Экологическая политика и охрана окружающей среды как задача государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Государственное управление сегодня нацелено на решения новых задач, возникающих в современном обществе, на повышение эффективности самой системы государственного управления. Одной из задач безусловно возникающих в процессе государственно управления это экологическая политика и охрана окружающей среды.

Работа содержит 1 файл

Реферат по Системе ГиМУ.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

1.2. Теоретические и правовые основы управления в области охраны окружающей среды

     Согласно  Закону «Об охране окружающей среды» окружающая среда – это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; охрана окружающей среды – это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий; использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;7

     Так же Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» является главным аспектом в РФ в области экологии. Данный Закон раскрывает и аргументирует основные задачи регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

     В настоящее время значительная часть основных производственных фондов России не отвечает современным экологическим требованиям, а состояние 16 % территории страны характеризуется как экологически неблагополучное. В связи с этим защита окружающей среды сегодня становится базисной задачей государства.8

     Среди задач государственного регулирования в области охраны окружающей среды можно выделить следующие:

     - улучшение состояния окружающей  среды путем экологизации экономической  деятельности в рамках институциональных  и структурных преобразований;

     - формирование правовой основы  экономического механизма регулирования  природопользования и охраны  окружающей среды;

     - создание условий для становления  новой модели хозяйствования  и широкого применения экологически  ориентированных методов управления;

     - оценка хозяйственной емкости  локальных и региональных экосистем  страны, определение допустимого  антропогенного воздействия на  них;

     - активное участие в международных  экологических мероприятиях;

     - формирование эффективной системы  пропаганды идей экологической безопасности и создание соответствующей системы экологоправового воспитания и обучения (формирование экологического мышления).9

     Поиск эффективных государственных регуляторов  в области охраны окружающей среды  и природопользования связан с выбором  критерия эффективности природоохранных мероприятий:

     - критерий экологической эффективности  — объем выбросов не должен  превышать установленного максимально  допустимого-значения;

     - критерий экономической эффективности  в статическом смысле — достижение  экологической цели с минимальными народно-хозяйственными издержками при данном уровне технических знаний;

     - критерий экономической эффективности  в динамическом смысле постоянное  снижение минимума народно-хозяйственных  издержек на предотвращение ущерба  с развитием науки и техники;

     - критерий социальной эффективности  применяемых инструментов государственного  регулирования. Например, меры по  стимулированию природоохранных  мероприятий могут вызвать значительное  увеличение издержек производства, что может привести к уменьшению инвестиций, сокращению производства, в крайнем случае к закрытию предприятия. Меры по усилению природоохранных мероприятий могут противоречить обеспечению занятости в условиях высокой безработицы. В то же время меры по защите окружающей среды могут оказывать и положительное влияние на уровень занятости, например в результате создания новых рабочих мест в производственной и административной сферах, связанных с контролем за осуществлением природоохранных мероприятий;

     - критерий политической осуществимости мер по усилению защиты окружающей среды.10

     Таким образом, для достижения цели экологической  политики необходимо определить ее приоритеты и рассмотреть все возможные  последствия планируемых мероприятий.

     Система стандартов, инструментов и рычагов  регулирования, а также санкции в отношении нарушителей правовых норм так же определены Законом «Об охране окружающей среды».

     В России используются следующие группы методов: административное регулирование, предполагающее введение нормативных  стандартов и ограничений, а также прямой контроль и лицензирование процессов природопользования, указывающих производителю рамки, которые он должен соблюдать; система экономических стимулов — механизмов, предполагающих внедрение системы платежей за загрязнение, экологических налогов, субсидий, а также использование других экономических стимулов, имеющих целью заинтересовать производителя в рациональном природопользовании; природоохранное нормирование проводится с целью государственного регулирования нормативов качества окружающей среды и нормативов воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие; система специальных механизмов и инструментов.

     Важнейшим инструментом сохранения окружающей среды и ее устойчивого развития является законодательное закрепление основных принципов, механизмов, гарантий, критериев охраны окружающей природной среды, заложенных в Конституции, а также оценки качества окружающей среды. Поэтому экологическое законодательство ориентировано на регулирование общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, чтобы активизировать все эти юридические механизмы в интересах сохранения, рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства, сохранения благоприятной окружающей природной среды для настоящего и будущих поколений.

     Согласно Закону «Об охране окружающей среды» при осуществлении хозяйственной, управленческой и любой иной деятельности государственные органы, предприятия, учреждения и организации, т.е. все юридические и физические лица, обязаны руководствоваться следующими принципами:

     - соблюдение права  человека на благоприятную окружающую  среду;

     - обеспечение благоприятных  условий жизнедеятельности человека;

     - научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

     - охрана, воспроизводство  и рациональное использование  природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

     - международное сотрудничество  Российской Федерации в области  охраны окружающей среды.11

     Развитие  научно-технического прогресса и  связанная с ним деградация природной  среды обусловили необходимость усиления ее охраны, правового регулирования потребления отдельных природных компонентов, поэтому были приняты12:

     - Водный кодекс РФ (№74-ФЗ от 3.06.2006 года)

     - Лесной кодекс РФ (№200-ФЗ от 4.12.2006 года)

     - Земельный кодекс РФ (№136-ФЗ от 25.10.2001 года)

     - Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (№33-ФЗ от 14.03.1995 ред. от 30.12.2008)

     - Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (№89-ФЗ от 24.06.1998 ред. от 08.11.2008)

     - Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (№96-ФЗ от 04.05.1999 ред. от 30.12.2008)

     - Федеральный закон «О животном  мире» (№52-ФЗ от 24.04.1995 ред. от 14.03.2009)

     - Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1(ред. от 30.12.2008)"О недрах" 

 

     

Заключение

     Одной из важнейших задач экологической  деятельности государства в современных  условиях является создание эффективной  системы управления природопользованием  и охраной природы, которая бы обеспечила надежный механизм экологической безопасности, ресурсосбережение, заинтересованность предприятий и организаций в защите окружающей среды от загрязнения и других вредных последствий хозяйственной деятельности.

     Проблемы  загрязнения окружающей среды, оказывающие  существенное влияние на экономическое развитие, определены в экономической науке как отрицательные внешние эффекты (негативные экстерналии). Наиболее распространенным методом государственного воздействия на загрязнение окружающей природной среды является административное регулирование, заключающееся в прямых запретах и требованиях выполнения экономическими субъектами ряда действий, что подкрепляется мощью государственного аппарата принуждения. Однако практика показывает, что установленные стандарты и нормы выбросов, позволяют незначительно сократить размеры экстерналий и, как следствие, не приводят к оптимальному размещению ресурсов, поскольку не учитывают индивидуальных особенностей вовлеченных в подобные ситуации экономических субъектов.

     Рыночные  методы борьбы с загрязнением окружающей среды, применяемые в сочетании с административными в последние годы, также не дают ощутимых практических результатов. Реальные практические сдвиги в природоохранной работе могут быть получены в том случае, если государство применит политику баланса методов административного и рыночного регулирования процессов природопользования. 
 

 

Список  используемой литературы

     1. Федеральный закон «Об охране  окружающей среды». – М.: Издательство  «Омега-Л», 2009

     2. Бринчук М.М. Государственное  управление как эколого-правовая категория. // Экологическое право России: Сборник материалов научно-практических конференций. Вып. 5 / Под ред. профессора А.К. Голиченкова М.: Тиссо, 2004

     3. Гальперин М. В. Общая экология. – М.: Инфра-М, 2008

     4. Дубовик О.Л. Экологическое право.  М., 2003

     5. Платонова Н. А., В. А. Шумаева  В. А., Бушуева И. В. Государственное  регулирование национальной экономики:  Учебное пособие. – М.: Альфа-М:  ИНФРА-М, 2008

     6. Семьянова А.Ю. Экологическое право. Курс лекций. – ЗАО Юстицинформ, 2005

     7. http://www.consultant.ru/

Информация о работе Экологическая политика и охрана окружающей среды как задача государственного управления