Шпаргалка по "Деньгам, кредитам, банкам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 11:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 9 вопросов по дисциплине "Деньги, кредит, банки".

Работа содержит 1 файл

Деньги.docx

— 81.80 Кб (Скачать)

Деньги, кредит, банки.

  1. Понятие денежного обращения. Наличное и безналичное обращения.

Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар), деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение.

Денежное обращение осуществляется в двух формах: наличной и безналичной.

Налично-денежное обращение  — движение наличных денег в сфере  обращения и выполнение ими двух функций 

 Наличные деньги используются:

· для кругооборота товаров и услуг;

· для расчетов, не связанных  непосредственно с движением  товаров и услуг,

Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы  за определенный период времени между  населением и юридическими лицами, между физическими лицами, между юридическими лицами, между населением и государственными органами, между юридическими лицами и государственными органами.

Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, других кредитных инструментов (векселей, банковских векселей, чеков, кредитных карточек).

Безналичное обращение —  движение стоимости без участия  наличных денег: перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждении, зачет взаимных требовании. Развитие кредитной системы и появление  средств клиентов на счетах в банках и других кредитных учреждении привели к возникновению такого обращения. Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов.

Безналичный денежный оборот охватывает расчеты между:

· предприятиями, учреждениями, организациями разных форм собственности, имеющими счета в кредитных учреждениях;

· юридическими лицами и кредитными учреждениями по получению и возврату кредита;

· юридическими лицами и населением по выплате заработной платы, доходов по ценным бумагам;

· физическими и юридическими лицами с казной государства по оплате налогов, сборов и других обязательных платежей, а также получению бюджетных средств.

Безналичное обращение имеет важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости оборотных средств, сокращении наличных денег, снижении издержек обращения.

В Российской федерации форма безналичных расчетов определяется правилами Банка России,

Между налично-денежным и  безналичным обращением существуют взаимосвязь и взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, наличные деньги меняют форму на счета в кредитном учреждении и обратно. Безналичный оборот возникает при внесении наличных денег на счет в кредитном учреждении, следовательно, безналичное обращение немыслимо при отсутствии наличного. Одновременно наличные деньги появляются у клиента при снятии их со счета в кредитном учреждении.

Таким образом, наличное и безналичное обращение образует общий денежный оборот страны, в котором действуют единые деньги одного наименования.

 

 

  1. Закон денежного обращения. Денежная масса  и скорость обращения денег.

 

Законы денежного  обращения выражает экономическую  взаимосвязь между массой обращающихся товаров, уровнем цен и скоростью  обращения денег. Впервые эта  взаимосвязь установлена К. Марксом  и представляет собой совокупность двух видов зависимости:

Прямая зависимость  между количеством денег, необходимых  в качестве средств обращения, и  суммой цен реализуемых товаров  и услуг;

Обратная взаимосвязь  между количеством денег, необходимых  в качестве средства обращения, и  скоростью оборота денег.

Все это можно  выразить следующей формулой:

S

K = —— (1)

C

Где, К – количество денег, необходимых в качестве средства обращения;

S – Сумма цен  реализуемых товаров и услуг;  С – среднее число оборотов денег как средства обращения.

С возникновением функции  денег как средства платежа формула несколько усложняется, и закон, определяющий количество денег в обращении, приобретает следующий вид:

S1 – S2 + S3 – P

K = —————————— (2)

C

Где, S1 – сумма  цен товаров и услуг; S2 – сумма  цен товаров, проданных в кредит; S3 – сумма платежей по обязательствам; Р. – взаимно погашающие платежи.

Таким образом, на количество денег, необходимых для обращения, воздействуют:

- факторы, зависящие  от условий производства и  влияющие на количество обращающихся  товаров;

- факторы, определяющие  уровень цен на товары и  услуги;

- факторы, влияющие  на скорость обращения денег;

- факторы, влияющие  на уровень развития кредита;

- факторы, влияющие  на развитие системы безналичных  расчетов.

Очевидно, что при  металлическом обращении количество денег в обращении регулировалось автоматически, при помощи функции  денег как сокровища, т.е. если потребность  в деньгах сокращалась, то излишне  деньги уходили в сокровище, если увеличивалась – происходит обратный прилив денег. Следовательно, количество денег в обращении всегда поддерживалось на необходимом уровне.

Более того, если денежное обращение обслуживается банкнотами неразменными на золото или бумажными  деньгами, количество выпущенных бумажных денег будет равно количеству золотых денег, необходимому для  обращения, то в этом случае также  никаких отрицательных явлений  не возникает, т.е. бумажных денег будут  исправно роль денежных знаков, т.е. заместителей золотых денег.

Проблема возникает  лишь тогда, когда ничем не ограниченная денежная эмиссия приведет к нарушению  денежного обращения, переполнению каналов денежного обращения  излишними денежными знаками  и, следовательно, к инфляции.

В экономической  науке есть и другая точка зрения.Американский экономист И. Фишер сформулировал следующее уравнение обмена:

M * V = P * Q

Где, М – масса  денег в обращении; V – скорость обращения денег , Р – средняя цена товаров и услуг; Q – количество проданных товаров и оказанных услуг.

Из уравнения  обмена можно вывести количество денег, необходимое для обращения:

М = (Р. * Q) / V

Где, М – масса  денег в обращении, денежное предложение; V – скорость обращения денег; Р. * Q = Y – номинальный объем ВНП.

Таким образом, денег  для обращения необходимо столько, чтобы можно было реализовать  по текущим ценам весь объем произведенных  в рамках национальной экономики  товаров и оказанных услуг.

Денежная  масса и скорость обращения денег

Одним из основных ориентиров денежно – кредитной  политики является денежная масса. Именно этот параметр денежного обращения  оказывает влияние на экономический  рост, динамику цен, занятость, бесперебойное  функционирование платежно-расчетной  системы.

Денежная масса  – это сумма наличных и безналичных  денежных средств, а также других принципов платежа.

Исторически длительное время денежные системы многих стран  опирались на жестокую привязку денежной массы к золоту. Денежной единице  соответствовало определенное количество золота, и держатели бумажных денег  всегда могли обменять их на золото. Динамика цен на золото играла исключительную роль в общей ценовой конъюнктуре  и тем самым воздействовала на денежную массу. С отходом от этого  золотого выступают товарная масса  и финансово – экономические  активы, включая, конечно, и золото.

Эти факторы формирование денежной массы действуют в настоящее  время, хотя общие факторы, влияющие на ее формирование, безусловно, усложнились. С учетом опыта зарубежных стран  ЦБ РФ ведет расчеты следующих  денежных агрегатов:

М0 – наличные деньги в обращении;

М1 = М0 + средства на расчетах, текущих и специальных счетах юридических лиц, средства страховых компаний, депозиты населения до востребования в банках;

М2 = М1 + срочные вклады населения в Сбербанке;

М3 = М2 + сертификаты и облигации госзайма.

Денежные агрегаты отличаются по степени ликвидности. Самой высокой ликвидностью обладает денежный агрегат М0 (наличные деньги), ликвидностью М1 ниже чем М0, но выше чем М2, поскольку вклады до востребования  должны быть возвращены вкладчику по его заявлению, а срочные вклады могут в течении всего срока вклада использоваться банком для своих целей и возвращаются вкладчику по истечению этого срока.

Самостоятельным компонентом  денежной массы в России является денежная база. Она включает агрегат  М0 + денежные средства в кассах коммерческих банков, обязательные резервы банков и их средства на корреспондентских счетах в ЦБ РФ.

Скорость  обращения денег – показывает интенсификации движения денег при функционировании их в качестве средства обращения и средства платежа и представляет собой число оборотов денежной массы в год, где каждый оборот обслуживает расходование доходов.

Очевидно, что данный показатель трудно поддается количественной оценке, поэтому для его расчета  используются косвенные данные.

На практике обычно применяются  непрямые методы измерения скорости обращения:

где

 — скорость обращения денег для  всех транзакций;

 — сумма транзакций в номинальном  исчислении;

 — денежная масса.

(руководствуясь принципами классической дихотомии,   можно представить как произведение   уровня цен   и реальной совокупной стоимости транзакций  )

Величины   и   позволяют рассчитать  .

При исследовании конкретной экономики интерес представляют затраты на конечный выпуск. Можно  записать следующее отношение:

где

 — скорость для транзакций, учитываемых  при подсчёте национального или  внутреннего продукта;

 — номинальный национальный или  внутренний продукт.

(как и в случае с  , по классической дихотомии   можно рассчитать как произведение  .)

 

 

  1. Финансовый контроль. Виды, формы и методы проведения финансового контроля.

 

Финансовый контроль можно  классифицировать по следующим критериям:  
1. Времени проведения; 
2.Субьектам контроля; 
3.Сфере финансовой деятельности; 
4.Форме проведения; 
5.Методам проведения. 
Виды, формы и методы проведения финансового контроля приведены на рис.1. 
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок; финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т. д. 
 
 
 
Рис. 1. Виды, формы и методы проведения финансового контроля. 
Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д. 
В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений. 
Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. 
Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Росстрахнадзора — за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии. 
Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования. 
Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды. 
Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. 

 

  1. Социально — экономическая сущность и роль бюджета государства.

Государственный бюджет - представляет собой основной финансовый план государства на текущий  год, объединяющий главные доходы и  расходы и имеющий силу закона.

Бюджет утверждается законодательным  органом власти - Парламентом.

Республиканский бюджет РФ (или федеральный бюджет России) является ведущим звеном бюджетной  системы. Он выражает экономические  денежные отношения, опосредствующие  процесс образования и использования  централизованного фонда денежных средств государства и утверждается Федеральным Европейским собранием  РФ как закон.

Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных  форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субьектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др. 

Внешними источниками  финансирования бюджетного дефицита являются кредиты международных финансовых организаций в том числе Международного валютного фонда (МВФ).

Основные задачи политики в области финансирования дефицита федерального бюджета:

·увеличение доли бюджетных  заимствований в небанковском секторе  за счет привлечения средств населения, предприятий и др. инвесторов;

·продолжение курса на неинфляционное покрытие дефицита при последовательном сокращении обьема внешних заимствований.

В целом задачи бюджетной политики можно сформулировать следующим образом:

·удержать экономику от спада производства;

·обеспечить финансовую стабилизацию;

·стимулировать инвестиционную активность, добиться увеличения доли накопления в национальном бюджете;

·сокращать непроизводительные расходы бюджета на государственные  дотации отдельным отраслям сферы  материального производства;

·укреплять доходную часть бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;

·создание системы действенного финансового контроля за эффективным  и целенаправленным использованием государственных расходов;

·усиление контроля за величиной государственного долга.

Информация о работе Шпаргалка по "Деньгам, кредитам, банкам"