Нормативы качества окружающей среды

Дата добавления: 10 Февраля 2012 в 15:21
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: контрольная работа
Скачать полностью (26.95 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

контрольная.docx

  —  30.11 Кб

Содержание

1. Виды нормативов качества окружающей среды, их функции и критерии, учитывающиеся при их определении и утверждении 3

2. Правовые меры охраны лесов 8

3. Дайте правовую оценку ситуации 11

Список использованной литературы 12

1. Виды нормативов качества окружающей среды, их функции и критерии, учитывающиеся при их определении и утверждении

     Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов1.

     К нормативам качества окружающей среды относятся:

  • нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
  • нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
  • нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
  • иные нормативы качества окружающей среды.

     При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются  природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.

     Нормативы качества окружающей среды - это нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда. Данная группа экологических нормативов является одним из критериев определения благоприятности качества окружающей среды и может быть использована при защите экологических прав граждан в суде.

     Нормативы качества окружающей среды предусмотрены  многими документами: Постановлениями  Правительства РФ, ГОСТами, ОСТами, СНиПами, СанПиНами, ОБУВами, Приказами  МПР России и другими. Выделяют различные  виды нормативов качества окружающей среды: нормативы, установленные в  соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том  числе нормативы ПДК химических веществ, включая радиоактивные  вещества; нормативы предельно допустимых уровней воздействий, в том числе  вредных физических воздействий (шум, тепло, вибрация, магнитные поля и  т.д.) и радиационных воздействий; нормативы, установленные в соответствии с  биологическими показателями состояния  окружающей среды, в том числе  видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы ПДК  микроорганизмов; иные нормативы качества окружающей среды, установленные нормативно-правовыми  актами Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации.

     При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные  особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и  природно-антропогенных объектов, в  том числе особо охраняемых природных  территорий, а также природных  ландшафтов, имеющих особое природоохранное  значение. Для достижения целей экологического права в целом и сохранения экосистем в частности весьма важно учитывать названные выше особенности при установлении нормативов качества окружающей среды. Территория Российской Федерации обширна и экологические системы в ее пределах разнообразны и обладают рядом особенностей. И эти особенности нельзя не учитывать при создании эколого-правового механизма, в том числе при нормировании. В Законе РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г. это было сделано более ясно. Так, в соответствии с п. 2 ст. 26 указанного закона, с учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, национальных парков, курортных и рекреационных зон) для них устанавливаются более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на природную среду.

     Представляется, что и это законодательное  положение не вполне корректно. В  рамках рассмотренной выше тесной взаимосвязи  нормативов качества и нормативов предельно  допустимого воздействия на окружающую среду, для соответствующих территорий прежде всего должны быть установлены  более строгие нормативы качества окружающей среды, а уже на их основе - более строгие нормативы предельно  допустимых вредных воздействий  на нее. Указанный дифференцированный подход к установлении нормативов впервые  в истории отечественного права  был выражен еще в 1980 г. в Законе СССР "Об охране атмосферного воздуха". В нем было указано, что нормативы  предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном  воздухе и уровней вредных  физических воздействий на него являются едиными для всей территории СССР, в необходимых случаях для  отдельных районов устанавливаются  более строгие нормативы предельно  допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

     Логика  позиции законодателя в изложенном вопросе вполне понятна и оправданна. Потребность в дифференциации нормативов качества окружающей среды возникает  в связи с наличием на территории России различных природных и  климатических зон и соответственно с различной реакцией растительных и животных организмов и экологических  систем на однотипные воздействия. Так, по данным Лаборатории охраны природы Кольского филиала АН СССР, "моховые и лишайниковые тундры, еловые, сосновые и лиственные леса, моховые болота будут деградировать даже при соблюдении общесоюзных нормативов ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе2". Эмпирическим путем установлено, что для сохранения экологических систем на соответствующих территориях нормативы ПДК должны быть ужесточены на 20%.

     Необходимость дифференциации нормативов осознается и применяется на практике не часто. Это, например, проявляется, в Законе об охране озера Байкал: на основании  данных научных исследований должны разрабатываться и утверждаться нормативы предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера  Байкал, а также методы их определения (ст. 13). Отрадно, что законодательно закреплено такое очевидное требование к разработке и установлению нормативов: установлению нормативов качества окружающей среды для каждой природно-климатической  зоны с учетом особенностей экосистем  должны предшествовать научные исследования. Одновременно очевидна потребность  установления более строгих нормативов ПДК также с учетом повышенной социальной и экологической ценности отдельных территорий - заповедников, заказников, курортных и рекреационных  территорий.

     "Выявление  районов, для которых должны  быть установлены более жесткие  нормативы ПДК загрязняющих веществ  в атмосферном воздухе - важная  и срочная задача органов общегосударственной  службы наблюдения и контроля  за уровнем загрязнения природной  среды"3. Это суждение было высказано четверть века назад. Однако, несмотря на осознание исследуемой меры законодателем, установление нормы в законе, она не была реализована ни применительно к экологически более чувствительным естественным природным системам, ни применительно к особо охраняемым природным территориям. Реализация этой меры особенно актуализируется сейчас в связи с перспективами интенсификации крупномасштабных работ по разработке месторождений минеральных ресурсов в арктической части России4.

     В настоящее время только в двух действующих Федеральных законах - Законе об охране озера Байкал и  Федеральном законе "О внутренних морских водах, территориальном  море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31 июля 1998 г. предусмотрена  необходимость разработки и установления нормативов качества окружающей среды  для соответствующих территорий. Очевидно, что эти нормативы должны быть разработаны с учетом особенностей естественных экологических систем, отношения по поводу которых регулируются названными Законами.

     Как отмечалось, экологические нормативы, в частности нормативы качества окружающей среды, могут служить  важным средством как предупреждения деградации экологических систем, так  и их восстановления.

2. Правовые меры  охраны лесов

     Леса  подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

     Охрана  и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

     Невыполнение  гражданами, юридическими лицами, осуществляющими  использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов  в части охраны и защиты лесов  является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи  лесных насаждений, а также для  принудительного прекращения права  постоянного (бессрочного) пользования  лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.

     Охрана  лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным  законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О  пожарной безопасности" и Лесным кодексом РФ.

     В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:

  • противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
  • создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
  • мониторинг пожарной опасности в лесах;
  • разработка планов тушения лесных пожаров;
  • тушение лесных пожаров;
  • иные меры пожарной безопасности в лесах.

     Привлечение граждан, юридических лиц для  тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным  законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О  защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера".

     Правила пожарной безопасности в лесах устанавливаются  Правительством Российской Федерации.

     Так, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. N 417 были утверждены Правила  пожарной безопасности в лесах.

     Указанные Правила устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении  иной деятельности в лесах, а также  при пребывании граждан в лесах  и являются обязательными для  исполнения органами государственной  власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и  гражданами.

     Защита  лесов направлена на выявление в  лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к  карантинным объектам, - на их локализацию  и ликвидацию.

     Защита  лесов от вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, осуществляется в соответствии с Федеральным  законом от 15 июля 2000 года N 99-ФЗ "О  карантине растений".

     В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются:

  • лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы);
  • лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг;
  • авиационные работы и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов;
  • санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия);
  • установление санитарных требований к использованию лесов.

     Правила санитарной безопасности в лесах  устанавливаются Правительством Российской Федерации.

     Так, Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах. Указанные  Правила устанавливают единые порядок  и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а  также от негативных воздействий  на леса и санитарные требования к  использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах. Правила санитарной безопасности в лесах для каждого лесного  района устанавливаются Министерством  природных ресурсов Российской Федерации.

Страницы:12следующая →
Описание работы
Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов1.
К нормативам качества окружающей среды относятся:
нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
Содержание
1. Виды нормативов качества окружающей среды, их функции и критерии, учитывающиеся при их определении и утверждении 3
2. Правовые меры охраны лесов 8
3. Дайте правовую оценку ситуации 11
Список использованной литературы 12