Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 16:08, курсовая работа
Цель курсовой работы – и предложить пути совершенствования формирования и исполнения местного бюджета города Ханты-Мансийска.
Указанная цель предопределяет постановку и решение следующих задач:
1. изучить теоретические аспекты данной темы, рассмотреть функции и значение местного бюджета;
2. провести анализ показателей доходной и расходной частей бюджета города Ханты-Мансийска;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований 4
1.1 Экономическое содержание и значение местного бюджета 4
1.2 Доходы и расходы местных бюджетов 9
2. Анализ формирования доходной и исполнения расходной частей местного бюджета города Ханты-Мансийска 20
2.1 Анализ показателей доходной части бюджета 20
2.2 Анализ показателей расходной части бюджета 27
3 Проблемы и пути совершенствования формирования и использования средств местного бюджета 34
3.1 Проблемы формирования средств местного бюджета 34
3.2 Пути повышения доходной части бюджета 36
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Развитие урбанизации проявляет
Установленный в законодательном
порядке действующий в
Бюджетным кодексом внесены существенные дополнения в регламентацию механизмов исполнения бюджетов всех уровней, а также расширены права органов местного самоуправления в формировании и использовании финансовых ресурсов. Согласно Бюджетному кодексу РФ, в полномочия органов местного самоуправления входит:
Кодекс регламентирует взаимоотношения, которые строятся на договорной основе местных органов власти с предприятиями, расположенными на их территории. Все предприятия обязаны участвовать в формировании местного бюджета, а также в финансировании природоохранных мероприятий (охрана окружающей среды), мероприятий по развитию систем водоснабжения и канализации, мусоропереработке и захоронению бытовых отходов. Промышленные предприятия финансируют работы по поддержанию в надлежащем виде дорог в районе и прилегающих к ним участков.[14,13]
Казенные (бюджетные) учреждения исполняют расходную часть бюджета, получая из него предусмотренные денежные средства для осуществления своей деятельности. На основе своевременной и эффективной проделанной работы всех структурных подразделений по формированию местного бюджета выстраивается положительная стратегия на результативное и успешное исполнение бюджета. Поэтому важнейшим направлением государственной политики является именно формирование и исполнение местного бюджета, являющееся основой для развития выше стоящих бюджетов.
Формирование бюджета города осуществляется на основе действующего федерального, регионального бюджетного и налогового законодательства, с учетом нормативно-правовых требований Бюджетного и Налогового кодексов Российской Федерации, нормативно-правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, муниципальных правовых актов, изменений и дополнений к ним.
На протяжении рассматриваемого нами периода бюджет города исполнялся с дефицитом в 2008 году и с профицитом в 2009 и 2010 годах.
Данные о состоянии бюджета представлены в Таблице 1.
Таблица 1 – Бюджет города Ханты-Мансийска
Наименование |
2008г (тыс.руб.) |
2009г (тыс.руб.) |
2010г (тыс.руб.) |
Отклонение 2010 от (%) |
Отклонение 2010 от (+/-) | ||
2008 |
2009 |
2008 |
2009 | ||||
Доходы |
5 558 801 |
4 308 103 |
5 206 262 |
93,6 |
120,8 |
-352539 |
898159 |
Расходы |
5 819 965 |
4 231 605 |
5 201 043 |
79,8 |
109,7 |
-1176255 |
412105 |
Дефицит |
-216 164 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Профицит |
- |
76 498 |
5 219 |
- |
- |
- |
- |
Доходы местного бюджета формируются из налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений и доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Данные по поступлениям в бюджет города представлены в Таблице 2.
Таблица 2 – Состав и структура доходов бюджета города Ханты-Мансийска
Наименование |
2008г |
2009г |
2010г |
Отклонение 2010 от (%) | ||||
Сумма, тыс.руб. |
Уд. Вес, % |
Сумма, тыс.руб. |
Уд. Вес, % |
Сумма, тыс.руб. |
Уд. Вес, % | |||
2008 |
2009 | |||||||
Доходы Всего |
5 558 801 |
100 |
4 308 103 |
100 |
5 206 262 |
100 |
93,6 |
120,8 |
Налоговые доходы |
1 753 894 |
32 |
1 963 229 |
46 |
2 189 093 |
42 |
124,8 |
111,5 |
Неналоговые доходы |
226 228 |
4,0 |
154 691 |
3,5 |
209 707 |
3,2 |
92,7 |
135,6 |
Безвозмездные поступления |
3 510 899 |
63 |
2 114 964 |
49 |
2 740 580 |
53,3 |
78,9 |
129,5 |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
67 780 |
1,0 |
75 219 |
1,5 |
66 882 |
1,5 |
98,6 |
88,9 |
Общий объем доходов в 2010 году составил 5 206 262 тыс. руб., что выше уровня 2009 года на 20% в относительном и на 898 159 тыс. руб. в абсолютном выражении. Однако по сравнению с 2008 годом наблюдается снижение уровня доходов на 6,4% или 352 539 тыс. руб.
Это объясняется, в первую очередь, снижением объема безвозмездных поступлений из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Мировая экономика с конца 2007 года находится в стадии спада, в экономике России это проявилось с середины 2008 года. Кризис негативно влияет на нефтегазовую отрасль, которая является одной из важнейших составляющих экономики как ХМАО-Югры, так и России в целом. Для Ханты-Мансийска это означает существенное снижение финансовой помощи, поступающей из регионального бюджета.
Структура доходов городского бюджета за период 2008-2010 годы представлена в Приложении 1.
В структуре доходов бюджета, на протяжении всего рассматриваемого периода, наблюдается увеличение доли налоговых доходов, если в 2008 году они составляли 32% от общей суммы доходов, то в 2010 – 42%. Поступления от налогов за анализируемый период имели тенденцию к увеличению. Рост в 2010 году составил 24,8% к 2008 году и 11,5% к 2009. В структуре налоговых доходов преобладают налоги на доходы физических лиц. На протяжении трех лет их доля росла и к 2010 году составила 82,7%. Неналоговые доходы составляют порядка 4% всех доходов. В их составе большую часть занимают доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности. Наибольший удельный вес в структуре доходов имеют безвозмездные поступления. В течение всего анализируемого периода они составляют не менее 60% всех доходов. В структуре безвозмездных поступлений наибольшую долю занимают дотации. В их составе 600 тыс. руб. это дотации городу Ханты-Мансийску на выполнение функций административного центра ХМАО-Югры, остальная сумма направляется на выравнивание бюджетной обеспеченности. Доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности составляют порядка 1% всей суммы доходов.
На протяжении ряда лет поступления в доходную часть бюджета города имеют тенденцию к увеличению, в 2010 году доходы городского бюджета составили 5 206 262 тыс. рублей, что на 20,8 % превышает поступления 2009 года (4 308 103 тыс. рублей). В последние годы наметилась чёткая тенденция роста собственных доходов в структуре доходов бюджета, как в абсолютных, так и в относительных показателях, что обусловлено, прежде всего, увеличением объема поступления налоговых доходов в бюджет города. Если в 2008 году собственные доходы составляли 37% поступлений в бюджет, то в 2010 году этот показатель возрос до 40%. Прежде всего, рост собственных доходов связан с увеличением поступлений в бюджет города налога на доходы физических лиц. За рассматриваемый период поступления от данного налога увеличились, по сравнению с 2008 годом на 22%, с 2009- на 7,4%. Это может быть обусловлено как ростом фонда заработной платы, так и с политикой Ханты-Мансийского автономного округа, направленной на повышение самостоятельности местных бюджетов, выразившейся в передаче местным бюджетам части закреплённых Бюджетным Кодексом РФ поступлений от данного налога в бюджет субъекта.
В 2010 году в бюджет города поступили доходы в сумме 5 206 262 тыс. рублей, плановые назначения, составляющие 5 075 310 тыс. рублей исполнены на 102,5% (Приложение 2), при этом плановые назначения по поступлению налоговых доходов исполнены на 103% (при плане 2 124 872 тыс. рублей поступили средства в сумме 2 189 093 тыс. рублей), что связано с увеличением количества плательщиков налогов, поступлений платежей прошлых лет в начале 2010 года. По неналоговым доходам исполнение составило 112,5% (209 707 тыс. рублей при плане 186 338 тыс. рублей), что возможно могло быть связано с тем, что запланировано было меньше, чем фактически поступило. По безвозмездным поступлениям исполнение годового плана составило 99,1%, что обусловлено блокировкой части субсидий на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства. Данные предоставлены на Рисунке 1.
Рисунок 1 - Налоговые доходы бюджета г.Ханты-Мансийска 2008-2010 гг, тыс. руб.
Около 11% налоговых доходов бюджета составляют налоги на совокупный доход, которые включают налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и единый сельскохозяйственный налог. На протяжении рассматриваемого периода поступления от данной группы налогов увеличились. По сравнению с 2008 годом увеличение составило 0,5%, 2009 – 14,3%.
Налоги на имущество составляют порядка 7,5% всех доходов. Эта группа налогов включает: налог на имущество физических лиц, транспортный налог и земельный налог. Основную долю государственной пошлины составляет государственная пошлина за государственную регистрацию транспортных средств и иные юридически значимые действия, связанные с изменениями и выдачей документов на транспортные средства, выдачей регистрационных знаков, приёмом квалификационных экзаменов на получение права управления транспортными средствами, администратором которой в бюджете города является Управление внутренних дел Ханты-Мансийского автономного округа. Также одним из основных источников поступление государственной пошлины в городской бюджет являются поступления госпошлины по делам, рассматриваемым мировыми судьями в судах общей юрисдикции.
Неналоговые доходы занимают 4% в структуре доходов бюджета и в 2010 году поступили в сумме 209 707 тыс. рублей. За анализируемый период наблюдается снижение объемов неналоговых доходов бюджетов. По сравнению с 2008 годом снижение составило 7,3%, в 2010 году произошел рост на 35,6%, но уровень 2008 года так и не был достигнут. Доля неналоговых доходов в общей структуре доходов является достаточно низкой. На протяжении всего анализируемого периода они составляли не более 4% всех доходов.
Среди неналоговых доходов преобладают поступления от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, их доля около 25%
Платежи при пользовании природными ресурсами формируются в основном за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также включают платежи при пользовании недрами и плату за использование лесов и составляют порядка 2,5% всех доходов.
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов это средства от проведения аукционов по продаже земельных участков и средства от выкупа гражданами арендованных земельных участков в собственность, а также от продажи квартир, находящихся в муниципальной собственности. В общей сумме доходов на их долю приходится около 14,5%.