Ответственность за нарушение Природоохранного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 13:13, доклад

Работа содержит 1 файл

эссэ 1.docx

— 16.41 Кб (Скачать)

Московский университет  им. С.Ю.Витте

 

 

эссэ

 

Факультет: «Экономика и  финансы»

Кафедра: «Управление персоналом»

По дисциплине: «Экология»

На тему: «Ответственность за нарушение Природоохранного законодательства»

 

 

 

 

Выполнила: студент Малыгина Н.А.

 

 

 

 

г. Верхняя Салда

2012 год

 

 

 

Природоохранное законодательство РФ

 

Понятие природоохранного законодательства отечественной доктриной  определяется через предмет правового  регулирования двояко: в узком  и широком смыслах. В первом случае оно представляет собой совокупность законодательных и иных нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, регулирующие только охрану окружающей среды. Во втором случае в предмет правового регулирования  включается использование природных  ресурсов, обеспечение экологической  безопасности и правопорядка.

 

Природоохранное законодательство представляет собой результат, конечный продукт правотворчества, осуществляемого  на разных уровнях различными субъектами. В то же время оно является упорядочивающим  поведение людей фактором, более  или менее согласованной системой дозволения, запретов, ограничений  и санкций.

 

 

В соответствии с ФЗ «Об  охране окружающей среды», особой охране подлежат государственные объекты, такие как природные заповедники, национальные парки, памятники природы, природные заказники и редкие, находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений. Кроме  того, охрана осуществляется от порчи, загрязнения, истощения, повреждения  и разрушения на территории РФ; земли, ее недр, подземелья и поверхности, атмосферного воздуха; озоновый слой атмосферы; природный ландшафт; леса и другая растительность, животный мир.

 

Виновные в нарушении  природоохранного (экологического) законодательства несут ответственность в соответствии с российскими нормативными актами. В экологических правонарушениях (также как и ответственность  за нарушение лесного законодательства, ответственность за нарушение водного  законодательства и т.д.) предусмотрена  административная, гражданско-правовая, дисциплинарная и уголовная ответственность 

 

Все природоохранные (экологические) правонарушения разделяются на проступки  и преступления. Состав правонарушений в сфере природоохранного законодательства включает четыре элемента: субъект, объект, субъективная и объективная сторона. Предметом природоохранного правонарушения признается природная среда в  целом, а также ее отдельные компоненты – воздух, вода, животные и так  далее.

 

Объект являет собой  совокупность общественных отношений, направленных на охрану окружающей среды, рациональное использование ее ресурсов и осуществление экологической  безопасности. Субъектом природоохранных  правонарушений являются физические и  юридические лица РФ, а также иностранные  граждане и организации. Для объективной  стороны природоохранных правонарушений характерно само наличие нарушения, которое свершается путем действия или бездействия в области  охраны окружающей природной среды  и общеобязательных правил природопользования. Субъективная сторона правонарушений в сфере природоохранного законодательства представлена двумя формами вины: умышленная – прямая или косвенная, и, неосторожная – небрежность или  самонадеянность.

 

Проступки в природоохранном  законодательстве влекут за собой гражданско-правовую, дисциплинарную и административную ответственность, преступления – уголовную. Гражданско-правовая ответственность  за нарушение природоохранного законодательства может быть возложена наряду с  другими видами ответственности, поскольку  привлечение субъекта к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, не освобождает его от обязанности  возместить вред, если он был совершен.

 

Административная ответственность  за нарушение природоохранного законодательства применяется компетентным органом  исполнительной власти. Нарушения, подлежащие административной ответственности, включают несколько групп: загрязнение окружающей среды, превышение предельно допустимых вредных воздействий, нарушение  экологических требований при строительстве, реконструкции и планировки сооружений и предприятий, несоблюдение экологических  требований при переработке и  уничтожении бытовых отходов, нарушение  правил хранения и применения химических средств и иное, предусмотренное  Кодексом об Административных правонарушениях  РФ. За административные правонарушения применяют штрафы, предупреждения, лишение специальных прав (управление транспортными средствами, рыболовства, охоты) и иные меры принудительного  характера.

 

7.6. Ответственность за  нарушение природоохранного законодательства

 

На основании ст. 75 ФЗ «Об охране окружающей среды», за нарушение  законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается  ответственность:

 

- имущественная;

 

- дисциплинарная;

 

- административная;

 

- уголовная.

 

При выявлении нарушений  в результате проверки инспекторы обязаны  принять меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности. Наиболее распространенный вид ответственности  за нарушение природоохранного законодательства – административная.

 

Дела об административных правонарушениях рассматриваются  должностными лицами органов государственной  санитарно-эпидемиологической службы (Роспотребнадзора) (ст. 23.13 КоАП РФ), органов, осуществляющих государственный экологический  надзор (ст. 23.29), а также органов  Российской транспортной инспекции  – в части нарушений экологических  требований на воздушном, морском, внутреннем водном, автомобильном транспорте, на промышленном железнодорожном транспорте, не входящем в систему федерального железнодорожного транспорта (ст. 23.36).

 

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные  лица названных органов, а также  органов внутренних дел.

 

Уголовная ответственность  за совершение экологических преступлений предусмотрена ст.ст. 246-262 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

 

Так, ст. 246 предусматривает  ответственность за нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в  эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия.

 

Статьей 247 предусмотрена  ответственность за производство запрещенных  видов опасных отходов, транспортировку, хранение, захоронение, использование  или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ  и отходов с нарушением установленных  правил, если эти деяния создали  угрозу причинения существенного вреда  здоровью человека или окружающей среде».

 

В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ, за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или  специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих  основаниях. К указанным лицам  не могут быть применены административные наказания в виде административного  ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также  в виде административного штрафа.

 

В соответствии со ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические  и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования  природных ресурсов, деградации и  разрушения естественных экологических  систем, природных комплексов и природных  ландшафтов и иного нарушения  законодательства в обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.Вред окружающей среде, причиненный субъектами хозяйственной  и иной деятельности, возмещается  в соответствии с утвержденными  в установленном порядке методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии – исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе – упущенной  выгоды.

 

Компенсация вреда окружающей среде осуществляется добровольно  либо по решению суда.

 

В соответствии с ч.2 ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды», на основании решения суда или  арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством  возложения на ответчика обязанности  по восстановлению нарушенного состояния  окружающей среды за счет его средств  в соответствии с проектом восстановительных  работ.

 

Иски о компенсации  вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области  охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет


Информация о работе Ответственность за нарушение Природоохранного законодательства

Описание работы

Понятие природоохранного законодательства отечественной доктриной определяется через предмет правового регулирования двояко: в узком и широком смыслах. В первом случае оно представляет собой совокупность законодательных и иных нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, регулирующие только охрану окружающей среды. Во втором случае в предмет правового регулирования включается использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности и правопорядка.