Понятие и особенности источников экологического права

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:41, реферат

Описание работы

Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К таким источникам экологического права относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации.

Работа содержит 1 файл

Понятие и особенности источников экологического права.docx

— 15.39 Кб (Скачать)

Понятие и особенности  источников экологического права

Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические  отношения. К таким источникам экологического права относятся законы, указы, постановления  и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и  нормативно-правовые акты субъектов  Федерации.

Источники экологического права классифицируются по следующим  видам:

• Конституция РФ;

• законодательные  акты РФ;

• акты Президента РФ;

• акты Правительства  РФ;

• акты министерств  и иных государственных органов  федеральной исполнительной власти;

• законы и иные нормативные правовые акты субъектов  РФ.

Нормативные договоры: международные договоры, Федеративный договор, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами.

Главным нормативно-правовым документом является Конституция РФ. Основы экологического права изложены в следующих статьях:

Экологические права  гражданина (ст. 42);

Экологические обязанности  гражданина (ст. 58);

Право собственности  на природные ресурсы (ст. 9. 36);

Компетенция РФ в  сфере природопользования и охраны окружающей среды (ст. 71);

Совместная компетенция  РФ и ее субъектов в сфере природопользования и ООС (ст. 72);

Экологические полномочия Правительства РФ (ст. 114). Система  экологического законодательства состоит  из двух подсистем: природоохранного и  природно-ресурсного законодательств. В подсистему природно-ресурсного законодательства входят: Земельный кодекс РСФСР, Закон  РФ о недрах, Основы лесного законодательства РФ, Водный кодекс РСФСР, Закон РСФСР  об охране и использовании животного  мира (1982 г.), а также другие законодательные  и нормативные акты, регулирующие использование природных ресурсов.

В подсистему природоохранного законодательства входят Закон РФ "Об охране окружающей природной среды", другие законодательные акты комплексного правового регулирования. Экологическое  законодательство РФ представлено на схеме 2.

В Конституции РФ отражены основные положения экологической  стратегии государства и главные  направления укрепления экологического правопорядка.

В Законе РФ "Об охране окружающей природной среды", принятом 19 декабря 1991 г. Верховным Советом  Российской Федерации, отражены следующие  основные положения.

• Это комплексный  нормативный акт, который регулирует природоохранительные отношения в  целом по отдельным природным  объектам.

• Это базовый  нормативный акт, положения которого конкретизируются в иных актах экологического законодательства.

• Он устанавливает  приоритет охраны жизни и здоровья человека от неблагоприятного воздействия  окружающей среды.

• Закон при решении  тех или иных вопросов исходит  из научно обоснованного сочетания  экологических и экономических  интересов общества.

• Закон закрепляет систему экономических стимулов деятельности по охране окружающей среды  в сочетании с мерами административно-правового  воздействия.

Классификация нормативно-правовых актов как источников экологического права по отраслям законодательства может быть представлена схемой 3.

Экологические функции правоохранительных органов  РФ состоят в объективном применении природоохранного законодательства, выявлении причин экологических правонарушений и в разработке мер по их предупреждению и устранению. 

Система экологической  безопасности создается и развивается  в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами  и распоряжениями Президента Российской Федерации, федеральными программами  в этой области.

Основы этой системы  составляют органы всех ветвей власти, осуществляющие меры политического, правового, экономического, силового и иного  характера, направленные на обеспечение  глобальной и локальной экологической  безопасности в интересах людей, общества и государства, жизни на Земле.

Полномочия органов  обеспечения экологической безопасности Российской Федерации, их состав, принципы и порядок действий определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

В формировании и  реализации политики обеспечения экологической  безопасности Российской Федерации  принимают участие (схема 4):

• Президент Российской Федерации руководит в пределах своих конституционных полномочий органами обеспечения экологической  безопасности Российской Федерации;

санкционирует действия по ее обеспечению; в соответствии с  законодательством Российской Федерации  формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения экологической безопасности; выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам экологической безопасности, в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию уточняет отдельные положения Концепции экологической безопасности Российской Федерации, определяет направления текущей внутренней и внешней политики страны в этой области;

• Федеральное Собрание Российской Федерации на основе Конституции  Российской Федерации формирует, в  том числе по представлению Президента Российской Федерации и Правительства  Российской Федерации, законодательную  базу в области обеспечения экологической  безопасности Российской Федерации;

• Правительство  Российской Федерации в пределах своих полномочий и с учетом сформулированных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию приоритетов в области  обеспечения экологической безопасности Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов  исполнительной власти, а также органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, формирует в установленном  порядке статьи федерального бюджета  для реализации конкретных целевых  программ в этой области;

• Совет безопасности Российской Федерации проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз экологической безопасности Российской Федерации, оперативно готовит  для Президента Российской Федерации  проекты решений по их предотвращению, разрабатывает предложения в  области обеспечения экологической  безопасности Российской Федерации;

• федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации  и Правительства Российской Федерации  в области экологической безопасности Российской Федерации; в пределах своей  компетенции разрабатывают нормативные  правовые акты в этой области и  представляют их Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации;

• органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области экологической  безопасности Российской Федерации, а  также федеральных программ, планов и директив, издаваемых в этой области; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению  граждан, общественных объединений  и организаций к оказанию содействия в решении проблем экологической  безопасности согласно законодательству Российской Федерации; вносят в федеральные  органы исполнительной власти предложения  по совершенствованию системы обеспечения  экологической безопасности Российской Федерации.

Российская Федерация  намерена решительно обеспечивать свою экологическую безопасность совместно  со всем мировым сообществом. Созданные  правовые демократические институты, сложившаяся структура органов  государственной власти Российской Федерации, широкое участие политических партий и общественных объединений  в реализации Концепции экологической  безопасности Российской Федерации  — залог динамичного развития России в XXI веке и ее перехода к устойчивому  развитию.


Информация о работе Понятие и особенности источников экологического права