Понятие и предмет экологического права

Дата добавления: 09 Января 2012 в 21:07
Автор: i********@mail.ru
Тип работы: контрольная работа
Скачать полностью (41.61 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

контрольная.doc

  —  108.50 Кб

     1. Понятие и предмет экологического  права

     Развитие  общества за период своего существования  воздействовало на окружающую природную  среду, преобразовывало ее. Нежелательные  последствия для природы, а также  для человека потребовали развития определенного спектра знаний, направленных на изучение вопросов восстановления, сохранения, рационального использования и охраны окружающей природной среды, закономерностей обеспечения природных условий жизни человека и др. Международным сообществом были обозначены глобальные проблемы современности: экологический кризис, охрана окружающей среды.

     Термин "экология" возник в конце XIX в. Впервые в научную терминологию слово "экология" было введено немецким ученым-биологом Геккелем в 1886 г. и имело сферу своего применения только в рамках науки биологии. Слово "экология" в переводе с греческого означает "наука о доме" (oikos - дом, жилище, logos - учение).

     Сначала экология развивалась как часть  биологии. "В узком смысле экология (биоэкология) - одна из биологических наук, изучающая отношения организмов (особей, популяций, сообществ) между собой и окружающей средой. Предметом изучения биоэкологии (общей экологии) являются объекты организменного, популяционно-видового, биоценотического и биосферного уровней организации в их взаимодействии с окружающей средой...

     В широком смысле экология (глобальная экология) - комплексная (междисциплинарная) наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии природы и общества. Задачи глобальной экологии - изучение законов взаимодействия природы и общества и оптимизация этого взаимодействия.

     Так или иначе любые общественные отношения должны осуществляться посредством  правового регулирования. И сегодня  экологическое право является самостоятельной  юридической дисциплиной, одной из отраслей права, прошедшей свой этап формирования и развития. Кроме того, экологическое право является наукой и учебной дисциплиной. С принятием и вступлением в силу Федерального закона "Об охране окружающей среды", интенсивным развитием земельного законодательства, проведением административной реформы органов государственной власти Российской Федерации за последние два года наступил новый этап в развитии экологического права. Сегодня наступил процесс "экологизации" отдельных отраслей права.

     Эффективными  средствами обеспечения соблюдения экологических требований законодательства могут быть только нормы международного, административного, уголовного, гражданско-правового законодательства, принимаемые и изменяемые с учетом анализа судебной практики, а также иного практического опыта применения норм экологического права лицами, участвующими в процессе природопользования.

     Экологическое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в области охраны окружающей среды и природопользования на основе сочетания императивного и диспозитивного методов правового воздействия на участников этих отношений. (Схема 1)

     Схема 1. Понятие экологического права

     Формирование  экологического права России стало  следствием продолжающегося современного глобального экологического кризиса, который определяется как нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с природой.

     Человек – часть природы. Вне ее, не пользуюсь  природными ресурсами, человек существовать не может. Природа всегда останется основным источником жизни каждого человека.

     Предмет экологического права – это общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы по поводу рационального  использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. (Схема 2)

     Схема 2 Предмет экологического права

 

     Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:

     1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;

     2) природоресурсное право, которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;

     3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Система и виды  экологического контроля в Российской Федерации.

     Экологический контроль – важная функция государства и общества по управлению экологическим правопорядком, который проводится в целях обеспечения органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды, а также обеспечение экологической безопасности.

     В систему экологического контроля входят:

     - государственный   экологический  контроль;

     - общественный экологический  контроль;

     - производственный  экологический контроль.

     Государственный  экологический контрольэто вид управленческой деятельности, имеющей своей целью обеспечения соблюдения всеми природопользователями законодательства об охране окружающей среды и сохранение благоприятного экологического правопорядка.

     В соответствии со ст.65.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный  экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

     Должностные лица органов государственного экологического контроля в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном порядке:

     - посещать предприятия, организации  и учреждения независимо от  их форм собственности и подчинения, знакомиться с документами и  иными материалами, необходимыми  для выполнения их служебных  обязанностей;

     - проверять работу очистных сооружений, средств их контроля, соблюдение  нормативов качества окружающей  природной среды, природоохранительного  законодательства, выполнение планов  и мероприятий по охране окружающей  природной среды;

     - выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения вредных веществ;

     - устанавливать по согласованию  с органами санитарно-эпидемиологического  надзора нормативы выбросов и  сбросов вредных веществ стационарными  источниками загрязнения окружающей  природной среды;

     - назначать государственную экологическую  экспертизу, обеспечивать контроль  за выполнением ее заключения;

     - требовать устранения выявленных  недостатков, давать в пределах  предоставленных прав указания  или заключения по размещению, проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию и эксплуатации объектов;

     - привлекать в установленном порядке  виновных лиц к административной  ответственности, направлять материалы  о привлечении их к дисциплинарной  и уголовной ответственности,  предъявлять иски в суд (арбитражный суд) о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде или здоровью человека экологическими правонарушениями;

     - принимать решения об ограничении,  приостановлении, прекращении работы  предприятий и любой деятельности, причиняющей вред окружающей  природной среде и здоровью человека.

     Решения государственных органов экологического контроля могут быть обжалованы в  суд.

     Общественный  экологический контроль осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области окружающей среды.

     Согласно  ст.68 Федерального закона «Об охране окружающей среды» общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды, представленные в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

     Граждане  и общественные экологические организации  вправе требовать от соответствующих  органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе, проводить общественную экологическую экспертизу, требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности.

     Граждане, общественные организации, объединения  и органы общественного самоуправления имеют право участвовать в  рассмотрении вопросов, связанных с  изъятием и предоставлением земельных  участков для строительства промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд, затрагивающих интересы населения. Прежде чем принять такое решение. государственные органы обязаны выяснить мнения граждан через местные референдумы, собрания, сходы граждан или иные формы непосредственной демократии.

     Общественные  контрольные функции гражданами могут реализоваться при проведении общественных слушаний по результатам  оценки воздействия планируемой  деятельности на окружающую среду.

     Производственный  экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

     Субъекты  хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставлять сведения об организации производственного  экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль в порядке, установленном законодательством.

     Основными задачами производственного контроля являются:

     а) обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации;

     б) анализ состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации, в том числе путем организации проведения соответствующих экспертиз;

     в) разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности, предотвращение ущерба окружающей среде;

     г) контроль соблюдения требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

     д) координация работ, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и ликвидации их последствий;

     е) контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонтом и проверкой средств измерений;

     ж) контроль за соблюдением технологической дисциплины. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Категории лесов  и механизм их  правовой охраны  в Российской Федерации.

     Лес – это объект природы, как правило, естественного происхождения. Под лесом понимается множество деревьев, растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами.1

Страницы:12следующая →
Описание работы
Развитие общества за период своего существования воздействовало на окружающую природную среду, преобразовывало ее. Нежелательные последствия для природы, а также для человека потребовали развития определенного спектра знаний, направленных на изучение вопросов восстановления, сохранения, рационального использования и охраны окружающей природной среды, закономерностей обеспечения природных условий жизни человека и др. Международным сообществом были обозначены глобальные проблемы современности: экологический кризис, охрана окружающей среды.
Содержание
содержание отсутствует