Функции и роль Центрального банка в странах с рыночной экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 14:11, контрольная работа

Описание работы

Центральный банк занимает особое место в финансовой системе. В отличие от банков и других кредитных организаций центральный банк представляет собой государственный орган, отвечающий за объем денежной массы и кредитов, предоставляемых экономике в целом. Возникновение центральных банков относится к середине ХIХ – началу ХХ в., поскольку именно в этот период правительства большинства западных стран законодательно закрепляют за определенными банками контроль над выпуском денег в обращение. Институт центрального банка формировался постепенно и прошел довольно длительный период эволюции.

Содержание

Введение 3
1. Центральный Банк РФ 4
1.1. Роль Центрального Банка РФ в рыночной экономике 4
1.2. Функции Центрального Банка РФ 8
2. Функции и роль Центрального Банка Англии 12
Заключение 15
Список используемой литературы 16
Практическая часть
Задача №1 17
Задача №2 19
Задача №3 20
Задача №4 20

Работа содержит 1 файл

контрольная дкб.docx

— 42.64 Кб (Скачать)

     10) регистрирует эмиссию ценных  бумаг кредитными организациями  в соответствии с федеральными  законами;

     11) осуществляет самостоятельно или  по поручению Правительства Российской  Федерации все виды банковских  операций и иных сделок, необходимых  для выполнения функций Банка  России;

     12) организует и осуществляет валютное  регулирование и валютный контроль  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

     13) определяет порядок осуществления  расчетов с международными организациями,  иностранными государствами, а  также с юридическими и физическими  лицами;

     14) устанавливает правила бухгалтерского  учета и отчетности для банковской  системы Российской Федерации;

     15) устанавливает и публикует официальные  курсы иностранных валют по  отношению к рублю;

     16) принимает участие в разработке  прогноза платежного баланса  Российской Федерации и организует  составление платежного баланса  Российской Федерации;

     17) устанавливает порядок и условия  осуществления валютными биржами  деятельности по организации  проведения операций по покупке  и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление  и отзыв разрешений валютным  биржам на организацию проведения  операций по покупке и продаже  иностранной валюты;

     18) проводит анализ и прогнозирование  состояния экономики Российской  Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных,  валютно-финансовых и ценовых  отношений, публикует соответствующие  материалы и статистические данные;

     19) осуществляет иные функции в  соответствии с федеральными  законами.

     Основными инструментами и методами денежно-кредитной  политики Банка России являются:

     1) процентные ставки по операциям  Банка России;

     2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные  требования);

     3) операции на открытом рынке;

     4) рефинансирование кредитных организаций;

     5) валютные интервенции;

     6) установление ориентиров роста  денежной массы;

     7) прямые количественные ограничения;

     8) эмиссия облигаций от своего  имени.

     Простое перечисление функций, выполняемых  банком России в соответствии с требованиями банковского законодательства показывает, насколько обширен круг его прав и обязанностей. Для осуществления  своих функций Банк России имеет  право запрашивать и получать у банков необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений  по полученной информации.

     Банк  России:

  • регистрирует коммерческие банки в Книге государственной регистрации кредитных организаций;
  • выдает банкам лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их;
  • предъявляет квалифицированные требования к руководителям исполнительных органов, а также к главным бухгалтерам коммерческих банков;
  • запрашивает информацию о финансовом положении и деловой репутации участников (акционеров) банка в случае приобретения ими более 20% долей (акций) кредитной организации;
  • имеет право отказать в согласии на совершение сделки купли-продажи более 20% долей (акций) банка при установлении неудовлетворительного финансового положения приобретателей долей (акций).

     Наряду  с большими полномочиями для Центрального банка РФ существует ряд законодательно определенных запретов. Так, Банк России не имеет права, за исключением особо  оговоренных случаев:

  • осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами;
  • приобретать доли (акции) кредитных организаций;
  • осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России, его предприятий, учреждений и организаций;
  • заниматься торговой и производственной деятельностью;
  • пролонгировать предоставленные кредиты.

     Деятельность  Центрального банка РФ позволяет  проводить реструктуризацию банковской системы таким образом, чтобы  максимально сохранить потенциал  российской банковской системы, повысить ее надежность, устойчивость, способность  эффективно обслуживать потребности  экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Функции и роль Центрального Банка Англии. 

     Роль  центрального банка в английской модели определяется тремя функциями: 1) денежным контролем; 2) пруденциальным контролем; 3)

     Размещением государственного долга на наиболее благоприятных условиях.

     Функция денежного контроля предполагает в  качестве основной цели стабилизацию уровня цен с помощью контроля над денежным предложением. К закреплению за Банком Англии именно этой функции сводилось основное содержание принятого в 1844 г. Закона о Банке Англии ( Акт Роберта Пиля). Для стабилизации цен Акт предписывал строгое следование количественной теории денег, а именно правилу роста денежного предложения, смысл которого состоял в том, чтобы темпы роста предложения денег соответствовали темпам роста реального выпуска в экономике. Только с середины 1980-х гг. в политике, направленной на достижение ценовой стабильности, денежные власти стали использовать процентные ставки.

     Пруденциальный  контроль, контроль над банковскими  рисками, направлен на минимизацию  возможности финансовых кризисов и  тех издержек, которые несет общество в целом в случае таких кризисов. Закон о правах банков (1914 г.) разрешил проведение дискреционной денежной политики. Это означало, что Банку  Англии было разрешено предоставлять банкам дополнительную ликвидность в случае спекулятивного перегрева банковского сектора. Переход от строгого к дискреционному правилу стал следствием ряда финансовых кризисов (1847, 1857, 1866 гг.). В результате катастрофического сокращения банковских резервов потребовался дополнительный выпуск денег и действие закона 1844г. Было приостановлено.

     При проведении пруденциального контроля Банк Англии действует как кредитор последней инстанции. Данный термин появился в 1797 г. Концепция получила развитие у английских экономистов  Генри Торнтона (1802 г.) и Уолтера  Бэджита (1873 г.). С 1844 г. До начала ХХ столетия Банк Англии выполнял роль кредитора  в последней инстанции в соответствии с моделью Торнтона – Бэджита. Она предполагала соблюдение определенных принципов или правил кредитования для центрального банка, которые  стали классическими в данной концепции: 1) предоставление временных, краткосрочных ссуд; 2) залоговое обеспечение; 3) предоставление ссуд только платежеспособным банкам, которые подвергаются рискам в результате банкротства банков с плохим управлением; 4) выдача ссуд осуществляется под штрафные, т.е. завышенные, процентные ставки, чтобы не превратиться в кредитора первой инстанции вместо последней; 5) спасение отдельных банков не должно превалировать над ответственностью за стабильность финансовой системы в целом.

     Закон 1914 г. Формализовал ответственность  Банка Англии как кредитора последней  инстанции за стабильность финансовой системы. Он стал конечным поставщиком  ликвидности для банка или  банков и получил право выдавать столько ссуд, сколько нужно для  устранения угрозы кризиса ликвидности. В последние годы распределение  ответственности между властными  органами Великобритании существенно  изменилось. По закону 1998 г. Банк Англии в качестве центрального несет ответственность за обеспечение стабильности и эффективности финансовой системы в целом. Обязанности по надзору за банками были переданы и закреплены законом о финансовых услугах и рынках 2000 г. Новому регуляторному органу – Управлению финансовыми услугами, созданному в 1997 г.

     При размещении государственного долга  на наиболее благоприятных условиях Банк Англии выступает как агент  при первичном размещении облигаций  и не является непосредственным кредитором правительства. В период увеличения общего дефицита государственного бюджета у правительства возникает соблазн монетизировать государственный долг. Монетизация государственного долга означает, что Банк Англии выкупает облигации у населения на открытом рынке, увеличивая тем самым денежную базу (наличные деньги и банковские резервы), что, как правило, приводит к чрезмерному росту денежного предложения и становится причиной инфляции, которая, в свою очередь, сокращает реальную стоимость госдолга. Такой скрытый метод финансирования дефицита государственного бюджета дополняется возможностью получения сеньоража как скрытой формы налога и источника дохода для государства, поскольку существует требования обязательного размещения резервов банков на беспроцентных счетах в центральном банке.

     Важно подчеркнуть, что между этими  тремя функциями существует внутренний конфликт, усложняющий политику центрального банка и объясняющий непоследовательность в его деятельности. Скажем, невозможно строго придерживаться монетарного  правила, если центральный банк должен печатать больше денег в качестве кредитора последней инстанции. Современной версией этой проблемы является конфликт между политикой  высоких процентных ставок в целях  стабилизации цен и воздействием этой политики на здоровье банковской системы. В период повышения процентных ставок обычно возрастает уровень кредитного риска и несостоятельности заемщиков, что ведет к снижению прибыльности банков и даже к банкротствам. 
 
 
 
 

     Заключение 

     Роль  центрального банка в развитии рыночной экономики выражается в денежном авансировании расширенного воспроизводства  посредством обеспечения потребностей народного хозяйства в денежных средствах для реализации совокупного  общественного продукта и национального  дохода страны.

     Во  всех развитых странах действует  несколько законов, в которых  сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а  также определены инструменты и  методы их осуществления. В некоторых  государствах главная задача центрального банка излагается в конституции. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность национального  банка, служит закон о центральном  банке страны; он устанавливает организационно-правовой статус последнего, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с  государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как  эмиссионного центра страны.

     Наряду  с законом о центральном банке  взаимодействия между центральным  банком и банковской системой регулируются законом о банковской деятельности. Такой закон определяет основные права и обязанности кредитных  институтов по отношению к центральному банку.

     Центральный банк – крупнейший финансовый центр, который через систему экономических  рычагов воздействует на деятельность банков, взаимодействующих с промышленностью, сельским хозяйством, торговлей, структурами  всех форм собственности. 
 
 

Список  используемой  литературы

  1. Деньги. Кредит. Банки : учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В. В. Иванова, Б.И. Соколова. – М.: Проспект, 2010.-848 с.
  2. История Банка России. 1860—2010: в 2 томах. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.
  3. Дубова С. Е. Развитие банковского регулирования и надзора в Российской Федерации. — Иваново: Юстицинформ, 2006.
  4. Английский банк // Большая советская энциклопедия / Под редакцией А. М. Прохорова — 3-е издание. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
  5. Мартыненко В. В. Неизвестная политика Банка России. — М.: ИСПИ РАН, 2004. — 351 с.
  6. Т.А.Фролова Банковское дело: конспект лекций - Таганрог: ТРТУ, 2006
  7. Братко А. Г. Центральный банк в банковской системе России — М.: Спарк, 2001. — С. 4. — 3 000 экз.

Информация о работе Функции и роль Центрального банка в странах с рыночной экономикой