Сравнительный анализ банковской системы в России и развитых странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является сравнительный анализ банковской системы России и развитых стран.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. привести понятие банковской системы и изучить ее элементы и свойства;
2. рассмотреть формы влияния государства посредствам банковской системы на экономику страны;
3. дать общую характеристику банковской системы России, изучить деятельность центрального банка и коммерческих банков;
4. дать общую характеристику банковских систем развитых стран;
5. провести сравнительный анализ банковской системы России с банковскими системами развитых стран.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ДКБ.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

     Денежно-кредитная  политика Дойче Бундесбанка разрабатывается  Советом (совещательный орган), в  состав которого входят члены правления  Федерального банка и президенты земельных центральных банков.

     Через Дойче Бундесбанк и его филиалы  осуществляется основная масса безналичных  денежных расчетов с использованием чеков и векселей внутри страны.

     Коммерческие (универсальные) банки выполняют  операции по приему средств в депозиты (вклады до востребования и срочные);

     - предоставляют кратко-, средне- и долгосрочные ссуды малому и среднему бизнесу, крупным корпорациям, федеральным и местным органам власти;

     - выполняют финансовые и трастовые (в том числе фондовые) услуги, электронные и брокерские услуги, операции с дорожными чеками, расчетно-кассовое обслуживание клиентов.

     Кроме того, коммерческие банки могут: выступать  владельцами капитала корпораций, осуществлять эмиссию и размещение ценных бумаг; создавать и владеть инвестиционными  фондами; иметь представителей в советах компаний, в которых они имеют собственность, и т.д.

     К числу крупнейших немецких универсальных  банков относятся: Дойче Банк ( Deutsche Bank AG ), Дрезднер Банк ( Dresdner Bank AG ) и Коммерцбанк ( Cornmerzbank AG). Эти банки осуществляют практически все виды операций за исключением эмиссии банкнот и предоставления ипотечного кредита.

     Все коммерческие банки Германии можно  условно разделить на три основные группы:

     - около 350 частных банков (кредитные  банки), в число которых входят три крупных, региональные и прочие кредитные банки, частные банки, а также филиалы иностранных банков (данная группа банков выполняет 1/3 операций всех банков страны);

     - свыше 70 публично-правовых сберегательных  касс и земельных банков (жироцентралей), которые выполняют 1/2 операций всех банков;

     - приблизительно 3 тыс. кооперативных  банков (системы Фолькс-банка и  Райфейзенбанка) с их центральными  банками, выполняющих около 1/5 операций банков.

     Наряду  с универсальными коммерческими  банками в Германии существует ряд специализированных банков. Ипотечные банки и другие кредитные учреждения выдают ссуды под залог недвижимости, банки специального назначения предоставляют ссуды с рассрочкой платежа, кредитные кооперативы выдают ссуды для индивидуального жилищного строительства. Разнообразие банковских институтов в Германии проявляется в том, что свыше 1/4 кредитных организаций - это специализированные банки и приблизительно каждый третий крупный банк с оборотом свыше 5 млрд. евро представляет собой специализированный банк.

     Федеральное ведомство по надзору за банковским делом в Берлине осуществляет государственный надзор за всеми  кредитными организациями. Ведомство  является самостоятельным федеральным  верховным органом, который подчиняется  указаниям и служебному надзору федерального министра финансов. Президент ведомства назначается федеральным Президентом по предложению федерального правительства, которое должно предварительно выслушать и мнение представителя Дойче Бундесбанка.  

     в) Банковская система Японии

     Главные элементы банковской системы Японии - 11 крупных частных банков, которые  здесь называют «городскими», 64 частных  местных банка, функционирующих  в масштабе одной префектуры, и  три могущественных частных банка  долгосрочного кредитования. Городские  банки обслуживают в основном крупный бизнес, корпорации страны.

     Неотъемлемая  часть кредитной системы Японии - 47 страховых компаний, которые аккумулируют огромные финансовые средства, используемые ими в основном для инвестиций в ценные бумаги, а также 220 фондовых компаний. Наличие компаний, специализирующихся на операциях с ценными бумагами, - одна из главных особенностей банковской системы Японии, которая была построена по американскому образцу. В отличие от других стран мира, действующие в Японии законы четко разделяют полномочия между банками и фондовыми компаниями, не позволяя им вторгаться в сферу операций друг друга.

     Японские  специалисты обычно используют следующую  классификацию кредитных организаций  страны:

     а) Банк Японии (центральный банк);

     б) коммерческие банки;

     в) специализированные кредитные институты, в том числе финансовые компании для малого и среднего бизнеса, для  сельского хозяйства, лесной и рыбной отраслей, прочие частные финансовые компании; правительственные кредитные  учреждения; почтовые сберегательные кассы.

     Особую  роль в банковской системе играет Банк Японии, который был учрежден в 1882 г. как центральный банк.

     Банк  Японии, 55% уставного капитала которого принадлежит правительству, а 45% - частным компаниям, обладает эмиссионным правом, т.е. правом выпуска денежных знаков; устанавливает официальную учетную процентную ставку, служит «банком банков» и банкиром правительства. Он формирует денежную политику и обеспечивает средства для ее реализации, определяет потребности в резервах для депозитных институтов, осуществляет контроль (надзор) за деятельностью банков и других кредитных институтов.

     Роль  центрального банка закреплена законодательно в Законе о Банке Японии. Последний  руководит банковской системой страны, включая и государственные банки. В Японии их насчитывается 11, точнее, два банка и девять банковских корпораций.

     Следует также отметить особый статус государственных  спецбанков и государственных финансовых корпораций. Спецбанки - Импортный банк Японии и Японский банк развития, финансовые корпорации - Народная финансовая корпорация, Финансовая корпорация малого бизнеса и др.

     Государственные финансовые компании отвечают за целевое  и эффективное использование  государственных средств, предназначенных  для финансирования приоритетных проектов, в том числе по развитию сельского хозяйства, малого бизнеса, приоритетных регионов страны.

     Фактически  государственные функции выполняет  и один из крупнейших коммерческих банков страны - Банк Токио, поддерживающий корреспондентские отношения с 2 тыс. банков в разных странах мира. На Банк Токио в соответствии с японским законодательством возложено ведение валютных операций.

     Коммерческие  банки в Японии - основные банки (городские, региональные и иностранные) - выполняют  широкой круг операций и услуг для своих клиентов (свыше 300 видов). В их числе: прием средств в депозиты (вклады до востребования и срочные); предоставление кратко-, средне- и долгосрочных ссуд малому и среднему бизнесу, крупным корпорациям, федеральным и местным органам власти; финансовые и трастовые услуги, электронные услуги, брокерские услуги, операции с дорожными чеками и пр.  

     г) Банковская система Щвейцарии

     Швейцария - страна банков. На 1,5 тыс. жителей приходится один банк. В стране функционирует 140 филиалов (отделений) крупных иностранных банков. Швейцарская банковская система объединяет более 500 банковских организаций.

     Все швейцарские банки традиционно  делятся на три основные группы:

     - крупнейшие национальные банки  - Юнион бэнк оф Свитцелэнд ( Union Bank of Switzerland ), Суисс бэнк корпорэйшн ( Suiss Bank Corporation ) и Суисс кредит бэнк ( Suiss Credit Bank );

     - кантональные, местные и сберегательные  банки, в основном работающие  с местными вкладчиками в своих  регионах. Они предоставляют также  ссуды и осуществляют расчетно-кассовые операции;

     - частные банки, основной вид  деятельности которых - управление  инвестиционными портфелями.

     Рассмотрение  лишь банковской системы Швейцарии  не дает полного представления о  своеобразии и широких возможностях приложения капитала в этой стране. В кредитную систему Швейцарии органично входят также финансовые компании. Они делятся на:

     - компании, рекламирующие себя для  приема депозитов, которые обязаны  отвечать всем требованиям федерального  банковского законодательства;

     - компании, не принимающие депозиты, но выполняющие другие банковские операции. Они подпадают под регулирование лишь некоторых статей данного законодательства.

     Отличительной чертой швейцарской банковской системы  является строгий контроль за деятельностью  банков и инвестиционных компаний. После второй мировой войны в Швейцарии не было ни одного случая банкротства. Контроль за банками имеет трехступенчатую структуру и осуществляется Федеральной банковской комиссией, Национальным Банком и Швейцарской банковской ассоциацией.

     Деятельность  банков, ее регулирование и контроль проходят в соответствии с Федеральным  банковским законом о банках и  сберегательных банках от 8 ноября 1934 г. Главное назначение Закона - защита интересов клиента.

     Банковская  лицензия выдается Федеральной банковской комиссией только в том случае, если банк отвечает всем требованиям Закона. Исключения не допускаются. В случае если обнаруживаются нарушения Закона, выданная лицензия может быть немедленно отозвана.

     Еще одна черта, определяющая высокий рейтинг швейцарских банков, - банковская секретность. Тайна вкладов защищена в Швейцарии положениями как гражданского, так и уголовного права.

     К особенностям банковской системы Швейцарии  следует отнести также функционирование Банковского комитета.

     Банковский  комитет - это независимый орган, не подчиняющийся ни правительству, ни Национальному банку. Комитет контролирует соблюдение банками Закона о банковской деятельности, свода правил и установленных нормативов. Он призван защищать интересы акционеров. Комитет в своей деятельности опирается на независимые аудиторские службы, которые находятся вне банка, а также на внутренний аудит банка. Комитету предоставлено право при назначении людей на руководящие банковские посты высказывать свое мнение. В Швейцарии деятельности этого органа придают большое значение. Решения банковского комитета обязательны для выполнения.  

     д) Банковская система США

     Американская  банковская система имеет ряд  уникальных особенностей в построении и организации ее работы.

     Функции центрального банка в США выполняет Федеральная резервная система, основанная в 1913 г. Целями образования ФРС были: создание здорового экономического климата в стране, поддержка и контроль за деятельностью банков.

     По  структуре ФРС представляет собой  сложный организм. Важнейшую роль в нем выполняют три основных звена: Совет управляющих ФРС (в Вашингтоне); федеральные резервные банки; банки-члены ФРС.

     В ФРС входят 12 федеральных резервных  банков, являющихся центральными для  округов, на территории которых они  расположены. Помимо этого банками-членами ФРС выступают около 6 тыс. коммерческих банков (примерно из 12 тыс.).

     Банки-члены  ФРС - наиболее крупные частные коммерческие банки, на долю которых приходится свыше 70% всех депозитов кредитной системы  США. Они служат акционерами федеральных резервных банков и получают на свой акционерный пай 6%-ный дивиденд. Помимо этого преимущество, которым пользуются банки-члены ФРС, обусловлено, прежде всего, тем, что они становятся клиентами одного из федеральных резервных банков и пользуются его услугами, в том числе и в получении необходимых денежных сумм путем займа или учета коммерческих бумаг.

     Для выполнения своей главной задачи - способствовать поддержанию благоприятных  экономических условий в стране - ФРС обладает рядом средств воздействия на состояние банковского кредита и денежного обращения. Объектом непосредственного воздействия всего комплекса средств ФРС служат банковские резервы. Федеральные резервные банки выступают держателями депозитов банков-членов. Эти депозиты - основная часть всех определенных законом резервов банков-членов ФРС. Увеличение или сокращение резервов, обусловленное использованием ФРС того или иного метода денежно-кредитного регулирования, оказывает либо стимулирующее, либо сдерживающее воздействие на экономические процессы.

     ФРС независима в финансовом отношении, имеет собственный бюджет и финансирует  свою деятельность за счет доходов  от операций и прибыли от эмиссии  денег. Право «чеканить монету»  и регулировать ее стоимость, которое  согласно Конституции принадлежит Конгрессу, было передано ФРС, а точнее, Федеральному комитету по операциям на открытом рынке. Этот комитет был учрежден в 1936 г. при Совете управляющих. Со временем он превратился по существу в основной оперативный орган ФРС. Независимость ФРС выражается и в том, что Президент США не имеет права отдать ФРС какой-либо приказ или сместить ее управляющих.

Информация о работе Сравнительный анализ банковской системы в России и развитых странах