Понятие и виды экологического правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Для реализации поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- дать определение и классификацию понятию и видам экологических правонарушений;
- проанализировать субъект, объект правонарушения, субъективную и объективную стороны правонарушения;
- охарактеризовать особенности административной ответственности за экологические правонарушения;
- определить круг проблем в сфере административной ответственности за экологические правонарушения.

Содержание

Введение……………………………………………………..2

1. Понятие и виды экологического правонарушения….....4

2. Состав экологического правонарушения……………....8

3. Административная ответственность за экологические
правонарушения……………………………………………11

4. Направления совершенствования законодательства об
административной ответственности за экологические
правонарушения……………………………………………16

Заключение……………………………………………..…..19

Список использованной литературы………………….….21

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 48.29 Кб (Скачать)

В экологических правонарушениях  их предмет всегда следует рассматривать  в связи с объектом. Изолированный  анализ предмета не позволяет уяснить  то отношение, которому причиняется  ущерб, порождает ошибки и путаницу в правовой оценке правонарушения.

Объективная сторона экологического правонарушения представляет собой  действие или бездействие, посягающее на окружающую природную среду, защита которой осуществляется соответствующими правовыми актами.

Субъективную сторону  экологических правонарушений составляют вина в форме умысла (прямого или  косвенного) либо неосторожности, когда  лицо осознает нарушение им соответствующих  правил, предвидит возможность наступления  негативных последствий и сознательно  допускает их наступление либо относится к этому безразлично.

В случае совершения экологического правонарушения вред причиняется природным объектам. Так, незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 8.28 КоАП РФ), уничтожение мест обитания животных(ст. 8.29 КоАП РФ) совершаются умышленно, а уничтожение или повреждение леса в результате небрежного обращения с огнем (ст. 8.32 КоАП РФ, ст. 261 УК) по неосторожности.

Мотивы и цели умышленных экологических правонарушений могут  быть различными и, как правило, в  качестве признаков состава правонарушения не указываются, но могут учитываться  при назначении наказания в качестве отягчающих или смягчающих обстоятельств.

Субъектами экологических  правонарушений являются физические, должностные и юридические лица, а также лица, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица.

 

3.Административная ответственность за экологические правонарушения.

Сущность этого вида юридической  ответственности заключается в  применении к нарушителям экологического законодательства административно-правовых санкций (взысканий). Перечень экологических  правонарушений, за которые наступает  административная ответственность, закреплен  в главе 8 Кодекса об административных правонарушениях   «Административные  правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования». В то же время экологический характер имеют и некоторые административные правонарушения, которые содержатся в других главах Кодекса об административных правонарушениях. Наибольшая группа экологических  правонарушений связана с нарушением порядка использования природных  ресурсов. Идет речь, в частности, о  нарушении правил охраны и использования  земли, животного и растительного  мира, атмосферного воздуха.

Административная ответственность  за нарушения экологического законодательства наступает в случаях совершения гражданами, должностными лицами и  юридическими лицами правонарушений предусмотренных  в нормах административного права, причинивших вред или создавших  угрозу причинения вреда природной  среде. Ответственность физического лица наступает с 16-летнего возраста (ст. 2.3 КоАП РФ), а юридического - если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Важное положение содержится в ст. 4.5 КоАП РФ, регулирующей давность привлечения к административной ответственности. По общему порядку постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Но за экологические проступки, видимо, учитывая их опасность и сложность установления виновных лиц, доказывания вины и других обстоятельств, этот срок составляет один год.

           Ответственность за совершение экологических правонарушений следует рассматривать как разновидность общеюридической ответственности в трех различных, но тесно связанных значениях: как вид государственного принуждения по исполнению требований, обусловленных законодательством, как правоотношение и как правовой институт.

Ответственность за нарушение  экологического законодательства как  вид государственного принуждения  обеспечивается различными мерами и  средствами. Основными из них являются меры убеждения и принуждения.

Как правоотношение ответственность  включает в себя отношения, возникающие  между государством в лице его  органов и правонарушителем. При  этом в число государственных  органов, выступающих одной из сторон в экологическом правоотношении (прокуратура, суд, арбитражный суд, МВД и др.), входят специальные  органы, обладающие полномочиями рассматривать  дела об экологических правонарушениях (Федеральная служба по надзору в  сфере экологии и природопользования, Министерство здравоохранения и  социального развития РФ и т.д.).

Ответственность как правовой институт представляет собой систему  юридических норм, обеспечивающих порядок  применения и реализацию принудительных мер воздействия к правонарушителю. Особенностью данного правового  института ответственности, является его комплексность. В систему норм ответственности за экологические правонарушения входят нормы различных отраслей права: земельного, лесного, водного, горного, экологического, трудового, административного, гражданского, уголовного и др.

Административная ответственность  за экологические правонарушения выполняет  ряд основных функций:

• стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;

• компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда здоровью человека;

• превентивную, обеспечивающуюся  предупреждение новых правонарушений;

• карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

Административная ответственность  отличается от других видов юридической  ответственности по субъектам ответственности. К ним относятся не только физические лица - граждане, государственные служащие, должностные лица, юридические лица, но и предприятия, учреждения, организации.

Еще одно немаловажное отличие  административной ответственности  от других видов юридической ответственности  состоит в том, что поскольку  некоторые административные правонарушения граничат с преступлениями, важно  учитывать те указанные в законодательстве критерии, с помощью которых их можно отличить друг от друга. Таким  критерием часто является наличие  или отсутствие тяжких последствий. Например, если нарушение правил обращения  с пестицидами и агрохимикатами повлекло причинение вреда здоровью человека или окружающей среде оно рассматривается как преступление, а если тяжких последствий нет, то, как административное правонарушение. Критерием может быть размер ущерба, причиненного правонарушением.

Иногда для квалификации деяния как преступления достаточно того, чтобы оно хотя  и не повлекло, но могло повлечь тяжкие последствия. Например, хранение, использование, учет и перевозка взрывчатых и радиоактивных  веществ, а также незаконная пересылка  их по почте или багажом, если эти  действия могли повлечь тяжкие последствия  рассматриваются как преступления, если же последствия наступили, уголовная ответственность усиливается. Нередко повторное или неоднократное (за определенный промежуток времени) совершение деяния, содержащего признаки административного правонарушения, данным лицам при условии применения к нему в прошлом предусмотренных законодательством мер воздействия влечет иную квалификацию деяния: оно считается уже преступлением. Так, занятие запрещенным промыслом после наложения административного взыскания за такое же деяние, совершенное в течение одного года карается уже по Уголовному Кодексу. Иногда за критерий берется умышленное или неосторожное совершение правонарушения.

Основная особенность  административной ответственности  состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами - административные взыскания.

Санкции за экологические правонарушения установлены в основном в виде штрафа, хотя в ряде случаев указана и конфискация (ст. ст. 8.17 КоАП РФ "Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии"; 8.18 КоАП РФ "Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации"; 8.19 КоАП РФ "Нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации" и др.). Здесь предусмотрена конфискация судна и иных орудий совершения административного правонарушения. По ст. 8.37 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение правил пользования объектами животного мира, могут быть конфискованы орудия охоты, лова, а по ст. 8.39 КоАП РФ - продукция незаконного природопользования и орудия административного правонарушения, совершенного на особо охраняемой природной территории. Законодатель, к сожалению, не счёл нужным широко использовать в статьях главы 8 иные виды административных взысканий, например лишение специального права, предоставленного физическому лицу, которое предусмотрено только в ст. 8.37 КоАП РФ в виде лишения права охоты на срок до 2 лет; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификацию (ст. 3.2 КоАП РФ "Виды административных наказаний").

Следует констатировать, что, существующие штрафные санкции, установленные  административным законодательством, не могут способствовать восстановлению нарушенного экологического баланса. Нарушения экологического законодательства должны влечь применение мер наказания, адекватных их опасности, а также  вреду, причиняемому окружающей природной  среде и обществу. Очевидно, что  одного только ужесточения санкций  недостаточно для того, чтобы значительно  улучшить экологическую ситуацию. Важная роль в этом принадлежит экологическому информированию и образованию, т.к. мероприятия, которые применяются  для улучшения экологической  ситуации, не будут эффективными без  активной поддержки населения.

Содержание состава экологического правонарушения и степень опасности  его последствий определяют вид  юридической ответственности. На ряду с административной, ответственность так же может быть:

1. дисциплинарной,

2. уголовной,

3. материальной,

4. специальной.

 

 

 

4.Направления совершенствования законодательства об административной ответственности за экологические правонарушения.

 

В настоящее время идет процесс становления экологического законодательства. С принятием Федерального Закона «Об охране окружающей среды»10 этот процесс значительно ускорился. Принят ряд новых важных для охраны природной среды нормативных актов, таких, как Лесной кодекс, законы «Об экологической экспертизе»11, «О животном мире», «О недрах», «Об особо охраняемых природных территориях»12. Однако следует отметить, что и с принятием указанных выше и других законов, регулирующих общественные отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, далеко не все проблемы решены.

Важной задачей является также устранение противоречий, имеющих  место в действующем федеральном  экологическом законодательстве и  нормативных актах субъектов  Федерации, особенно в тех, которые  принимаются по вопросам совместного  ведения в области охраны окружающей среды. Четкое, системное, дифференцированное закрепление в действующем и  принимаемом законодательстве указанных  видов ответственности будет  способствовать лучшему решению  задач по предупреждению экологических  правонарушений.

Отсутствие достаточной  экономической базы для исполнения экологических требований проявляется  в ограниченности материально-технических  средств, которые используются предприятиями-загрязнителями для охраны природной среды. Многие крупные предприятия, являющиеся серьезными загрязнителями природной среды, в  условиях экономического кризиса оказались  не в состоянии выделять достаточно ресурсов на выполнение нормативов по поддержанию качества природной среды. Практика показывает, что предприятия-загрязнители очень медленно внедряют энергосберегающие и экологически чистые (безотходные) технологии.

Недостатки организационной  и исполнительной деятельности органов  государственного и общественного  экологического контроля в известной  мере способствуют правонарушениям  в области природоохраны.

Указанные недостатки выражаются в отсутствии должного реагирования на факты экологических правонарушений; непривлечении граждан, должностных и юридических лиц к административной, уголовной и иной ответственности за допущенные ими нарушения экологического законодательства и преступления. Редко используются судебно-исковые формы воздействия на правонарушителей; не привлекаются к ответственности должностные лица за сокрытие экологической информации, а по возбужденным уголовным и административным делам об экологических правонарушениях не принимается должных мер по полному возмещению причиненного природе вреда и др.

Низкий уровень общей  экологической культуры граждан  также является одним из главных  обстоятельств, способствующих экологическим  правонарушениям. На современном этапе развития общества важнейшая задача в области природоохраны состоит в том, чтобы посредством настойчивой, планомерной и системной профилактической воспитательной работы обеспечить поворот сознания граждан от потребительской психологии к разумному, бережному, научно обоснованному природопользованию, гармоничному сочетанию потребностей общества, человека и объективно (субъективно) подверженных сокращению природных ресурсов в процессе полезной народнохозяйственной деятельности.

В повышении уровня экологического правосознания граждан важную роль играют, экологическая профессиональная подготовка граждан и специалистов в системе начального, среднего и  высшего образования, выступления специалистов-экологов с лекциями и беседами по радио и телевидению, в печати, с разъяснениями и пропагандой экологического законодательства, его безусловное исполнение и соблюдение; распространение опыта по пресечению нарушений законодательства об охране окружающей природной среды, улучшению деятельности контролирующих природоохранных органов; показ конкретных достижений отдельных хозяйствующих субъектов в сокращении вредного воздействия на природную среду и т.д. Повышение общего уровня экологической культуры населения страны в определенной мере будет способствовать предупреждению экологических правонарушений. Положительное решение этой задачи, несомненно, будет способствовать совершенствованию деятельности названных и иных органов, что позитивно скажется на состоянии окружающей природной среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Информация о работе Понятие и виды экологического правонарушения