Экологическая экспертиза

Автор: Анастасия Якимова, 18 Ноября 2010 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Экологическая экспертиза расценивается многими специалистами как один из важных и эффективных правовых инструментов, который предотвращает нанесение вреда окружающей природной среде.
В настоящее время уже никто не сможет отрицать, что негативное воздействие людей на окружающую природную среду с целью удовлетворить различные, прежде всего, материальные потребности человека. Из-за этого вот отрицательного воздействия на природу люди уже давно живут в экологическом кризисе. Об этом говорит нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с природой.

Содержание

Введение
Понятие, принципы, объекты и субъекты экологической экспертизы
Виды экологических экспертиз
Ответственность за нарушение законодательства, в области экологической экспертизы
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовик сам.doc

— 123.50 Кб (Скачать)
  • получать от структурных подразделений МПР России, специализированных в области экологической экспертизы, для ознакомления нормативно-технические документы, которые устанавливают требования к проведению ГЭЭ;
  • участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий ГЭЭ и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений ОЭЭ.
 

    Источником  данной проблемы является и  неопределенность нормы об "участии  в качестве наблюдателей" в  заседаниях экспертной комиссии  ГЭЭ. Каковы права и обязанности  наблюдателя? Естественно предположить, что наблюдатель может участвовать во всех заседаниях комиссии без права решающего голоса. Однако поскольку этот статус не уточнен ни законом, ни подзаконными актами, здесь также возможны неоднозначные трактовки. В одном из случаев, например, представители ГЭЭ настаивали на том, что наблюдатель имеет право присутствовать на заседании государственной экспертной комиссии лишь при обсуждении заключения ОЭЭ.

     Заключение  ОЭЭ направляется специально уполномоченным государственным органам в области  экологической экспертизы, осуществляющим ГЭЭ, заказчику документации, подлежащей ОЭЭ, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.

Заключение ОЭЭ  приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом (ростехнадзор).     Было бы естественным предположить, что в результате утверждения органами ГЭЭ заключение ОЭЭ, приобретая "юридическую силу", становится обязательным и фактически приобретает статус заключения ГЭЭ. Проведения же полномасштабной ГЭЭ в таком случае не требуется. Существуют и прецеденты "утверждения заключения ОЭЭ в качестве заключения ГЭЭ" (ОЭЭ проекта разработки золоторудного месторождения в Читинской области, проведенная местным Агентством общественной экологической экспертизы). Однако в разделах закона, регламентирующих проведение ГЭЭ, какие-либо положения о возможности такой процедуры отсутствуют; согласно нормам закона, проведение ГЭЭ является обязательным в любом случае. Поэтому на практике положение о придании "юридической силы" допускает различные толкования.

     Заключения  могут публиковаться в СМИ, передаваться органам местного самоуправления, органам  ГЭЭ, заказчикам документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам.

     Финансирование  ОЭЭ осуществляется за счет собственных  средств общественных организаций (объединений), общественных экологических  и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления11. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Ответственность за нарушение законодательства об экологической экспертизе.

В соответствии с ФЗ «об экологической экспертизе», ответственности за нарушение законодательства в данной области посвящена глава 7.

Виды  нарушений законодательства Российской Федерации об экологической  экспертизе: 
1. Нарушения законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами ( непредставление документации на экологическую экспертизу; фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения; принуждение эксперта экологической экспертизы к подготовке заведомо ложного заключения экологической экспертизы; и др.) 
2. Нарушениями законодательства Российской Федерации в области экологической экспертизы руководителями специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы и руководителями экспертных комиссий государственной  
экологической экспертизы (нарушение установленных настоящим Федеральным законом правил и порядка  
проведения государственной экологической экспертизы; нарушение порядка формирования и организации деятельности экспертных  
комиссий государственной экологической экспертизы; несоответствие оплаты выполненных работ их объему и качеству; и др.) 
3. Нарушениями законодательства Российской Федерации в области экологической экспертизы руководителями экспертной комиссии экологической экспертизы и экспертами экологической экспертизы (нарушение требований законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе, а также законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, стандартов и иных нормативно-технических документов; необоснованность выводов заключения экологической экспертизы; и др.) 
4. Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе должностными лицами государственных органов исполнительной власти и органов федерального надзора и контроля, а также органов местного самоуправления (фальсификация сведений и данных о результатах проведения экологической экспертизы; организация и (или) проведение экологической экспертизы неправомочными  
на то органами, организациями и общественными организациями (объединениями); незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы. 
5. Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе банковскими организациями, их должностными лицами, иными юридическими лицами, а также гражданами являются финансирование и кредитование реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической  
экспертизы. 
Законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов  
Российской Федерации могут быть установлены иные виды нарушений законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.

     В области экологической экспертизы, как и в иных, ответственность  подразделяется на уголовную, административную, гражданскую,  материальную и иные виды.

     1. уголовная ответственность.

     Лица, виновные в совершении нарушения  законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяжкие прямые или косвенные экологические и иные последствия, несут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

     2. Административная ответственность 
  
Лица, виновные в совершении административных правонарушений, если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответственность, привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. За нарушение законодательства об экологической экспертизе предусмотрена административная ответственность.

В статье 8.4 «нарушение законодательства об экологической  экспертизе»

1. Невыполнение  требований законодательства об  обязательности проведения государственной  экологической экспертизы, финансирование  или реализация проектов, программ  и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, -

влечет наложение  административного штрафа на граждан  в размере от одной тысячи пятисот  до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Осуществление  деятельности, не соответствующей  документации, которая получила  положительное заключение государственной  экологической экспертизы, -

влечет наложение  административного штрафа на граждан  в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных  лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч  рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч  рублей.

3. Незаконный отказ в государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы -

влечет наложение  административного штрафа на должностных  лиц от пяти тысяч до десяти тысяч  рублей12.

     3. Материальная ответственность. 
  
Должностные лица, эксперты экологической экспертизы, консультанты экологической экспертизы и иные работники, по вине которых органы экологической экспертизы и заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, понесли расходы в связи с возмещением вреда, причиненного неправомерными действиями в области экологической экспертизы, несут материальную ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством.

     4. Гражданско-правовая ответственность.      

1. Граждане и  юридические лица, права которых  нарушены органами экологической экспертизы, заказчиками документации, подлежащей экологической экспертизе, и иными заинтересованными лицами в результате неисполнения ими законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, могут требовать возмещения им убытков в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.  
     2. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, подлежит компенсации причинителем в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации13.
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Сегодня экологическая экспертиза в России является одним из наиболее эффективных  управленческих рычагов рационального  природопользования и охраны окружающей среды.

     Существуют  некоторые успехи и недостатки, проблемы и трудности в развитии этого института.

     Одной из главных «внутренних» сложностей в осуществлении экспертных оценок является несколько субъективный их характер и трудности оценки экологических  параметров окружающей среды.

     К числу «внешних» трудностей и нерешенных проблем экологической экспертизы относятся: их нормативно-процедурные различия и сложности в адаптации международных правил в этой области к национальному природоохранному законодательству. Часто мешают слишком длительные сроки экспертиз, снижающие их эффективность.

     Самым узким местом экологической экспертизы остается «внутренняя» проблема оценки качественных параметров окружающей среды, не только реальных, но, главное, прогнозируемых.

     Наименее  изученной областью экологической экспертизы является общественная экологическая экспертиза, декларированная, но мало чем обеспеченная в России. Данный вопрос требует исследований и разработок, соответствующих нормативно-методических документов14.

 

Список  использованной литературы:

Нормативно - правовые акты

1. "Кодекс РФ об административных правонарушениях  (КоАП РФ) от 30.12.2001г. №195-ФЗ, с учетом изменений, внесенных в него Федеральными законами.

2.  Федеральный  Закон Российской Федерации «Об  охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, с учетом изменений, внесенных в него Федеральными законами.

3. Федеральный  Закон Российской Федерации «Об  экологической экспертизе» от 23 ноября 1995года № 174-ФЗ, с учетом  изменений, внесенных в него  Федеральными законами.

4. Постатейный  комментарий к Федеральному закону «Об экологической экспертизе» / под ред. Кичигина Н.В., Пономарева М.В., Семьяновой А.Ю. – М., Издательство Проспект. 2007.

Научная литература

1. Бринчук М.М.  Экологическое право. – М.: Юристъ. 2005. С.236.

2. С.А. Васильев С.А. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду: Учебно-методическое пособие / С.А. Васильев,

3. Донченко В.К., Питулько В.М. и др. «Экологическая экспертиза», учебное пособие для студентов ВУЗов, М., 2004

4. Дубовик О.В. Экологическое право. - М.: Издательство Проспект. 2009. С. 315.

5. Ерофеев Экологическое  право России. – М. 1999. С. 262.

6. С.А.Фомин.  – М.: Изд-во МНЭПУ, 2003.

7. Храмова Ю.Р. К вопросу о правовых проблемах осуществления экологической экспертизы // Государство и право. 2000. №8. С.17.

8. Практическая работа Центра экологической экспертизы ЛООП "Защита", г. Липецк

Информация о работе Экологическая экспертиза