Государство и экология

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:51, реферат

Описание работы

В повседневной жизни понятие «экология», появившееся во второй половине прошлого века как одна из областей биологии, приобрело очень широкий смысл. Окружающая природная среда является средой обитания человека и источником необходимых ему ресурсов, на добыче и переработке которых базируется современное общественное производство.

Работа содержит 1 файл

Госво и экология.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

В соответствии с КоАП РФ к административной ответственности  за экологические правонарушения могут  привлекаться граждане, должностные  лица и юридические лица.

По своим  объективным признакам административное правонарушение внешне схоже с преступлением. Поэтому КоАП РФ одним из предварительных условий возложения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении признаков состава преступления. Основные признаки, которые дают возможность разграничить экологическое преступление и административный проступок, приводятся, как правило, в УК РФ. Это - повторность совершения экологического правонарушения, наличие умысла и др.

Привлечение к административной ответственности  за экологические правонарушения не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного экологического или экогенного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещением вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с законодательством в бюджет или на специальные счета экологических фондов.

Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается  главным образом в возложении на правонарушителя обязанности  возместить потерпевшей стороне имущественный и моральный сред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований.

Особенностью  гражданско-правовой ответственности  является то, что она может возлагаться на правонарушителя наряду с применением мер дисциплинарного, административного и уголовного воздействия, т.е. совокупно. Специфической целью данного вида ответственности является компенсация причиненного экологическим правонарушением вреда.

Возмещение  экологического вреда регулируется в основном ГК РФ, ГПК РФ, АПК РФ. Ряд важных касающихся этого положений содержится также в экологическом законодательстве, хотя и в нем дается отсылка к гражданскому законодательству.

ГК РФ предусматривает  два способа возмещения вреда - в  натуре (реальный) и в денежном выражении. Что касается реального возмещения вреда в натуре, то при различных видах экологических правонарушений встает вопрос о пределах возможностей такого возмещения.

Решение о  восстановлении прежнего состояния  земли, других природных ресурсов как  способ реального возмещения вреда, причиненного нарушением правил рационального использования и охраны природных богатств, принимается в каждом конкретном случае судом.

При невозможности  возмещения вреда в натуре решается вопрос о денежном возмещении.

Возмещении причиненного природной среде вреда в денежном выражении определяется рядом способов, предусмотренных законодательством об окружающей среде. В соответствии с Законом об охране окружающей среды возмещение причиненного окружающей среде вреда в результате экологического правонарушения производится: в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами, а также методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Иногда размер причиненного вреда исчисляется  в смешанном порядке, т.е. используется комбинация способов.

Таксы представляют собой условные единицы оценки ущерба с учетом затрат, понесенных на содержание хозяйства (лесного, рыбного, охотничьего), а также с учетом необходимости наказания виновного. Такса состоит как бы из двух частей: одна имеет целью возмещение затрат, другая - наказание виновного. При невысоких уровнях платы за пользование дикими животными по разрешениям, утвержденным распоряжение Правительства РФ, таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный объектам животного мира, во много раз превосходят размеры платы.

Как инструмент исчисления вреда таксы применяются  не по всем видам ресурсов. Они утверждены по лесному хозяйству. По охотничьим животным таксы установлены на отдельные виды животных, определена таксовая стоимость каждого незаконно уничтоженного животного. По рыбным запасам - также по отдельным видам. Таксы устанавливаются уполномоченными государственными органами.

Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая  социальной. Мы постоянно слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями. Мы вынуждены сегодня признать, что тревожная экологическая ситуация сложилась во многих регионах нашей страны в результате некомпетентного хозяйствования, недостатка знаний и действий вслепую, потребительского отношения к природным богатствам.

С каждым годом  число экологических преступлений и иных правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние  общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации. Экологические преступления причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека.

Всё это диктует  необходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе  и правоохранительных органов, в  охране и восстановлении естественной среды обитания человека. Повседневная практика свидетельствует о том, что только силами природоохранных и контролирующих органов остановить разрушительный экологический беспредел невозможно.

Решение экологических  проблем в огромной степени зависит от постановки экологического образования и воспитания подрастающих поколений. Вступающие в трудовую жизнь люди должны иметь четкое представление о том, что природные ресурсы не бесконечны и технология производства любой продукции должна удовлетворять такому, с экологической точки зрения, требованию, как минимальной потребление материалов и энергии. Они должны хорошо знать законы природы, пронимать взаимосвязь природных явлений, уметь предвидеть и оценивать последствия вмешательства в естественное течение различных процессов. У них должно быть выработано сознание приоритетного решения экологических проблем при осуществлении любых проектов, разработок современных технологий, создание машин и механизмов, при всяком хозяйственном начинании, а также твердое убеждение в том, что без уверенности в безвредности для окружающей среды того или иного мероприятия оно не должно реализовываться.

Экологическая ситуация может быть стабилизирована  и улучшена только путем изменения  ориентации социально-экономического развития страны, формирования новых ценностных и нравственных установок, пересмотра структуры потребностей, целей, приоритетов и способов деятельности человека. Это потребует целого комплекса радикальных политических, социально-экономических, законодательных, технологических и иных мер. При этом на каждом этапе необходимо соблюдение принципа разумных компромиссов при разрешении возникающих конфликтов между необходимостью соблюдения экологических регламентаций и ограничений и потребностями развития хозяйственной сферы.

Ведущим направлением экологической политики должно стать  формирование системы непрерывного экологического образования, охватывающей все структуры общества. Для этого  на местах необходимо всячески содействовать  гуманизации и экологизации сферы  образования и воспитания детей. В системе профессионального образования необходимо объединять процессы приобретения профессиональных знаний и освоения экологических аспектов конкретной производственной деятельности.

Необходима  государственная поддержка развитию краеведения, распространению знаний о природе и взаимодействии с ней человека в средствах массовой информации, расширению сети зоопарков, природно-исторических парков, дендропарков, краеведческих музеев, ферм, демонстрирующих производство экологически чистых продуктов питания, пришкольных участков и других организаций и объектов, увеличивающих возможности непосредственного знакомства человека с природой, традициями и лучшими примерами природопользования.

Основные  мероприятия государства по реализации экологической функции выражаются в том, что государство принимает меры по нормированию качества окружающей природной среды. На основе научно-обоснованных данных государство устанавливает нормативы предельно допустимых выбросов в природную среду вредных веществ и иных вредных воздействий на природу. Государство также разрабатывает санитарные правила и нормы, призванные минимизировать неблагоприятное воздействие производственной деятельности предприятий, организаций на жизнь и здоровье человека. В частности, нормированию подвергаются шумы, вибрации, магнитные излучения. Регулирует общественные отношения в сфере охраны окружающей природной среды. В нормативно-правовых актах государство закрепляет порядок деятельности государственных органов, разного рода инспекций по охране окружающей природной среды, формы участия в этой деятельности общественных объединений и населения, меры ответственности за нарушение экологических норм и нормативов. Особое значение в современных условиях имеют разрабатываемые государством экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов. Государство осуществляет меры, направленные на сохранение природной среды, рациональное использование и воспроизводство ее ресурсов, улучшение среды обитания человека. Государство осуществляет финансирование научно-технических, гидротехнических, мелиоративных, биологических и иных работ, направленных на сохранение и восстановление природной среды, учреждает заповедники и заказники, охраняет редкие или находящиеся под угрозой вымирания виды животных и растений. Государство осуществляет деятельность по выявлению и пресечению правонарушений экологического законодательства, привлекает к этой деятельности общественные объединения и население, применяет юридическую ответственность к лицам и организациям, виновным в нарушении экологического законодательства.

В заключение необходимо отметить, что с каждым годом число экологических правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации, причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека.

Всё это диктует  необходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека. Повседневная практика свидетельствует о том, что только силами природоохранных и контролирующих органов остановить разрушительный экологический беспредел невозможно.

Обобщение опыта  работы природоохранных прокуратур позволяет сделать вывод о  необходимости дальнейшего совершенствования  их деятельности, укреплении высококвалифицированными кадрами, владеющими экологическими, правовыми и экономическими знаниями, о надлежащем техническом оснащении.

 

Список использованной литературы

1. Конституция РФ. - М.: Проспект, 2009.

2. Трудовой кодекс РФ. - М.: Юристъ, 2009.

3. Уголовный кодекс  РФ. - М.: Проспект, 2009.

4. Кодекс об административных правонарушениях. - М.: Проспект, 2009.

5. Федеральный закон  от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 24.06.2008) «Об  охране окружающей среды».

6. Абдулаев М.И. Теория  государства и права: Учебник  для высших учебных заведений. - М.: Норма, 2004.

7. Боголюбов С.А. Экологическое право. - М.: ИНФРА-М, 2006.

8. Бринчук М.М. Экологическое  право. - М.: ЮНИТИ, 2007.

9. Венгеров А.Б. Теория  государства и права. - М.: «Издательство  ОМЕГА-Л», 2006.

10. Деларю В.В. Социальная  экология и массовое сознание. - Волгоград: ВолГАСА, 2000.

11. Дубовик О.Л. Экологическое  право. Учебник - Москва: ТК Вебли,  Издательство «Проспект», 2004.

12. Емельянов А.Г. Основы  природопользования. Учебник для  студентов высших учебных заведений  - Москва: Издательский центр «Академия», 2004.

13. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник для высших юридических заведений - Москва: ООО «Профобразование», 2003.

14. Исмаилова Э.Ю., Трунцевский  Ю.В., Савич Н.Е. Экологическое  право. - М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2003.

15. Крассов О.И. Основы  экологического права и проблемы экологии. - М.: Юрайт, 2004.

16. Корельский В.М., Перевалов  В.Д. Теория государства и права:  Учебник для юридических вузов  и факультетов. - М.: ИНФРА-М, 2006.

17. Матузов Н.И., Малько  А.В. Теория государства и права:  Курс лекций. - М.: Юристъ, 2003.

18. Петров В.В. Экологическое  право России. - М.: Изд-во «БЕК», 2007.

19. Ситаров В.А., Пустовойтов  В.В. Социальная экология. - М.: Издательский  центр «Академия», 2000.

20. Спиридонов Л.И. Теория  государства и права: Учебник. - М.: Проспект, 2006.

21. Хропанюк В.Н. Теория  государства и права. - М.: ЮНИТИ, 2005.

22. Энциклопедический словарь. - М.: ЮНИТИ, 2007.


Информация о работе Государство и экология