Основы экологического и земельного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:21, контрольная работа

Описание работы

Совокупность земель в пределах границ Российской Федерации образует земельный фонд. Он делится на несколько категорий земель в соответствии с их целевым назначением:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли населенных пунктов;
- земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;

Содержание

1. Понятие и состав земельного фонда. Категории земель. Порядок отнесения земель к категории и перевода из одной категории в другую.
2.Понятия и задачи охраны земель
3. Задача.

Работа содержит 1 файл

Содержани12.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

частичная компенсация  из средств бюджета, снижение дохода в результате временной консервации  земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;

поощрение граждан, ведущих крестьянское хозяйство, сельскохозяйственных предприятий, лесхозов, других предприятий, а также их руководителей и специалистов за улучшение качества земель, повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда;

установление повышенных закупочных цен на экологически чистую продукцию.

Следует отметить, что  перечисленные меры дают лишь общеправовую основу для экономического стимулирования рационального использования и  охраны земель. Практическое применение предполагает разработку адекватного финансового и административного механизма, который пока ещё не создан.

3. Задача

При подготовке к рассмотрению материалов о предоставлении земельных  участков для строительства железной дороги выяснилось, что два сельскохозяйственных предприятия, через земли которых должна быть проложена дорога, не дают согласие на изъятие у них земельных участков. В связи с этим, управлению железной дороги было отказано в предоставлении земель и предложено пересмотреть проект строительства дороги. Управление дороги обжаловало это решение в суд.

Решение:

Каковы основания принудительного  прекращения прав на землю?

Статья 44 ЗК РФ устанавливает, что право собственности на земельный  участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка  другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством. На мой чисто субъективный взгляд, в новом Земельном кодексе РФ принудительное изъятие земельного участка у его собственника возможно лишь в порядке установленном гражданским законодательством, а также в случае конфискации земельного участка за совершение преступления, основания же принудительного изъятия земельного участка в случаях нарушения земельного законодательства не установлены, хотя принцип целевого и разрешенного использования земель как обязанность любого пользователя земли в ЗК РФ закреплены.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок.

ЗК РФ устанавливает  исчерпывающий перечень оснований  принудительного прекращения права  постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком, ими являются:

использование земельного участка не в соответствии с его  целевым назначением и принадлежностью  к той или иной категории земель;

использование земельного участка способами, приводящими к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

не устранение совершенных  умышленно следующих земельных  правонарушений: отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде; нарушение установленного режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв; систематическая неуплата земельного налога;

неиспользование в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

изъятие земельного участка  для государственных или муниципальных  нужд;

реквизиция земельного участка.

Решение о принудительном прекращении прав на земельные участки  принимается только на основании решения суда.

Каков порядок изъятия  для государственных и муниципальных  учреждений?

Порядок изъятия земельных  участков для государственных и  муниципальных нужд является предметом  регулирования федерального законодательства (земельного и гражданского).

Положениями ЗК РФ (пп. 4 п. 1 ст. 9, п. 3 ст. 55) и ГК РФ (п. 2 ст. 279) устанавливается, что именно на федеральном уровне подлежат регулированию:

порядок подготовки и  принятия решений об изъятии земельных  участков для государственных или  муниципальных нужд;

порядок выкупа земельного участка у его собственника;

порядок определения  выкупной цены земельного участка;

порядок прекращения  прав владения и пользования земельным  участком;

иные вопросы порядка  изъятия земельных участков для  государственных и муниципальных нужд.

В связи с этим субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе регулировать данные вопросы своим законодательством.

Предусмотренная действующим  законодательством процедура изъятия  земельных участков для государственных или муниципальных нужд состоит из следующих элементов:

1. Подготовка и принятие  решения об изъятии земельного  участка, при этом органы местного  самоуправления обязаны информировать  лиц, у которых земельные участки  могут быть изъяты в связи  с их намечаемым предоставлением для строительства, о возможном изъятии.

П. 3 ст. 32 ЗК РФ устанавливает, что при выделении земельного участка под строительство для  государственных или муниципальных  нужд одновременно с решением о предоставлении данного участка принимается решение о форме его изъятия.

В решения об изъятии  земельных участков для государственных  или муниципальных нужд включаются данные:

- позволяющие установить  изымаемый земельный участок  (местонахождение, площадь, кадастровый  номер участка и т.д.), при этом прилагается кадастровая карта (плана) земельного участка;

- конкретизирующие цель  предстоящего изъятия, срок, в  течение которого предстоит осуществить  изъятие;

- указывающие лицо, у  которого производится изъятие  участка, и правовые основания,  по которым ему принадлежит земельный участок;

- поручения соответствующим  органам (службам) об извещении  указанного лица о принятом  решении, об обеспечении государственной  регистрации решения в установленном  порядке и извещении указанного  лица о произведенной регистрации;

- указание на права  лица в связи с предстоящим  изъятием;

- поручения о подготовке  проекта соглашения с лицом,  у которого изымается земельный  участок;

При необходимости в  решение об изъятии могут быть включены и другие данные.

Законодательство предусматривает трехкратное предоставление собственнику, землевладельцу, землепользователю, арендатору земельного участка информации, связанной с изъятием земельного участка:

- до принятия решения  о предварительном согласовании  места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка для строительства, указанным лицам должна предоставляться информация о возможном изъятии земельного участка (п. 4 ст. 31 ЗК РФ). В этих случаях допускается информация через СМИ;

- после принятия решения  об изъятии земельного участка лицо, у которого земельный участок изымается, должно быть уведомлено органом, принявшим такое решение, о предстоящем изъятии не позднее, чем за один год до этого (ст. 63 ЗК РФ, п. 3 ст. 279 ГК РФ). Данное правило является обязательным – без предоставления данной информации изъятие невозможно;

- собственник земельного  участка, подлежащего изъятию,  а также лицо, использующее земельный  участок на праве пожизненного  наследуемого владения или постоянного  (бессрочного) пользования, должны  быть извещены о произведенной государственной регистрации решения об изъятии земельного участка, с указанием даты регистрации (п. 4 ст. 279, ст. 283 ГК РФ); данный вид информирования также обязателен, однако он имеет отношение уже к следующему этапу процедуры изъятия земельного участка.

Обязательность государственной  регистрации решения об изъятии  земельного участка предусмотрена  лишь Гражданским кодексом РФ (п. 4 ст. 279).

Государственная регистрация  решений об изъятии земельных  участков осуществляется в Управлении Федеральной Регистрационной службы, органом, осуществляющим изъятие.

Правовые последствия  государственной регистрации решений  об изъятии земельных участков заключаются  в том, что с момента регистрации  лицо, у которого изымается земельный  участок, несет риск отнесения на него расходов, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на данном участке, проведением на нем иных мероприятий, существенно повышающих стоимость земли.

Заключение соглашения с собственником или обладателем иного права на земельный участок, подлежащий изъятию. Данный этап наступает при согласии правообладателя с предстоящим изъятием у него земельного участка и при отсутствии спора об условиях изъятия.

Основная цель соглашения – определить выкупную цену изымаемого земельного участка (или размер убытков – при изъятии участков у землевладельцев, землепользователей, арендаторов, т.е. лиц, не являющихся собственниками участка), сроки выплаты выкупной цены или возмещения убытков, другие условия изъятия.

Соглашение заключается в свободной форме, с соблюдением положений гражданского законодательства о правилах совершения сделок. При изъятии земельного участка у собственника в качестве обязательного условия соглашение должно включать обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (в зависимости от того, кем производится изъятие) уплатить выкупную цену земельного участка (п. 1 ст. 281 ГК РФ).

Соглашение может быть заключено в любое время, в  том числе до истечения одного года с момента уведомления правообладателя о принятии решения об изъятии земельного участка.

Предъявление иска в суд об изъятии  земельного участка.

Данный этап имеет место при  необходимости принудительного  изъятия земельного участка, т.е. в  случаях, когда обладатель прав на участок не согласен с его изъятием либо с условиями изъятия (с размером выкупной цены и т.д.).

Действующее законодательство ограничивает право органа, принявшего решение  об изъятии, на предъявление соответствующего иска в суд двухлетним сроком с момента направления уведомления о предстоящем изъятии земельного участка (ст. 282 ГК РФ). Учитывая то, что уведомление об изъятии должно быть направлено не позднее чем за год до предстоящего изъятия, в распоряжении изымающего органа остается не более одного года для предъявления иска. Законодательство не содержит прямого запрета изымающим органам обратиться в судебные органы и до истечения годичного срока с момента направления уведомления (при условии явно выраженного несогласия обладателя прав на земельный участок с изъятием участка или условиями изъятия), однако все же в этом случае в удовлетворении искового заявления соответствующего органа должно быть отказано. На это недвусмысленно указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства": "Если иск о выкупе земельного участка предъявлен до истечения одного года с момента получения собственником земельного участка уведомления о принятии решения об изъятии, либо позднее двух лет с момента его направления собственнику, исковое требование указанных органов не подлежит удовлетворению" (п. 27).

При рассмотрении судом иска о выкупе земельного участка у собственника или о принудительном прекращении иного права на земельный участок, бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для решения об изъятии земельного участка (обоснование государственной или муниципальной нужды, необходимости ее удовлетворения с использованием именно данного земельного участка и т.д.) возлагается на орган, принявший решение об изъятии. Это вытекает, в частности, из установленного гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным законодательством правила о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (п. 1 ст. 56 ГПК РФ, п. 1 ст. 65 АПК РФ). Кроме того, в случае, если наряду с изъятием земельного участка требуется также принудительное прекращение права собственности на расположенные на нем объекты недвижимости, то в силу п. 1 ст. 239 ГК РФ соответствующий орган обязан доказать, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на данное недвижимое имущество. В противном случае суд обязан отказать в удовлетворении иска.

Информация о работе Основы экологического и земельного права