Ответственность за нарушение водного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Под водными объектами в Российской Федерации понимают постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющего границы, объем и черты водного режима. Российское законодательство классифицирует водные объекты на поверхностные, подземные, внутренние морские воды, территориальное море Российской Федерации, водоносный горизонт, бассейн подземных вод, месторождение подземных вод, естественный выход подземных вод. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод, дна и берегов. Такие водные объекты имеют многофункциональное значение и могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей одновременно.(реки и водохранилища, ручьи, каналы, озера, водохранилища, болота и пруды).

Работа содержит 1 файл

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО.doc

— 53.50 Кб (Скачать)

     1.Классификация водных объектов в Российской Федерации 

     Под водными объектами в Российской Федерации понимают постоянное  или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющего границы, объем и черты водного режима.  Российское законодательство классифицирует водные объекты на поверхностные, подземные, внутренние морские воды, территориальное море Российской Федерации, водоносный горизонт, бассейн подземных вод, месторождение подземных вод, естественный выход подземных вод.  Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод, дна и берегов. Такие водные объекты имеют многофункциональное значение и могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей одновременно.(реки и водохранилища, ручьи, каналы, озера, водохранилища, болота и пруды).

  Внутренним морскими водами являются  морски воды расположенные в сторону  берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря  РФ.

      Территориальным морем в РФ являются прибрежные морские  воды шириной 12 морских миль, отмеряемые в соответствии с нормами международного права и российского законодательства.

     Как уже говорилось, кроме поверхностных  водных объектов, существуют также  и подземные водные объекты, которые  определяются как  сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима (ст. 17 ВК РФ). К ним относятся:

     водоносный  горизонт — воды, сосредоточенные  в трещинах и пустотах горных пород  и находящиеся в гидравлической связи;

     бассейн подземных вод — совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах;

     месторождение подземных вод — часть водоносного  горизонта, в пределах которой имеются  благоприятные условия для извлечения подземных вод;

     естественный  выход подземных вод — выход  подземных 
вод на суше или под водой1.

     Кроме того, ВК РФ подразделяет водные объекты  на внутренние  воды  и трансграничные  (пограничные)   водные объекты. Все водные объекты на территории России, за исключением территориального моря Российской Федерации, являются внутренними водами. Поверхностные и подземные водные объекты, которые  обозначают,  пересекают границу между двумя  или  более иностранными государствами или по которым пролегает Государственная граница Российской Федерации, являются трансграничными (пограничными) водными объектами.

      Наряду  с указанной классификацией, водное законодательство выделяет также водные объекты общего и особого пользования. Водными объектами общего пользования  являются те, которые находятся в  общедоступном, открытом пользовании. На таких водных объектах осуществляется общее водопользование в порядке, установленном водным законодательством. Ограничения использования водных объектов общего пользования допускаются, если это прямо предусмотрено российским законодательством.

     Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, а также обособленные водные объекты, являющиеся муниципальной собственностью, относятся к числу объектов общего пользования,  если в водоохранных,  экологических или иных интересах российским законодательством не предусмотрено иное. Обособленные водные объекты, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, в установленном порядке могут использоваться как объекты общего пользования лишь при условиях регистрации данного ограничения права собственности в едином государственном реестре и выплаты вознаграждения собственнику. Водные объекты, которыми может пользоваться ограниченный круг лиц, признаются объектами, не состоящими в общем пользовании, т.е. они являются водными объектами особого пользования. Предоставление водных объектов в особое пользование осуществляется в порядке, установленном водным законодательством. Предоставление водных объектов в особое пользование исключает их из числа объектов общего пользования2.  

2. Понятие и виды права водопользования 

      Право водопользования как важнейший  институт водного права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия использования водных объектов, права и обязанности водопользователей. В субъективном смысле право водопользования - это совокупность конкретных правомочий субъекта по отношению к предоставленному ему в пользование водному объекту.

      Субъектами  права водопользования (водопользователями) выступают граждане и юридические  лица. Объектом права водопользования являются водные объекты или их части (ст. 7 ВК РФ).Водное законодательство классифицирует право водопользования на несколько видов с различным правовым режимом.

      В зависимости от хозяйственной цели использования водных объектов (по целевому назначению) выделяются следующие виды водопользования: для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; промышленности и энергетики; сельского хозяйства; лесного хозяйства, лесосплава; здравоохранения; строительства; пожарной безопасности; рыбного хозяйства; охотничьего хозяйства и иных целей. При этом закон устанавливает приоритет питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, предусматривая первоочередность удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, особые требования к качеству вод, предназначенных для этих целей.

      Согласно  ст. 133 ВК РФ для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты. Пригодность их для данного водоснабжения определяется государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора. Отнесение водного объекта к источникам питьевого водоснабжения должно осуществляться с учетом его надежности и возможности организации зон и округов его санитарной охраны.  Использование подземных водных объектов, пригодных для питьевого водоснабжения, для иных целей вообще не допускается, кроме исключительных случаев.

      Применительно к способам пользования водными объектами различаются общее и специальное водопользование. Общее водопользование осуществляется без применения сооружений, технических средств и устройств, влияющих на состояние вод, а специальное - с применением таких сооружений и устройств. Типичными случаями общего водопользования являются забор воды отдельными гражданами для питьевых или бытовых нужд, использование водоемов для отдыха и купания, водопоя скота, плавания на маломерных плавательных средствах, любительское рыболовство и др. Такое водопользование не требует предварительного разрешения компетентных государственных органов и осуществляется, как правило, свободно и бесплатно. Общее водопользование производится в первую очередь на водоемах общего пользования. Водные объекты общего пользования - это объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании. К ним относятся водные объекты, которые являются государственной или муниципальной собственностью (ст. 20 ВК РФ).Общее водопользование на обособленных водных объектах, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, может осуществляться только при условии регистрации данного ограничения права собственности на обособленные водные объекты и выплаты вознаграждения собственнику. При этом обособленные водные объекты, принадлежащие субъектам на праве муниципальной и частной собственности, могут использоваться как объекты общего водопользования лишь на условиях, установленных собственниками по согласованию с органом управления водным фондом. Собственник обособленного водного объекта обязан объявить об условиях общего водопользования или о его запрещении3 (ст. 88 ВК РФ).

      Специальное водопользование с применением  различных технических средств (плотин, насосных станций, шлюзов и т. д.) осуществляется в установленном законом порядке на основе разрешений, выдаваемых государственными органами управления использованием и охраной водного фонда после согласования с органами, производящими санитарный надзор, охрану рыбных запасов и другими заинтересованными организациями. Перечень видов специального водопользования утверждается Министерством природных ресурсов РФ.

      Использование водных объектов может осуществляться с изъятием (забор воды) либо без изъятия (сброс, использование в качестве водных путей и др.) водных ресурсов. Водные объекты могут предоставляться для удовлетворения одной или нескольких целей как одному, так и нескольким субъектам. В последнем случае имеет место так называемое совместное водопользование.

      Совместное (комплексное) водопользование - наиболее распространенный вид водопользования. В соответствии со ст. 76 ВК РФ государственными органами управления использованием и охраной водного фонда разрабатываются схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов. Для обеспечения нужд обороны, федерального транспорта, федеральных энергетических систем, а также иных государственных и муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться в особое пользование по решению Правительства РФ или органов исполнительной власти субъектов РФ (ст. 87 ВК РФ)4. 

3. Ответственность  за нарушение водного  законодательства 

      В случае нарушения закрепленных законом  правил рационального использования вод, невыполнения установленных мер по их охране наступает юридическая ответственность - административная, уголовная, гражданско-правовая (материальная) и иная.

      Нормы Водного кодекса РФ не содержат перечня  водных нарушений и имеют отсылочный характер. Согласно ст. 130 лица, виновные в нарушении водного законодательства РФ, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Административная  ответственность в виде штрафа наступает  по нормам Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (ст. 47, 57- 60).Штрафы налагаются должностными лицами специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда за следующие виды водных нарушений:

- самовольный захват водных объектов, самовольное водопользование, переуступку права водопользования, а также совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на воды;

- загрязнение  и засорение вод, нарушение  водоохранного режима на водосборах, вызывающее их загрязнение, водную эрозию почв и другие вредные явления;

- ввод  в эксплуатацию предприятий, коммунальных  и других объектов без сооружений  и устройств, предотвращающих  загрязнение и засорение вод  или их вредное воздействие;

- забор  воды с нарушением планов водопользования,  самовольное производство гидротехнических работ, бесхозяйственное использование воды (добытой или отведенной из водных объектов), нарушение правил первичного учета количества забираемых из водных объектов и сбрасываемых в них вод и определения качества сбрасываемых вод;

- повреждение  водохозяйственных сооружений и  устройств, нарушение правил их  эксплуатации;

- невыполнение  лицами командного состава судна  или другого плавучего средства обязанностей по регистрации в судовых документах операций  с вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря веществами и смесями.

Уголовная ответственность предусмотрена  нормами Уголовного кодекса РФ за следующие экологические преступления в сфере охраны вод:

- загрязнение,  засорение, истощение поверхностных  или подземных вод, источников  питьевого водоснабжения либо  иное изменение их природных свойств (ст. 250);

- загрязнение  морской среды из находящихся  на суше источников либо вследствие  нарушения правил захоронения или сброса с транспортных  средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья людей и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды (ст. 252).

Разграничение таких нарушений водного законодательства как загрязнение, засорение, истощение вод, наказуемых в уголовном порядке, и подобных же административных проступков осуществляется по квалифицирующим признакам состава преступления - причинению существенного вреда, совершению этих деяний на территории заповедника, заказника, в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации и др.

      В соответствии с Постановлением Пленума  Верховного Суда РФ «О практике применения законодательства об ответственности за экологические правонарушения» эксплуатация промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектов с неисправными очистными сооружениями, отключение очистных сооружений и устройств, нарушение правил транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и препаратов, иные действия, повлекшие загрязнение водоемов и водных источников и причинившие существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, должны квалифицироваться по ст. 250 УК РФ. К уголовной ответственности по данной статье могут быть привлечены как должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих организациях, так и другие лица (п. 9).

Информация о работе Ответственность за нарушение водного законодательства