Влияние компьютера на психику человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 07:15, реферат

Описание работы

Когнитивные науки и их практические выводы позволили исследовать, изучить возможности пользователей компьютерных систем. В ответ на появление таких знаний возникла дисциплина HCI (Human-Computer Interaction), которая использует эти знания в разработке пользовательских интерфейсов.

Работа содержит 1 файл

Когнитивные науки и их практические выводы позволили исследовать.doc

— 50.00 Кб (Скачать)

     Когнитивные науки и их практические выводы позволили  исследовать, изучить возможности  пользователей компьютерных систем. В ответ на появление таких  знаний возникла дисциплина HCI (Human-Computer Interaction), которая использует эти знания в разработке пользовательских интерфейсов.

     Человеко-компьютерное взаимодействие (HCI) — это изучение, планирование и разработка взаимодействия между людьми (пользователями) и  компьютерами. Человеко-компьютерное взаимодействие (HCI), как отдельная  отрасль, начала развиваться в конце 70-х — начале 80-х годов. Толчком к ее развитию послужило осознание проблем, которые стали возникать у пользователей сложных и мощных компьютерных систем. Зачастую это взаимодействие рассматривают как совокупность науки о компьютерах, бихевиоризма, проектирования и других областей исследования. Человеко-компьютерное взаимодействие получило развитие в контексте разнонаправленных научных векторов (компьютерная графика, инженерная психология, эргономика, теория организации, когнитивная наука, информатика и многие др.)

     Область человеко-компьютерного взаимодействия, развиваясь, вовлекает в себя все  новые сферы знания. Грубо ее можно  разделить на две неравные части: первая, сравнительно небольшая, относится  к планировке офисных помещений  и к особенностям компоновки рабочего места человека при работе с компьютером; вторая, основная часть, – к формированию пользовательского интерфейса (ПИ).

     Взаимодействие  между пользователями и компьютерами происходит на уровне пользовательского  интерфейса (или просто интерфейса), который включает в себя программное и аппаратное обеспечение; например, образы или объекты, отображаемые на экранах дисплеев, данные, полученные от пользователя посредством аппаратных устройств ввода (таких как клавиатуры и мыши) и другие взаимодействия пользователя с крупными автоматизированными системами.

     Важным  аспектом человеко-компьютерного взаимодействия является обеспечение удовлетворения пользователей.

     Основной  задачей человеко-компьютерного  взаимодействия является улучшение  взаимодействия между человеком и компьютером, делая компьютеры более удобными (юзабельными) и восприимчивыми к потребностям пользователей.

     Создание  качественного человеко-компьютерного  интерфейса, который можно назвать  точкой связи между человеком  и компьютером, есть конечная цель изучения человеко-компьютерного взаимодействия.

     Длительная  работа за компьютером негативно  сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и воспроизводительной  системах, а также на зрение и  костно-мышечный аппарат человека.

     И если зрение, слух могут испортиться  посредством клавиатуры, "мыши" или монитора, то на психику в  первую очередь влияют более, так  сказать, виртуальные вещи - игры и  интернет. Это то что "затягивает", то, от чего невозможно оторваться, то, без чего многие больше не представляют своей жизни - это маниакальная зависимость от интернета или от игр.

     В западных странах существует официальный  термин "патологическое использование  компьютера". В настоящее время  этот термин ("патологическое использование компьютера") употребляется для той категории лиц, которая патологически использует компьютер в целом, включая виды использования, не относящиеся к социальным. Хотя существование психологической зависимости от компьютерных игр и использования интернета все еще вызывает сомнения, как у специалистов, так и самих людей, увлекающихся современными компьютерными технологиями.

     Главным образом, зависимость от современных  компьютерных технологий выражается в  двух основных формах:

     -  интернет-зависимость (интернет-аддикция)

     -  чрезмерная увлеченность компьютерными  играми.

     У этих двух форм есть как общие черты, так и отличия.

     Общие чертами компьютерной зависимости  является характерный ряд психологических  и физических симптомов, тесно связанных  между собой:

     Психологические симптомы:

     -  хорошее самочувствие или эйфория  за компьютером;

     -  невозможность остановиться;

     -  увеличение количества времени,  проводимого за компьютером;

     -  пренебрежение семьей и друзьями;

     -  ощущения пустоты, депрессии,  раздражения не за компьютером;

     -  ложь работодателям или членам  семьи о своей деятельности;

     -  проблемы с работой или учебой.

     Физические  симптомы:

     -  синдром карпального канала (туннельное  поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением  мышц);

     -  сухость в глазах;

     -  головные боли по типу мигрени;

     -  боли в спине;

     -  нерегулярное питание, пропуск  приемов пищи;

     -  пренебрежение личной гигиеной;

     -  расстройства сна, изменение режима  сна.

     Патологическое  использование компьютера, возможно, не так опасно в своем влиянии на человека, как, например, алкоголизм или наркомания (химические зависимости). Однако очевидно, что компьютерная аддикция все же негативно влияет на личность человека.

     Зависимость от компьютерных игр.

     Игровые аддикты испытывают устойчивую потребность в игре, но вместе с тем не могут полностью удовлетворить ее, т.е. находятся в состоянии фрустрации, хотя и имеют возможность удовлетворять потребность. 

     В процессе игры их настроение существенно  улучшается, а наблюдения показывают, что в процессе игры у человека присутствуют положительные эмоции. Положительные эмоции, сопровождающиеся подъемом настроения, бывают, по словам аддиктов, также в ситуации "предвкушения" компьютерной игры.

     Но  после игры, т.е. после выхода из виртуального мира настроение снова ухудшается, быстро возвращаясь на исходный уровень, оставаясь на нем до следующего "вхождения" в виртуальный мир.

     Большинство аддиктов - люди, плохо адаптирующиеся в социуме: имеют ряд бытовых, семейных проблем, проблемы на работе, учебе, во взаимоотношениях с противоположным полом. Поэтому для игрового аддикта реальный мир скучен, неинтересен и полон опасностей. Вследствие этого человек пытается жить в другом мире - виртуальном, где все дозволено, где он устанавливает правила игры.

     Интернет-зависимость

     Другой  разновидностью компьютерной зависимости  является так называемая "интернет-зависимость". Первыми с этой проблемой столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки, в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию в Сети. Интернет-зависимость имеет общие черты с зависимостью от игр, но и некоторые отличия.

     В самом общем виде интернет-зависимость (Internet addiction) определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом" (Griffits, 1996). Поведенчески Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей "реальной" жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости - это "навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line".

     Чтобы отличить времяпрепровождение в сети, характерное для лиц, которым по роду деятельности приходится в рабочее время находиться он-лайн от аддиктивной реализации в виде пребывания в сети, необходимо учитывать особенности аддиктивного поведения.

     Аддиктивное поведение характеризуется стремлением ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния. Т.е. вместо решения проблемы "здесь и сейчас" человек выбирает аддиктивную реализацию, достигая тем самым более комфортного психологического состояния в настоящий момент, откладывая имеющиеся проблемы "на потом". 

     Что делает Интернет притягательным в качестве средства "ухода" от реальности?

     -  возможность анонимного общения;

     -  возможность для реализации представлений,  фантазий с обратной связью (в  том числе возможность создавать новые образы "Я"; вербализация представлений и/или фантазий, не возможных для реализации в обычном мире, например, киберсекс, ролевые игры в чатах и т.д.);

     -  чрезвычайно широкая возможность  поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям (здесь важно отметить, что нет необходимости удерживать внимание одного собеседника - т.к. в любой момент можно найти нового);

     -  неограниченный доступ к информации ("информационный вампиризм") (занимает  последнее место в списке, т.к. в основном опасность стать зависимым от Всемирной Паутины подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются, чуть ли не, а иногда и единственным средством общения - 90% - зависимы от общения, 10% зависимы от информации).

     Один  из ученых, занимающихся данной проблемой  Голдберг характеризует интернет-зависимость как "оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности".

     Впервые научный подход к изучению феномена "интернет-зависисости" продемонстрировала Кимберли Янг в 1996 году, разместившая на одном из сайтов интернета оригинальный тест для выявления интернет-зависимых лиц. Согласно исследованиям Кимберли Янг опасными сигналами (предвестниками интернет зависимости) являются:

     -  навязчивое стремление постоянно  проверять электронную почту;

     -  предвкушение следующего сеанса  он-лайн;

     -  увеличение времени, проводимого  он-лайн;

     -  увеличение количества денег,  расходуемых он-лайн.

     Также К. Янг выделила в процессе исследования основные пять типов интернет-зависимости, которые выглядят следующим образом:

     - киберсексуальная зависимость - непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом ;

     - пристрастие к виртуальным знакомствам - избыточность знакомых и друзей в Сети, постоянные новые знакомства;

     - навязчивая потребность в Сети - игра в онлайновые азартные игры (разновидность гемблинга), постоянные покупки или участия в аукционах, участие в разнообразных обсуждениях на форумах;

     - информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) - бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам;

     - игровая зависимость - навязчивая игра в онлайновые компьютерные игры.

     Адаптированный  вариант теста К. Янг использовался  и российскими исследователями, которые получили более 600 анкет, из которых было принято к обработке - 570. Из них 196 женщин, 374 мужчины. Возраст опрошенных от 12 до 47, значение медианы возраста - 23 года. 49% имеют высшее образование, 20% - среднеспециальное, 15% - незаконченное высшее. 32% респондентов продолжают образование. 78% используют Интернет для работы, остальные 22% исключительно для отдыха и развлечения.

     Распространенность  этого расстройства составляет примерно 2% (по данным К. Янг - 1-5%), причем более  подвержены ему гуманитарии и люди, не имеющие высшего образования, нежели специалисты по компьютерным сетям. Среди подверженных зависимости преобладают мужчины (67%) (по данным некоторых английских исследователей пол роли не играет). Скорее всего, это связано с тем, что в российском интернете пока женщин просто в принципе меньше. Также подтвердились данные о том, что сравнительно часто среди лиц, страдающих интернет-зависимостью, встречаются злоупотребляющие алкоголем, патологические игроки или любовные/избегания аддикты. Стаж пребывания в Интернет у зависимых в среднем более 2-х лет, однако, наблюдается значительное количество опрошенных, набравших по тесту К. Янг "пограничное" количество баллов со стажем менее года. Здесь можно предполагать, скорее, не предрасположенность к зависимости, а увлечение новой "игрушкой".

Информация о работе Влияние компьютера на психику человека