Международно-правовой механизм охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в поиске эффективных путей, направленных на гарантированное обеспечение благоприятной окружающей среды, экологической безопасности с применением международно-правовых экологических принципов и норм.

Содержание

Введение 3
I. Общие положения и понятие международного права охраны окружающей среды 5
§1. Понятие и источники международного права охраны окружающей среды5
§2. Объекты международно-правовой охраны окружающей среды 13
§3. Принципы международного права окружающей среды 17
II. Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды 18
§1. Международные экологические организации 20
§2. Международные конференции по окружающей среде 26
§3. Участие России в международном сотрудничестве 32
III. Международные правонарушения в области окружающей среды 37
§1. Международная ответственность за экологические правонарушения 37
§2. Международный экологический суд 41
Заключение 43
Список используемых источников и литературы 46
Приложения 48

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 453.28 Кб (Скачать)
">§3. Участие России в международном сотрудничестве

    В соответствии со статьей 92 Закона «Об  охране окружающей природной среды» «Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной  среды» Российская Федерация исходит  в своей политике в области охраны окружающей природной среды из необходимости обеспечения всеобщей экономической безопасности и развития международного природоохранного сотрудничества в интересах настоящего и будущего поколений и руководствуется следующими принципами:

  • каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях;
  • каждое государство имеет право на использование окружающей природной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан;
  • экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов;
  • хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить ущерб окружающей природной среде, как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;
  • недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы;
  • должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных ресурсов на основе международно признанных критериев и параметров;
  • должен быть обеспечен свободный и беспрепятственный международный обмен научно-технической информацией по проблемам окружающей природной среды и передовых природосберегающих технологий;
  • государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологических ситуациях;
  • все споры, связанные с проблемами окружающей природной среды, должны разрешаться только мирными средствами.14

    Таким образом, Россия признает приоритет  международных правовых норм в сфере  охраны окружающей природной среды.

    Охрана  окружающей среды осуществляется на нескольких международных уровнях:

    - с другими странами СНГ;

    - со странами Балтии;

    - с восточноевропейскими странами;

    - с индустриально развитыми государствами;

    - с развивающимися странами.

    Объекты охраны окружающей среды делятся  на:

  • находящиеся в пользовании всех государств (атмосфера, озоновый слой, Мировой океан);
  • используемые несколькими или многими государствами (Антарктида, Балтийское, Черное, Баренцево моря);

    используемые  двумя государствами (как правило, пограничные объекты - реки Дунай  и Амур, мигрирующие животные).15

    Российская  Федерация участвует более чем  в 50 международных природоохранных  договорах, конвенциях, соглашениях. Наша страна явилась одним из инициаторов  и стала участницей подписания исторических международных соглашений:

    - Конвенции о запрещении военного  или любого другого враждебного  использования средств воздействия  на природную среду (1977 г.)

16 Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - http://www.garant.ru/

17 Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 1998. – 688 с

 

- Договора  о принципах деятельности государств  по исследованию и использованию  космического пространства, включая  Луну и другие небесные тела. Сейчас с участием России реализуются  Конвенция о трансграничном загрязнении  воздуха на большом расстоянии (1979 г.), Конвенция о защите Черного  моря от загрязнения (1992 г.), Конвенция  о трансграничном воздействии  промышленных аварий (1992 г.), Конвенция  омеждународной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.) и др.

   В 1992 г. в Москве страны СНГ заключили  межправительственное соглашение о  взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды. В соответствии с ним в июле 1992 г. на совещании в Минске руководители природоохранных ведомств государств - участников соглашения подписали  Протокол о создании и полномочиях  Межгосударственного экологического совета (МЭС). Этот совет был учрежден для согласования природоохранной  деятельности государств. В качестве рабочего органа был создан Секретариат  Совета. Деятельность Секретариата фиксируется  Межгосударственным экологическим  фондом. Ежегодные взносы участников этого фонда равны 0,05% валового национального  дохода каждой из стран. Основной задачей  фонда является финансирование межгосударственных экологических программ. Советом  был утвержден перечень самых  уязвимых природных зон на территории стран содружества: Чернобыльская  зона, бассейны Амударьи, Днепра; озеро  Балхаш; Черное, Азовское, Каспийское моря; Приаралье. В настоящее время  разрабатываются несколько соглашений между странами СНГ: об охране и использовании  мигрирующих видов птиц и млекопитающих  и мест их обитания; о редких, находящихся  под угрозой исчезновения видах  животных и растений; о сотрудничестве между МЭС и ЮНЕП.

    Активно развивается двустороннее сотрудничество России с США, скандинавскими странами, Германией.

    На  очередной сессии Российско-Американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству подписано совместное заявление в области охраны окружающей природной среды. Правительство  США выразило готовность оказать  техническое содействие и поддержку  конкретным российским природоохранным  проектам - это сотрудничество по

    проблемам озера Байкал; управление качеством  воздуха (Волгоград); обучение и подготовка кадров.

    Подписано соглашение между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики о реализации проектов сотрудничества в области охраны окружающей среды  по объектам, расположенным на территории Республики Карелия, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областей и  г. Санкт-Петербурга. В перечень приоритетных проектов включены: строительство водоочистных сооружений и завода по переработке  сложных отходов; внедрение экологически безопасных процессов в деревообрабатывающей и машиностроительной промышленности.

    Основные  направления сотрудничества с Норвегией  связаны с исследованием проблем  локального загрязнения окружающей среды комбинатом «Печенганикель», а также загрязнением Баренцева  и Карского морей.

    В ходе сессии Российско-Датской комиссии по охране окружающей среды намечена большая программа действий, определено для совместной реализации более 20 проектов.

    Развивается российско-германское сотрудничество, в частности, по решению экологических  проблем в Тульской и Калининградской  областях, в районе озера Байкал. Завершены работы по внедрению проекта  ИРИС (создание системы радиологического мониторинга) в местах расположения объектов атомной энергетики. На Смоленской АЭС установлена и введена  в действие аппаратура, налажен сбор информации о радиологической обстановке, ее обработка и обмен с Германией. Затем проект ИРИС будет введен на Курской и Ленинградской станциях.

    Продолжаются  двусторонние контакты и сотрудничество с Нидерландами, Канадой, Великобританией  и Китаем.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III. Международные правонарушения в области окружающей среды

§1. Международная ответственность за экологические правонарушения

    Проблема  международной ответственности  государств является одной из сложнейших в международном праве и не имеет однозначного решения ни в  доктрине, ни в практике межгосударственного  общения. Она является коренной для  обеспечения международного правопорядка. Под международной ответственностью за экологические правонарушения понимается наступление для субъекта международного права окружающей среды, нарушившего предусмотренные им требования, неблагоприятных последствий (схема 2).

    Основанием  применения международной ответственности  служит экологическое правонарушение, которое проявляется в основном либо в невыполнении субъектом международного права окружающей среды взятого  на себя международного обязательства, либо в причинении экологического ущерба посредством загрязнения моря нефтью, трансграничного загрязнения окружающей среды соседнего государства  и т.п.

    Важным  элементом международного экологического правонарушения служит причинно-следственная связь между противоправным поведением субъекта международного права и  причиненным экологическим ущербом. Существенное значение имеет вина правонарушителя. Одновременно в современной международной  практике применяется и безвиновная  или объективная (strict liability) ответственность.

    В соответствии с современным международным  правом международные правонарушения подразделяются на преступления и деликты. Понятие международного преступления определено в ст. 19 Проекта статей о международной ответственности, разработанного Комиссией международного права (схема 3). Это — международно-правовое деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных

    интересов международного сообщества, что его  нарушение рассматривается как  преступление перед международным  сообществом в целом. В соответствии с международными нормами права  окружающей среды международные  экологические преступления могут, в частности, быть результатом тяжкого  нарушения международного обязательства, имеющего основополагающее значение для  защиты окружающей среды, — такого, как обязательство, запрещающее  массовое загрязнение атмосферы  или морей.

    Всякое  международно-правовое деяние, которое  не является международным преступлением, признается международным деликтом, или ординарным правонарушением.

    В международном праве предусмотрено  два вида ответственности государства: материальная и нематериальная (политическая). Материальная ответственность применяется  посредством репарации, т.е. материального, в основном денежного возмещения ущерба, или ресторации, т.е. восстановления нарушенного состояния природной  среды. Международная практика свидетельствует  о том, что причинение вреда природной  среде, как правило, влечет возмещение только прямого ущерба.

    Нематериальная (политическая) ответственность применяется  в разных формах: сатисфакции (к примеру, принесение извинений, наказание государством виновных), применения экономических  и иных санкций вплоть до применения вооруженной силы.

    Характерно  то, что лишь немногие международные  конвенции, договоры и соглашения предусматривают  меры ответственности. Как правило, в них не устанавливаются конкретные санкции за совершаемые экологические  правонарушения. В некоторых международных  актах в области охраны окружающей среды, касающихся ее загрязнения, ответственность  регулируется достаточно подробно.16

18 Эффективная юридическая ответственность в охране окружающей среды. / Отв. ред. О.С. Колбасов, Н.И. Краснов. – М.: Наука, 1985. – 326 с.

    Так, Брюссельская конвенция о гражданской  ответственности за ущерб от загрязнения  нефтью (1969 г.) установила объективную  ответственность судовладельца  за ущерб от загрязнения нефтью, причиненный в территориальных  водах прибрежного 

    государства судами, принадлежащими государству, подписавшему Конвенцию, которые используются в  коммерческих целях. Собственник судна  отвечает за всякий ущерб от загрязнения  моря, который явился результатом  утечки или слива нефти.

    Данная  Конвенция предусматривает обязательное страхование ответственности за ущерб от загрязнения при перевозке  судном более 2000 т нефти наливом. В качестве альтернативы страхованию  Конвенция дает владельцу судна  возможность предоставить иное финансовое обеспечение, к примеру, гарантию банка  или свидетельство, выданное международным  компенсационным фондом, на сумму, соответствующую  пределу ответственности, установленному Конвенцией. Каждому судну, выполнившему это требование, выдается свидетельство. При его отсутствии судну может  быть запрещено заходить или покидать порт государства — участника  Конвенции.

Информация о работе Международно-правовой механизм охраны окружающей среды