………………………4
  2. основания и порядок возникновения права недропользования……………………………....9
  3. основания и порядок прекращения права недропользования…………………………….....13
  4. оборот прав пользования участками недр

 

Задание 2…………………………………………………………………………………………...….16

 

Задание 3………………………………………………………………………………………………22

 

Список использованных источников………………………………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1.

 
1.Понятие и виды права  пользования недра

Право пользования недрами (в объективном смысле) - это система правовых норм, которые регулируют порядок и условия предоставления и использования недр, права и обязанности недропользователей. Для субъектов недропользования это право представляет собой совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретаемых ими в связи с предоставлением участка недр в пользование.

В зависимости от целей использования недр право недропользования может подразделяться на следующие виды (ст. 6 Закона РФ «О недрах»).

- для геологического  изучения. Имеется в виду общее геологическое изучение (научно-исследовательские работы по получению данных о строении недр, протекающих в них процессах, режиме подземных вод, прогнозированию землетрясений, вулканической деятельности, палеонтологические изыскания и т. д.), а также поиск и оценка месторождений полезных ископаемых;

- для разведки и  добычи полезных ископаемых, то есть извлечения из недр минерального сырья неорганического и органического происхождения, а также для использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

- для строительства  и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (туннелей, метрополитенов, трубопроводов, производственных объектов, хранилищ нефти и газа, захоронения от ходов производства, сброса сточных вод и т. д.);

- для образования особо  охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научных и учебных полигонов, геологических заповедников, заказников, памятников природы, пещер и других подземных полостей);

- для сбора минералогических, палеонтологических и других  геологических коллекционных материалов (ст. 6 Закона РФ «О недрах»).

Пользователями недр (субъектами права  недропользования) могут быть любые  субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в  том числе юридические лица и  граждане других государств.

Исключение составляет использование  недр для добычи радиоактивного сырья  и захоронения радиоактивных  отходов и токсичных веществ - субъектами такого права недропользования могут быть только государственные  предприятия и организации.

К пользователям недр или привлекаемым ими для использования недр лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом).

Участниками горных правоотношений могут  стать и лица, не являющиеся недропользователями. Так, граждане, выявившие признаки месторождения полезного ископаемого, редкого геологического обнажения, минералогического, палеонтологического образования, представляющего научную или культурную ценность, на ранее неизвестном участке недр, вправе его зарегистрировать и получить поощрительное вознаграждение. Если открытое месторождение имеет промышленную ценность, то лицо имеет право на государственное денежное вознаграждение (ст. 34 Закона РФ «О недрах»).

Объектами права недропользования являются обособленные в установленном законом порядке участки недр, предоставляемые субъектам в пользование.

Они могут выступать в виде горного  отвода - геометризированного блока  недр (в случае добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, образования особо охраняемых геологических объектов) или геологического отвода (в случае геологического изучения недр).

В границах горного отвода получивший его субъект имеет исключительное право осуществлять пользование недрами, а в границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр.

 
2. Основания и порядок возникновения права недропользования

 

Статья 10.1 Закона РФ «О недрах». Основания возникновения права пользования участками недр.

Правовые нормы, закрепляющие разрешительный порядок предоставления недр в пользование, тесно связаны с нормами, определяющими  правовые основания предоставления прав недропользования, так как и те, и другие регулируют сходные правоотношения.

Следует отметить, что правовые основания  предоставления прав недропользования являются составной частью правового  режима недр и связаны с государственным  характером собственности на недра  и административно-правовым регулированием отношений недропользования. Эта связь неоднократно подчеркивалась российскими юристами, занимающимися исследованиями правовых проблем недропользования.

Действующие нормы закона Российской Федерации о недрах (в редакции 1995 года), а также Положение о порядке лицензирования пользования недрами ( 1992г ) в качестве правовых оснований приобретения прав недропользования закрепляют властно-распорядительный акт - совместное решение органа государственной власти субъектов Российской Федерации и федерального органа управления государственным фондом недр (его территориального подразделения), опосредованное состязательной формой (конкурсами и аукционами) формирования этого решения.

Однако права недропользования могут быть также приобретены в соответствии с принятыми специальными законами Российской Федерации в случаях, которые не предусмотрены нормами Закона РФ о недрах.

Поэтому приобретение прав недропользования на текущий момент в соответствии с рядом законодательных  актов Российской Федерации может осуществляться:

- на основании совместного решения  органов исполнительной государственной  власти субъектов РФ и федерального  органа управления государственным  фондом недр (его территориального  подразделения) по результатам  конкурса или аукциона или в порядке подтверждения ранее предоставленных прав;

- на основании решения Правительства  РФ применительно к определенным  видам пользования недр либо  при пользовании недрами континентального  шельфа Российской Федерации;

- в порядке правопреемства прав в случаях, прямо предусмотренных ст. 17 Закона РФ «о недрах»1;

- на основании решения федерального  органа управления государственным  фондом недр (его территориального  подразделения) для целей геологического  изучения недр;

- на основании заключенного с Российской Федерацией соглашения о разделе продукции в соответствии со ст. 4 проекта Федерального закона РФ о соглашениях о разделе продукции, принятого Государственной думой в третьем чтении в июне 1995 года).

Наконец, приобретение прав пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых или имеющими местное значение, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, может быть осуществлено в особом порядке, установленном органами представительной власти субъектов Российской Федерации.

 

Решения о предоставлении прав принимаются  либо по результатам конкурсов или  аукционов (проводимых среди претендентов на право недропользования на основании  правовой нормы в связи с заявкой субъекта предпринимательской деятельности, ранее пользовавшимися конкретным участком недр в качестве действующего добывающего предпринимателя.

 

Порядок проведения конкурсов  и аукционов на право пользования  недрами, закрепленный нормами федерального законодательства, включает в себя:

 

1. Принятие решения органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации либо Правительством  Российской Федерации о выставлении  определенных участков недр на  конкурс (аукцион).

2. Формирование конкурсной комиссии, утверждение полномочий конкурсной комиссии и положения об условиях конкурса (аукциона).

3. Подачу предприятиям в установленный  конкурсной комиссией срок в  Роскомнедра (его территориальное  подразделение) заявок на предоставление  им лицензии на право пользования интересующим участком недр.

4. Мероприятия по организации  конкурса (аукциона), проводимые Роскомнедрами  (его территориальными подразделениями): учет поступивших от предприятий-  заявителей заявок; информирование  органов государственной власти субъекта Федерации о поступивших заявках; предоставление заявителям необходимой информации о сроках и условиях проведения конкурса (аукциона); публикация в органах печати информации о выносимых на конкурс (аукцион) объектах недр не позднее, чем за 3 месяца до даты проведения конкурса или аукциона (по крупным объектам недр - не позднее, чем за 6 месяцев).

5. Рассмотрение конкурсной комиссией  заявок претендентов и технико-экономических  обоснований разработки месторождений  полезных ископаемых либо иной эксплуатации недр.

6. Принятие совместного решения  органа управления недрами и  органа исполнительной государственной  власти субъекта Федерации о  предоставлении право пользования  участком недр (выставленным на  конкурс или аукцион) победителю  конкурса или аукциона на основании заключения конкурсной комиссии.

 

Извещение в печать о конкурсных требованиях должно содержать сведения о местонахождении и описании участков недр, выставленных на конкурс (аукцион); стартовых размерах платежей за пользования недрами и стоимости пакета предварительной геологической информации; размере лицензионного сбора за участие в конкурсе (аукционе), времени и месте их проведения; сроке подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе; основных критериях, определяющих выбор победителя будущего владельца лицензий.

 

Перечисленные общие принципы проведения конкурса или аукциона на право пользования  недрами определены в Положении  о порядке лицензирования права  пользования недрами, а условия  и процедуры конкретных конкурсов  или аукционов устанавливаются при их проведении.

Результаты конкурса или аукциона публикуются не позднее 30 дней со дня  принятия решения по их итогам. В  содержании публикуемой информации должны быть указаны списки предприятий, участвующих в конкурсе или аукционе; списки предприятий, получивших лицензию; условия, на которых лицензии были предоставлены. Победителям конкурса признается победитель, представивший экономические приемлемые и наиболее соответствующие охране недр и природной среды технические решения эксплуатации лицензируемого участника недр. Допускается выдача лицензий на условиях объявленного конкурса при наличии только одной заявки. Однако конкурс считается не состоявшимся в случае несоответствия условий предоставленных ТЭО (технико-экономических обоснований) всех заявителей объявленным условиям конкурса. Победителем аукциона признается заявитель (участник аукциона), предложивший наибольшую плату за получение права пользования недрами при выполнении остальных условий конкурса.

Форма состязательных процедур (собственно конкурс либо аукцион) определяется органом управления государственным фондом недр (Роскомнедрами) совместно с органами исполнительной государственной власти субъектов Федерации.

 

При этом исключительно конкурсная форма предоставления прав недропользования применяется при предоставлении права разработки радиоактивных руд либо месторождений питьевых подземных вод.

 

Следует отметить, что  конкурсы на получение прав недропользования в целях разработки радиоактивных  руд проводятся только для государственных предприятий Российской Федерации. В то же время право разработки месторождений питьевых подземных вод (и соответственно лицензия, оформляющая это право) выдается владельцам и собственникам земельных участков без проведения конкурса. Условия проведения конкурсов определяются конкурсной комиссией, состав и полномочия которой устанавливаются совместным решением органа исполнительной государственной власти субъектов Федерации и органом управления государственным фондом недр.

 

Отбор претендентов для участия в конкурсе на право пользования участками недр, определение начальных условий конкурсов, а также порядок и критерии определения победителей конкурсов или аукционов устанавливаются экспертной комиссией по проведению конкурсов на получение прав недропользования, формируемой органами государственной власти субъекта Федерации и Федеральным органом управления - государственным фондом недр с участием федеральных органов государственного управления отраслевой и специальной компетенции.

Страницы:1234567следующая →
Описание работы
Участниками горных правоотношений могут стать и лица, не являющиеся недропользователями. Так, граждане, выявившие признаки месторождения полезного ископаемого, редкого геологического обнажения, минералогического, палеонтологического образования, представляющего научную или культурную ценность, на ранее неизвестном участке недр, вправе его зарегистрировать и получить поощрительное вознаграждение. Если открытое месторождение имеет промышленную ценность, то лицо имеет право на государственное денежное вознаграждение (ст. 34 Закона РФ «О недрах»).
Содержание
Задание 1………………………………………………………………………………………………..3

понятие и виды права недропользования………………………………………………………4
основания и порядок возникновения права недропользования……………………………....9
основания и порядок прекращения права недропользования…………………………….....13
оборот прав пользования участками недр

Задание 2…………………………………………………………………………………………...….16

Задание 3………………………………………………………………………………………………22

Список использованных источников………………………………………………………………..28