Экологические правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:57, контрольная работа

Описание работы

Понятие, содержание и состав экологических правоотношений.
Экологические правоотношения - общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права.
Основанием возникновения правоотношений служат юридические факты. В области экологии имеет значение подразделения их на события и действия.
Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воли человека (стихийные бедствия, пожары, извержения вулканов, и т.п.) Они не всегда выступают как чисто природные как чисто природные явления, а часто как следствие непродуманной деятельности человека. Действующее законодательство учитывает наличие таких факторов в двух аспектах: в виде возложения обязанностей на полномочные органы государства, хозяйствующих субъектов по предупреждению и устранению вредных последствий природных факторов.

Содержание

1. Понятие, содержание и состав экологических правоотношений.
2. Понятие, состав и правовой режим природно- заповедного фонда.
3. Правовой режим использования и охраны вод.
4. Задача.

Работа содержит 1 файл

экологическое право.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

Содержание.

 

 

1. Понятие, содержание и состав экологических правоотношений.

 

2. Понятие, состав и правовой режим природно- заповедного фонда.

 

3. Правовой режим использования и охраны вод.

 

4. Задача.

 

1. Понятие, содержание и состав экологических правоотношений.

 

Экологические правоотношения - общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные  нормами экологического права.

Основанием  возникновения правоотношений служат юридические факты. В области  экологии имеет значение подразделения их на события и действия.

Событие возникает  и порождает эколого-правовые отношения  помимо воли человека (стихийные бедствия, пожары, извержения вулканов, и т.п.) Они не всегда выступают как чисто  природные как чисто природные  явления, а часто как следствие непродуманной деятельности человека. Действующее законодательство учитывает наличие таких факторов в двух аспектах: в виде возложения обязанностей на полномочные органы государства, хозяйствующих субъектов по предупреждению и устранению вредных последствий природных факторов.

Действие - наиболее распространенное основание возникновения  экологических правоотношений. Т.к. антропогенная деятельность является основным источником причинения вреда  природной среде, а через нее  и человеку. Действия можно подразделить на позитивные и негативные.

Позитивное  поведение человека как участника  правоотношений означает выполнение им в процессе природопользования экологических  предписаний закона.

Такие действия можно подразделить на:

1. Использование природных ресурсов.

2. Охрану окружающей  природной среды. 

Т.е. на экономические  действия, оказывающие влияние на природную среду и на экологические - нейтрализующие вредные последствия  указанной деятельности.

Негативное  экологическое правоотношение - когда нарушаются экологические предписания, причиняется вред природной среде и здоровью человека. Такие юридические факты становятся Экологическими правонарушениями. Негативные экологические правоотношения формируют механизм эколого-правовой ответственности.

Непременным участником экологических правоотношений является государство, как субъект в лице своего компетентного органа. Государство остается субъектом и тогда, когда природные ресурсы становятся собственностью юридических или физических лиц, либо передаются им во владение, постоянное или временное пользование, аренду.

С другой стороны, субъектом экологических отношений становится юридическое или физическое лицо, оказывающее воздействие на окружающую среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства или охраны. Под Хозяйствующими субъектами понимаются предприятия, воздействующие на окружающую природную среду.

Государственные органы выступают в качестве носителей  экологических полномочий по управлению и контролю в области охраны окружающей природной среды.

Объектами экологических  правоотношений являются природные  объекты. В качестве таковых могут  выступать отдельные природные  объекты - леса, недра, и т.д. Кроме  того, объектами правоотношений могут  выступать природные комплексы: заповедники, национальные природные парки, заказники и т.д.

От вида объекта  правоотношения зависят те права  и обязанности, которые возникают  у субъектов.

Под содержанием  экологического правоотношения понимаются права и обязанности участников правоотношений по использованию и охране окружающей природной среды. По содержанию прав и обязанностей все субъекты подразделяются на четыре категории:

1. природопользователи  - носители прав и обязанностей  по рациональному использованию  природной среды. 

2. органы представительной и исполнительной власти, специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов, на контроль за охраной.

3. общественные  объединения экологического профиля,  наделенные правом участия в  экологических правоотношениях и правом общественного контроля за выполнением экологических предписаний.

4. органы судебно-прокурорского  надзора, осуществляющие надзор  за законностью экологических  правоотношений.

Наряду с  отраслевыми полномочиями существуют также комплексные полномочия. Носителями таких полномочий выступают специально уполномоченные государственные органы: Минприроды РФ.

 

 

Список использованной литературы.

1. Экологическое  право, учебник, 2006 год. под редакцией  профессора Боголюбова С.А.

2. Веденин Н.Н. Экологическое право: Вопросы и ответы- М.: Новый Юрист, 1998 год.

3. Ерофеев Б.В.  Экологическое право: Учебник-  М. : Новый Юрист, 1998 год.

 

2. Понятие, состав и правовой режим природно-заповедного фонда.

 

Природно- заповедный фонд представлен уникальными природными комплексами, полностью или частично изъятыми из хозяйственной деятельности, предназначенными для использования в научных и природоохранных целей, подлежащим государственной охране. К нему относятся заповедники, национальные парки и заповедные лесные участки.

Все возрастающие темпы вовлечения природных ресурсов в сферу производства, усиление использования  природной среды для удовлетворения различных потребностей общества и  обеспечения жизнедеятельности  человека вызывают необходимость сохранения отдельных участков природы в их первозданном виде. Эти участки являются особо охраняемыми территориями (акваториями), которые выполняют экологические, генетические, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, культурно-просветительные функции, и изымаются из активного хозяйственного освоения. В Федеральном законе РФ об особо охраняемых природных территориях, принятом Государственной Думой РФ 14 марта 1995 г., сказано, что особо охраняемые природные территории — это участки земли и водного пространства, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. С учетом различий в статусе и режиме устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные (федерального значения); б) национальные парки (федерального значения); в) природные парки (субъектов РФ); г) государственные природные заказники (федерального и регионального значения, субъектов РФ); д) памятники природы (федерального и регионального значения, субъектов РФ); е) лечебно-оздоровительные местности (федерального, регионального и местного значения). Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования природно-заповедного фонда РФ на федеральном уровне осуществляется Правительством РФ и специально уполномоченными органами РФ в области охраны окружающей среды. В отношении природно-заповедного фонда регионального значения и субъектов РФ осуществляются управление и контроль органами государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды. Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляются органами местного самоуправления.

Для объектов и  территорий, отнесенных к заповедному фонду устанавливается специальный правовой режим (3 вида):

1. режим абсолютного заповедывания предполагает недопустимость вмешательства в естественный ход природных процессов. Не подверглись вмешательству заповедники, памятники природы, растения и животные, внесенные в красную книгу;

2. режим относительного заповедывания- установление абсолютных запретов на хозяйственное использование 1или 2 компонентов окружающей среды с допущением ограничения эксплуатации других природных ресурсов, расположенных на данной территории. Государственные природные заказники;

3. смешанный режим заповедывания охраны. Имеют следующее: зоны абсолютного заповедывания и зоны относительного заповедывания, где допускается использование природных ресурсов. Национальный парк, природный парк.

Государственный кадастр особо охраняемых природных  территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного  фонда. Государственный кадастр  особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе  этих территорий, об их географическом положении и границах, их режиме, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Следует иметь в виду, что земельное законодательство выделяет специальную категорию земель в земельном фонде России - земли особо охраняемых природных территорий (природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения). Земли природоохранного, природно-заповедного назначения - это земли заказников, заповедников, памятников природы и др.; земли оздоровительного назначения - земли курортов; земли рекреационного назначения - земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения; земли историко-культурного назначения - земли историко-культурных заповедников, мемориальных парков, погребений, археологических памятников. Все природные объекты, расположенные на указанных землях, могут быть отнесены к заповедным.

 

3. Правовой режим использования и охраны вод.

 

Характерной особенностью правового режима вод является всестороннее регулирование их охраны от различных вредных воздействий.

Правовая охрана вод - это система закрепленных законом мер, направленных на предотвращение их загрязнения, засорения и истощения. Загрязнением или засорением водное законодательство признает ухудшение качества вод в результате сброса в водные объекты или поступления в них иным способом вредных веществ (загрязнение) либо предметов или взвешенных частиц (засорение). Истощение вод - устойчивое сокращение их объема (ст. 1 Водного кодекса РФ).

В сфере охраны водных объектов важное значение имеют разработка и  реализация государственных программ по использованию и охране вод, экологический мониторинг водных объектов, осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод, ведение государственного водного кадастра.

С целью обеспечения соблюдения юридическими лицами и гражданами установленного порядка рационального использования и охраны водных объектов, стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны вод, режима использования территорий водоохранных зон водных объектов и иных требований водного законодательства осуществляется государственный контроль за использованием и охраной вод органами исполнительной власти субъектов РФ, Министерством природных ресурсов РФ, государственными органами в области охраны окружающей среды.

Законодательством предусмотрено, что использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последствиями для водных объектов. При их использовании гражданам и юридическим лицам необходимо проводить производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Данные требования раскрываются через систему рассмотренных выше обязанностей указанных субъектов, образующих содержание права водопользования.

Вместе с тем водное законодательство устанавливает целый  ряд специальных мер, требований и запретов но охране вод.

Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается в первую очередь с помощью установления и соблюдения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты. Они устанавливаются исходя из:

- предельно допустимой величины антропогенной нагрузки, длительное воздействие которой не приведет к изменению экосистемы водного объекта;

- предельно допустимой  массы вредных веществ, которая может поступить в водный объект и на его водосборную площадь.

В целях охраны вод, обеспечения здоровья и безопасности населения устанавливаются нормативы содержания загрязняющих, вредных веществ в воде - их предельно допустимые концентрации (ПДК). На поддержание качества вод, соответствующего этим нормативам, направлены нормы водного законодательства, регулирующие хозяйственную деятельность, которая оказывает негативное воздействие на воды.

Для предупреждения и устранения загрязнения водных объектов, которое может наступить в результате этой деятельности, определяются источники загрязнения. Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов.

Охрана водных объектов от загрязнения осуществляется посредством регулирования деятельности как стационарных, так и других источников загрязнения.

Граждане и  юридические лица при эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов и вредное воздействие вод (ст. 106). Сброс сточных вод, содержащих вредные вещества, допускается при наличии лицензии, выдаваемой органами управления использованием и охраной водного фонда, а также если такой сброс не приводит к увеличению содержания загрязняющих веществ свыше установленных норм - нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде (ПДК).

Информация о работе Экологические правоотношения