Контрольная работа по "Экологическому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:31, контрольная работа

Описание работы

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания.

Содержание

Экологическая ответственность за нарушения экологического законодательства.
1. Понятие юридической ответственности за экологические правонарушения………………………………. 2
2. Административная и гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения………………………………………………… 5
3. Уголовная ответственность за экологические преступления……………….9
4. Задача ………………………………………………………………………... 12

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

Составы экологических  преступлений отличаются от составов других видов, предусмотренных уголовным  законодательством, по двум основным признакам  — объекту и наличию вреда, причиненного природной среде. Непосредственным объектом экологического преступления является компонент природной среды, органически связанный с окружающим естественным миром. Для природных объектов в экологических преступлениях характерно то, что эти объекты соединяют в себе три титула — объектов природы, объектов собственности и объектов хозяйствования. Другой важной особенностью экологических преступлений является причинение вреда природной среде. Поэтому деяния, которые квалифицируются как преступные, но не причиняющие непосредственно вреда природе, не могут рассматриваться как экологические преступления. Уголовный кодекс РФ, предусматривает семнадцать составов экологических преступлений. Среди них одно из центральных мест занимают ст. 250-251, регламентирующие ответственность за загрязнение водоемов и воздуха, и ст. 252, предусматривающая уголовную ответственность за загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, либо другими отходами и материалами.

Указанные виды преступлений способны причинить ущерб непосредственно нескольким объектам в области охраны и использования природных ресурсов и объектов природы, а также другим, связанным с ними объектам, т.е. вред носит комплексный характер. Среди других экологических преступлений следует указать следующие: посягающие на общественные отношения в области использования и охраны земли (ст. 254 УК); посягающие на общественные отношения в области охраны и использования дикой фауны (ст. 256, 258, 259 УК); посягающие на общественные отношения в области использования и охраны недр (ст. 255 УК); посягающие на общественные отношения в области использования и охраны флоры (ст. 260,261,262 УК).

Применение  уголовной ответственности характеризуется  особыми уголовно - процессуальными процедурами (дознание, предварительное следствие, судебное разбирательство уголовного дела), применение уголовного наказания — только судом. Уголовная ответственность предусматривает более строгие меры ответственности для нарушителей в сфере природопользования по сравнению с иными видами ответственности. Так, лишение свободы, конфискация имущества, штрафы значительно превышают размер, установленный при административном взыскании. Субъектами уголовной ответственности за экологические преступления могут быть только физические лица, достигшие 16-летнего возраста.

В УК РФ расширяются и дифференцируются параметры уголовно-правовой ответственности за экологические преступления, в том числе преступления, связанные с опасными для общества и окружающей среды вредными воздействиями на различные объекты экологической системы — землю, атмосферу, воды, животный и растительный мир, безопасность человека. Предусматривается (что очень важно) уголовно-правовая ответственность за нарушение правил экологической безопасности при проектировании, размещении, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на окружающую природную среду; уголовная ответственность должностных лиц за преднамеренное сокрытие или искажение экологической информации. Закрепление в уголовном законе положения об обязанности должностных лиц соответствующих государственных органов своевременно обеспечивать граждан необходимой экологической информацией, особенно в сфере безопасности человека, является исключительно важным с точки зрения предотвращения вредных для граждан последствий, а также расширения возможности предъявлять к государственным органам требования о возмещении гражданам вреда причиненного экологическими преступлениями.

 

 

 

Задача.

 

Правление  сельскохозяйственного  кооператива  предъявило  в суде иск к дирекции государственного заповедника о возмещении ущерба, причиненного хозяйству в результате уничтожения кабанами, обитающими в заповеднике, урожая картофеля на площади 20 га.  Дирекция заповедника отказалась принять исковые требования, указав, что она не может нести ответственность за поведение диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы. 

Проанализируйте сложившуюся ситуацию.

 

 Решение:

   Позицию дирекции государственного заповедника считаю правомерной по следующим основаниям:

  1). В соответствии  со ст. 58, 59 от 10. 01. 2002 года №7 ФЗ  « Об охране окружающей среды»  «…Природные объекты, имеющие  особое природоохранное, научное,  … и иное ценное значение, находятся  под особой охраной. Для охраны  таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

  Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством «Об особо охраняемых природных территориях»

 В свою  очередь, ФЗ от 14. 03. 95 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (с изменениями и дополнениями) (статьи 6-9), устанавливает следующее:

На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, вода, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого- просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

  Государственные природные заповедники являются природоохранными учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Земля, вода, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными  законами.

  Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники.

Природные ресурсы  и недвижимое имущество государственных  природных заповедников полностью  изымаются из оборота. Одна из основных задач заповедника: осуществление  охраны природных территорий в целях  сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов. На прилегающих к территориям государственных природных заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

 

 Режим особой  охраны территорий государственных  природных заповедников:

  На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном заповеднике.

  Выше перечисленными нормами установлено, что земля, на которой расположен заповедник, находится в пользовании государственного заповедника и полностью изымается из хозяйственного использования. Переход прав пользования землёй к другим лицам не допускается.

  Следовательно, сельскохозяйственному  кооперативу не мог быть выделен земельный участок, принадлежащий заповеднику и участок, расположенный в охраняемой зоне, и, соответственно, организация не имела права производить посадку картофеля на территории заповедника.

 

2). Поскольку  на территории заповедника, согласно  ФЗ от 24. 04. 95 года № 52 ФЗ «  О животном мире», должны соблюдаться  такие правила, как:

 Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.

При осуществлении  различных видов хозяйственной  деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.

Независимо от видов особо охраняемых природных территорий в целях охраны мест обитания редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов животного мира, выделяются защитные участки территорий и акваторий,  имеющие местное значение, но необходимые для осуществления их жизненных циклов. На защитных участках территорий и акваторий запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и технологии их проведения, если они нарушают жизненные циклы объектов животного мира.

Следовательно, на территории заповедника, в охраняемой зоне, прилегающей к государственному заповеднику, запрещена деятельность, в том числе хозяйственная, оказывающая  и влекущая за собой изменение  среды обитания объектов животного мира и ухудшение их размножения и проч.

  Между тем, из условия задачи можно сделать вывод, что деятельность сельскохозяйственного  кооператива по размещению посадок картофеля, по которым не должны перемещаться животные, влечёт ограничение свободы миграции животных заповедника.

  Я считаю, что суд при рассмотрении иска правления сельскохозяйственного  кооператива, руководствуясь вышеизложенным, должен установить следующее:

   Земля находится в пользовании заповедника, в соответствии с законодательством, сельскохозяйственный  кооператив производил посадку картофеля не на отведённом для этих целей земельном участке.  Государственный заповедник создан для сохранения среды обитания диких животных. Он не несёт ответственности за поведение диких животных.

   Суд должен вынести решение об отказе истцу в удовлетворении исковых требований.

 

 

 

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изменениями и дополнениями)/Справочная правовая система КонсультантПлюс.

2. Кодекс Р.Ф.  об административных правонарушениях  от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями  и дополнениями)/Справочная правовая  система КонсультантПлюс.

3. Уголовный  кодекс Р.Ф. от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями)/Справочная  правовая система КонсультантПлюс.

4. Федеральный  закон «О животном мире» от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ (с изменениями  и дополнениями)/Справочная правовая  система КонсультантПлюс.

5. Федеральный  закон «Об охране окружающей  среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (с  изменениями и дополнениями)/Справочная правовая система КонсультантПлюс.

6. Федеральный  закон «Об особо охраняемых  природных территориях» от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ (с изменениями и  дополнениями)/Справочная правовая  система КонсультантПлюс.

7. Бринчук М.М.  Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. – М.: Юристъ, 2000.- 688 с..

8. Экологическое  право: учебник (под ред. С.А.  Боголюбова. – 2-е изд., перераб.  и доп. – М.: Издательство Юрайт;  ИД Юрайт, 2011.- 482 с..

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Экологическому праву"